Чем покрыть паркет в эрмитаже

Обновлено: 14.05.2024



И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа

Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Эрмитаж. | Фото: lovepik.com.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет. Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

 306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. | Фото: peterburg.center.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

 Один из 365 залов Эрмитажа.| Фото: classpic.ru.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа

Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

 Дворцовый паркет Эрмитажа.| Фото: master-parketov.ru.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.

Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Дворцовый паркет Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты. | Фото: master-parketov.ru.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

 «Малахитовый Зал. Эрмитаж» | Фото: classpic.ru.

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа. | Фото: spbfotos.ru.

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

 Художественный паркет Соборного зала Эрмитажа. | Фото: pravlife.org.

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.

К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике "графье", которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.

 Художественный паркет Эрмитажа. Фрагмент.| Фото: master-parketov.ru.

За историю своего существования Эрмитаж претерпевал не только природные стихийные бедствия, разрухи от войны, но и грабежи. По этой теме читайте нашу публикацию: Как большевики распродавали Эрмитаж: Бриллиантовая комната, рака Невского и другие шедевры .



После революции 1917 года в руках молодой Советской власти оказались несметные сокровища. Речь шла даже не о деньгах, а о предметах старины и искусства, которые находились в России. Картины великих художников, ювелирное наследие царской семьи, иконы и книги, имеющие огромную ценность. Многие ценители искусства были разочарованы решением властей продавать на заграничных аукционах шедевры изобразительного искусства и уникальные предметы старины. Чем было вызвано такое решение и оправдало ли оно себя впоследствии?

Эрмитаж после революции

В былые времена. / Фото: www.liveinternet.ru

Сразу после октябрьской революции в Эрмитаж было передано множество произведений искусства, которые были национализированы большевиками из частных коллекций. Также в музей перешла коллекция академии художеств и часть предметов интерьера из Зимнего дворца.

Комплекс зданий Эрмитажа. Вид с Дворцовой набережной. / Фото: www.online-knigi.com

Однако в 1921 году Ленин подписал постановление «О составлении государственного Фонда ценностей для внешней торговли». И тогда стали составлять списки произведений искусства, которые могут быть проданы на заграничных аукционах. Не миновала эта участь музеи по всей стране, в том числе и Эрмитаж. При этом предметы старины, шедевры живописи не только включали в списки, но и вывозили из выставочных залов и хранилищ музеев.

Молодой стране нужны были деньги, а кредиты давать ей никто не собирался, так как советская власть официально отказалась от долгов царской России.

Первые потери

Диадема «Русская красавица» императрицы Александры Федоровны, 1841 год. Была продана. / Фото: www.golos.io

Первой от действий властей пострадала Бриллиантовая комната, в которой хранилось ювелирное наследие царской семьи. Уникальные изделия из драгоценных металлов, украшенные удивительными камнями, представляли собой не только ювелирную, но и историческую ценность, так как комната основана была ещё Петром І. Всего в коллекции насчитывалось 284 предмета.

В 1923 году большинство предметов бесследно исчезли, а после в Амстердаме и Антверпене были выставлены на продажу уникальные драгоценные камни, в которых русские эмигранты сразу узнали экземпляры из Бриллиантовой комнаты.

Дворцовая анфилада. На первом плане Бриллиантовая комната. / Фото: www.culture.wikireading.ru

Разразившийся скандал приостановил продажи, однако не отменил их. Вместо открытых торгов стали проводить закрытые, куда приглашали для осмотра драгоценностей лишь избранных. Там же и озвучивали цену.

Из всего собрания коронных драгоценностей царской семьи сохранился 71 предмет.

Шедевры на продажу

Государственный Эрмитаж. / Фото: www.rbsmi.ru

Чтобы получить деньги на запланированную индустриализацию страны, руководством было принято решение официально продавать предметы искусства по линии Внешторга. Самый известный аукцион, на который съехались многие коллекционеры и ценители искусства, прошел в Берлине в 1928 году.
И здесь тоже не обошлось без скандала. Русские эмигранты узнавали свои личные вещи в каталоге предметов, выставленных на продажу. Поначалу на них наложили арест, но после сняли и проведению аукциона не препятствовали. Ссориться с Советским Союзом никто не хотел. Аукцион позволил получить весьма солидную сумму, а для советских властей послужил сигналом к массовой продаже ценностей.

Однако из-за больших объёмов ценностей, появившихся на рынке, цена на антиквариат упала. Тогда и было принято решение о начале продаж самых настоящих шедевров.

Уникальная рака Александра Невского. / Фото: www.golos.io

Нешуточная борьба развернулась между властями и Эрмитажем из-за уникальной раки Александра Невского. Рака имела огромную историческую ценность, ведь в XVIII веке её отлили из самого первого серебра высшей пробы, добытого в России.

Однако чиновники требовали выставить раку на продажу. Они намеревались выручить за неё весьма приличную сумму, ведь серебра в ней было целых полторы тонны. Позже вместо продажи раку решили переплавить. Архивы музея до сих пор хранят уникальные документы, которые являются свидетельством той борьбы, которую вели сотрудники Эрмитажа за сохранение исторической святыни. И всё же они смогли отстоять это произведение искусства, правда, им пришлось передать сотрудникам Внешторга полторы тонны серебра взамен раки.

Утраченные произведения искусства

Галуст Гюльбенкян. / Фото: www.wikimedia.org

К началу 1930-х годов множество шедевров живописи из Эрмитажа были проданы. При этом мировые шедевры продавались тайно, их просто предлагали купить известным иностранным коллекционерам. Первым покупателем стал британский финансист и известный коллекционер Галуст Гюльбенкян. Он лично составил список тех картин, которые он хотел бы приобрести, при этом в него вошло множество действительно мировых шедевров.

Дирк Боутс «Благовещение», около 1465-1470, теперь находится в музее Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон. / Фото: www.i.pinimg.com

В результате нескольких сделок он стал обладателем 51 произведения искусства, в том числе картин: Дирка Боутса «Благовещение», «Портрета Титуса» и «Афины Паллады» Рембрандта, «Портрета Хелены Фоурман» Рубенса.

Эндрю Меллон. / Фото: www.artchive.ru

Позже через консорциум немецкого торговца Фрэнсиса Маттисона 21 картину приобрёл американский банкир Эндрю Меллон. В основанной ним галерее оказались «Мадонна Альба» Рафаэля, «Обнаружение Моисея» Веронезе, «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» Рембрандта, «Поклонение волхвов» Боттичелли и многие другие.

Рафаэль «Мадонна Альба», Национальная галерея искусства, Вашингтон. / Фото: www.golos.io

Позже разным покупателям было продано ещё множество бесценных сокровищ. Всего для продажи было отобрано 2880 произведений искусства, из них 59 были мировыми шедеврами. После запрета на продажу музейных ценностей в Эрмитаж вернулось лишь малая часть тех картин, которые продать не удалось. 48 бесценных произведений были безвозвратно утрачены для России. А деньги, вырученные за продажу музейных ценностей, не покрыли и одного процента расходов на индустриализацию.

Кто-то вычислил, что придётся потратить 8 лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя на осмотр каждого экспоната хотя бы минуту. Но разве ограничишься одной минутой, когда перед тобой уникальные шедевры ювелирного искусства из коллекции Государственного Эрмитажа! Порой не верится, что эти предметы сделаны руками человека.


Всех, кто хотя бы раз побывал в самом знаменитом музейном комплексе Санкт-Петербурга, наверняка, впечатлил самый необычный зал Большого Эрмитажа, названный Лоджиями Рафаэля . Эти лоджии являются практически точной копией римского оригинала, созданного в Ватикане в Апостольском дворце. Каким же образом это удивительное архитектурное сооружение и фрески Рафаэля оказались в Зимнем дворце Северной столицы, читайте в нашей публикации.

Все знают поговорку, которая испокон веков бытует в России:"Не было бы счастья, да несчастье помогло". Именно так и случилось с лоджиями Рафаэля, которые своим появлением в Зимнем дворце обязаны недомоганию российской императрицы. На дворе стояла затяжная осень 1778 года. Екатерина II, сильно простудившись, чувствовала себя совсем разбитой. К тому же настроение государыни изрядно портил унылый северный пейзаж за окном. И, чтобы хоть как-то занять себя, царица взялась листать альбомы-каталоги, доставленные ей из Европы, с гравюрами и фресками.

Российская императрица Екатерина Великая. Художник: Фёдор Рокотов, около 1780 год.

В одном из альбомов ей на глаза попались изображения уникальных лоджий дворца Папы в Ватикане. На колонах — ковровый орнамент, на сводах — фрески со сценами из Ветхого и Нового Заветов, которые были созданы по рисункам самого Рафаэля настолько впечатлили царицу, что Екатерина тут же загорелась идеей во что бы то ни стало выстроить в своем дворце такие же лоджии и поместить в них копии фресок.

И когда, наконец, от Папы пришло разрешение на копирование фресок и сооружения самих лоджий, последовал указ императрицы: немедля послать в Ватикан мастеров, дабы скопировать в натуральную величину и своды, и стены, да и сами уникальные фрески Рафаэля, изображающие истории из Библии от сотворения мира до Вознесения Господнего.

Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.

В 1779 закипела работа в Папском дворце в Ватикане, где приглашенный Екатериной архитектор Джакомо Кваренги скрупулёзно делал замеры Ватиканской галереи, а российские придворные художники под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера создавали копии фресок на подготовленные холсты. Вскоре работы закипели и в столице Российской империи, где в 1783 году началось возведение самих лоджий. Корпус для них был возведён вдоль Зимнего канала, примыкающего под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительные работы велись под наблюдением архитектора Ивана Францевича Дункера и каменных дел мастера Джузеппе Лукини.

Вся Европа в то время шушукалась, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но, ехать в Ватикан - дело не царское. Так что сами лоджии должны были приехать в Санкт-Петербург.

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже, называемые также Библией Рафаэля.

Несоответствие копий оригиналу

Однако, когда копии фресок, написанных темперой на холстах, прибыли из Ватикана в Россию, оказалось, что их размеры не соответствуют размерам построенной галереи. И строителям, разумеется, ничего не оставалось как привести в соответствие постройку - была уменьшена ширина столбов и простенков, а также увеличены оконные проемы. Все работы по постройке лоджий были завершены к 1792 году.

 В центральном своде размещен двуглавый орел - символ российской империи.

И все же стоит отметить, что даже после переделки лоджий Рафаэля в Эрмитаже, как ни хотелось императрице на все сто воссоздать римский оригинал, не являлись его точной копией. Ввиду сырого северного климата было решено открытую аркаду проемов заменить зеркалами, а оконные проемы - остеклить. Для отопления зимой длинного помещения было выложено четыре печи. Существовал еще ряд отличий между копией и оригиналом: рельефы по всему периметру были заменены монохромной гризайльной живописью, а в центральном своде был размещен двуглавый орел - символ российской империи.

Мало того, с течением времени корпус лоджий Рафаэля в Эрмитаже претерпел и изменения, и полную перестройку. А случилось это в середине XIX века, когда сооружали Новый Эрмитаж. И сейчас от первоначального внешнего облика здания лоджий, возведенных а екатерининские времена, практически ничего не осталось. Чего не скажешь о внутреннем их убранстве: все фрески, написанные на холстах, во время строительных работ были сняты, а по завершении строительства установлены на свои прежние места. К слову, еще один любопытный факт. Впоследствии были обустроены окнами и Лоджии Рафаэля в Ватикане, что увеличило сходство оригинала лоджий в Ватикане с их копиями в Санкт-Петербурге.

Гротески, созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Но, как бы там ни было, лоджии и по сей день радуют взоры посетителей Эрмитажа. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки канта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Имено таковыми являются прославленные "гротески", созданные Рафаэлем под влиянием античных римских росписей.

Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Библия Рафаэля. 13 сводов, изображающих основные библейские истории

В последние годы своей жизни и творчества Рафаэль стал предпочитать живописи архитектурную деятельность. Он разработал несколько проектов дворцов для состоятельных заказчиков неподалеку от Ватикана. Одной из последних его работ был проект парадной виллы с открытыми лоджиями для Папы римского в Ватикане, получившими позже название Лоджии Рафаэля. Именно для них он разработал эскизы фресок, так заинтересовавших спустя два с половиной века, российскую императрицу.

Как уже говорилось выше, фрески Рафаэля являются по своему содержанию библейскими историями, чередующимися с орнаментами в стиле «гротеск». Этот стиль великий мастер позаимствовал из античных фресок, обнаруженных в XV веке на руинах Золотого дома Нерона. Оригинальные лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу Папы римского Льва Х в 1517-1519 годах. Но замысел Рафаэля пришлось воплощать его ученикам по разработанным эскизам великого мастера.

Лоджии Рафаэля. Фрагмент.

Лоджии разделены на тринадцать равных частей, каждая из которых имеет собственный свод. В свою очередь каждый свод украшен четырьмя композициями на Библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета. Все свободное пространство заполнено декоративными орнаментами. Композиции в оригинале из Ветхого и Нового Заветов выполнили Джулио Романо и Пенни. Гротески и многочисленные декоративные элементы выполнили Джованни да Удине и Перино дель Вага.

В «Библии Рафаэля» насчитывается пятьдесят два сюжета, объединенных единой темой – история Заветов между Богом и людьми. Многие фрески напоминают росписи на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело.

Первый свод лоджий Рафаэля:

Первый свод украшен четырьмя Историями из Книги Бытия в шестиугольных рамках. Сотворение света; Отделение земли от воды; Сотворение солнца и луны и Сотворение животных.

«Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.

Во втором своде представлены «Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.

«Истории Ноя». Выход из ковчега.

В третьем своде «Истории Ноя»: Строительство ковчега; Великий потоп; Выход из ковчега и Жертвоприношение Ноя.

«Истории Авраама и Лота». Явление Бога Аврааму.

Четвертый свод содержит «Истории Авраама и Лота»: Авраам и Мелхиседек; Обетование Бога; встреча с ангелами и Бегство из Содома. В основании «Жертвоприношение Исаака».

«Истории Исаака». Исаак благословляет Иакова.

В пятом своде «Истории Исаака»: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава .

 «Истории Иакова». Иаков просит руки Рахили.

Шестой свод посвящен «Историям Иакова» — это Сон Иакова; Встреча с Рахилью; договор с Лаваном и Уход в Ханаан .

 «Истории Иосифа». Иосиф толкует братьям свои сны.

В седьмом своде, представлены «Истории Иосифа». К ним относятся: Объяснение снов братьям; Продажа братьями; Искушение жены Потифара и Объяснение снов фараону.

«Истории Моисея». Неопалимая купина.

На восьмом своде расположены «Истории Моисея»: Моисей, спасенный от воды; Неопалимая Купина; Проход из Красного моря и Чудо воды, выпущенное из обрыва. Монохромная сцена показывает падение манны.

 «Истории Моисея и Иисуса Навина». Моисей показывает скрижали завета народу Израиля.

Следующий девятый свод украшен «Историями Моисея и Иисуса Навина». Они показывают: Внесение Скрижалей Закона; Поклонение Золотому Тельцу; Столп Дымовой и Представление Закона евреям .

 «Истории об Иисусе Навине». Переход через Иордан.

В десятом своде «Истории об Иисусе Навине» — Переход через Иордан; Падение Иерихона; Захват Иисусом Навином солнца и луны и Разделение обетованной земли.

«Истории Давида». Триумф Давида над ассирийцами.

В одиннадцатом своде находятся «Истории Давида» — Освящение; Битва с Голиафом; Триумф Давида над ассирийцами и Давид и Вирсавия.

«Истории Соломона». Суд царя Солормона.

Двенадцатый свод посвящен «Истории Соломона»: Освящение Царя; Суд; Встреча с Царицей Савской и Строительство Храма в Иерусалиме.

 «Истории Христа».Поклонение волхвов.

Тринадцатый свод содержит «Истории Христа». Изображены четыре новозаветные сцены: Рождество; Поклонение волхвов; Крещение и Тайная вечеря.

 «Истории Христа». Тайная вечеря.

Вначале Великой отечественной войны ради сохранения живописи в лоджиях Эрмитажа было принято решение: холсты не снимать. Огромные окна лоджий были закрыты специальными прочными щитами. И нужно сказать, что эти меры предосторожности себя оправдали в полной мере. За всё время блокады, когда город на Неве нещадно подвергался авиационным бомбардировкам, здание лоджий не получило никаких повреждений.

Впечатляющи в Эрмитаже не только лоджии Рафаэля, но и уникальные паркетные полы. Об этом читайте нашу публикацию: Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства.

И если уж говорить о художественном паркете, как о настоящем произведении искусства, придающем помещению шик и роскошь, так это непременно о паркете Государственного Эрмитажа - одном из самых выдающихся музеев не только России, но и мира. А ведь мало кто задумывался над тем, что знаменитые дворцовые паркеты музейного комплекса, созданные по проектам видных архитекторов XIX века, являются такими же экспонатами, как и произведения искусства, хранящиеся в нем самом.

Немного из истории Эрмитажа

Зимнему дворцу на главной площади Санкт-Петербурга уже почти 260 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. А вот 1764 год принято считать годом основания Эрмитажа.

Эрмитаж. | Фото: lovepik.com.

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет.

Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

306 зал Эрмитажа/ Лоджии Рафаэля в Эрмитаже.

На сегодняшний день Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс, основная экспозиционная часть которого занимает пять зданий, связанных между собой, расположенных вдоль набережной реки Невы — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж.

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа

Любопытно, что в России паркет появился приблизительно в 15 веке. Так как каменный пол не добавлял комфорта жилищам, во дворцах и помещичьих усадьбах стали применять древесину. Изначально активно использовали хвойные породы: сосну, ель, пихту. Позже в качестве пола стали использовать доски из благородного и долговечного дуба.

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

Дворцовый паркет Эрмитажа.

Еще раз повторюсь, невзирая на то, что мы ходим по дворцовым паркетным полам Эрмитажа ногами, он является такими же экспонатом, как и шедевры искусства, хранящиеся в нем самом. Но больше всего удивляет то, что при всем при этом художественный дворцовый паркет уникален и неповторим в каждом из залов огромного музейного комплекса.

Эскизы для эксклюзивных напольных покрытий Эрмитажа создавались известнейшими архитекторами XIX века, а производились они на знаменитой фабрике Е.А.Миллера. Для изготовления дворцового паркета использовали древесину твердых и экзотических пород деревьев: дуба и палисандра, груши и яблони, ореха и красного дерева, сандала и махагона. По способу укладки мозаичный паркет, собирался бесшпунтованным способом в модули, четкую геометрию которых удерживала специфическая клейкая подкладочная основа. Затем готовые модули укладывали на мощные напольные балки.

Дворцовый паркет Эрмитажа.

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. И сегодня мы предлагаем вам небольшой виртуальный экскурс по основным залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Нужно отметить, что Большой тронный за свою историю претерпевал две крупные реставрации напольного покрытия и одну косметическую. Первый раз - по указу Николая I, который решил полностью изменить рисунок паркета. Во время этой реставрации также изменили расположение люстр на потолке и возвели колонны. С того времени кессонный орнамент потолков стал практически полностью повторять рисунок паркета. Для более четкой привязки все декоративные элементы потолочного орнамента покрыли золотой краской, которая подчеркивала рисунок паркета. Использование же красного дерева в элементах напольного покрытия, в свою очередь эффектно подчеркивал позолоту потолка и белоснежность мраморных колонн.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа.

Сам паркет Георгиевского зала был собран из 16 видов элитного дерева. Его орнамент включал в себя сплетение вензелей, повторяющие геометрическую округлость герба, изображенного на потолке в центре зала. Общая площадь покрытия разделена на модули бордюрами с рисунком в египетском стиле. Модули имеют вытянутый прямоугольный вид, а их размер уменьшается от центра зала к стенам.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты. | Фото: master-parketov.ru.

Художественный паркет Георгиевского зала Эрмитажа. Фрагменты.

Повторной реставрации напольное покрытие подверглось после бомбежки Зимнего вначале 1941 года. Рисунок паркета Георгиевского зала реставраторами был восстановлен полностью еще до окончания войны, так как Большой тронный зал был олицетворением величия и значимости России со времен империи. Во время последней реставрации, проводимой в 2012 году, мастера смогли полностью воссоздать гравировку, созданную в еще в 1840-х годах.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа. | Фото: master-parketov.ru.

Фрагменты дворцового паркета Георгиевского зала Эрмитажа.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

Петровский зал Эрмитажа, спроектированный и созданный французским архитектором О. Монферраном в 1833 году, по замыслу должен был отразить величие основателя Санкт-Петербурга и первого императора России. Паркет Петровского зала насчитывает 9 пород дерева для создания декоративного рисунка. За основу орнамента была выбрана большая розетка в центре зала с вплетением между её лепестками петровских вензелей в виде двойных символов «Р». По краям основного рисунка в несколько рядов расположены темные бордюры, первый бордюр отражает египетский орнамент, второй повторяет мелкие розетки, дополняющие основной рисунок цветка.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа. | Фото: silverparket.com.

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа.

К слову сказать, Петровский зал за всю историю Эрмитажа пострадал больше всего: во время пожара в 1837 году и бомбежки Зимнего дворца немцами во Вторую мировую. После пожара большую реставрационную часть работ провел российский архитектор В. П. Стасов, который по сохранившимся эскизам Монферрана смог полностью воссоздать первозданный рисунок наборного паркета.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Художественный паркет Малого тронного зала Эрмитажа. Фрагмент.

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

«Малахитовый Зал. Эрмитаж»

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Золотая гостиная Эрмитажа.

Изначально проект золотой гостиной имел куда более скромный вид. Лишь только в 1850 году было решено создать гостиную в роскошном золотом убранстве: двери, стены и паркет были позолочены. Палитра наборного паркета, которая и до этого включала только желтые и золотистые породы дерева после золочения заиграла еще большей роскошью и шиком.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: silverparket.com.

Художественный паркет в золотой гостиной Эрмитажа. Фрагмент.

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент.

Павильонный зал, расположенный в северной части Малого Эрмитажа, и был создан в 1858 году архитектором Е. А. Штакеншнейдером. Уникальность паркета этого зала заключена в идентичности стилистики рисунка совмещенных комнат. Этот зал представлен в виде коридоров, соединяющихся в центральной части, где расположена мозаика с мелкими мозаичными узорами, напоминающая полы древнеримской бани. Этот рисунок выгодно отразил богатство материала и ювелирную работу российских мастеров.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент. | Фото: delaremontnika.ru.

Мозаичный пол в павильонном зале Эрмитажа. Фрагмент.

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

Художественный паркет Соборного зала Эрмитажа.

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Поавда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.

К большому сожалению, в рамках краткого обзора невозможно показать все образцовые экспонаты дворцового паркета Эрмитажа, но хотелось все же пару слов сказать о старинной технике "графье", которую использовали при оформлении вензелей и узоров на паркете в исторического дворца. Её суть заключена в том, что в массиве дерева вырубались желоба на определённую глубину основного полотна, которые затем заполнялись цветной древесной пылью, расплавленным металлом, перламутром, янтарём, другими материалами. Такой пол менее износостойкий и стоит дороже, выполненных в других техниках, но ведь это того стоит.

Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства

Художественный паркет Эрмитажа. Фрагмент.

Рекомендую также прочесть :

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Немного из истории Эрмитажа

Изначально художественная галерея представляла собой флигель Зимнего Дворца, где была размещена частная коллекция картин Екатерины II. А позже, ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию», и к флигелю пристроили еще одну часть, которую и назвали Эрмитажем. Это было первое здание в России, специально возведенное для размещения музея. Постройка заняла 11 лет.

Паркет Эрмитажа и его секреты

Его архитектором был Лео фон Кленце — придворный мастер короля Людвига I Баварского. Таким образом, Романовы предоставили широкой публике возможность наслаждаться своим собранием шедевров мирового искусства.306 зал Эрмитажа. Фото: peterburg.center. Лоджии Рафаэля в Эрмитаже. Фото: peterburg.center.

В них открыты для посещения 365 залов, где находится более трех миллионов экспонатов (для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч). Если осматривать все 365 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет. Стоит также отметить, что общая площадь помещений музейного комплекса составляет 233 345 метров квадратных, а экспозиционно-выставочная площадь — 100 000 метров квадратных. И стоит отметить, что практически вся эта площадь устлана паркетом, который имеет не только весьма солидный возраст, но и художественно-историческую ценность.

Дворцовый паркет Эрмитажа

Модули собирались из разных по форме элементов, контрастных по цвету и рисунков на самой древесине, выкладывались орнаменты и целые картины, образуя на полу цельное полотно с изображением. Оригинальный паркет основных залов, состоящий из нескольких ценных пород древесины различных оттенков, оформлялся тончайшими эксклюзивными узорами при помощи гравировки и служил главным украшением всего дворца. Пройдемся по некоторым залам Государственного Эрмитажа, дабы увидеть диво-дивное, которое часто не замечаем под своими ногами.

Георгиевский (Большой тронный) зал Эрмитажа

Петровский (Малый тронный) зал Эрмитажа

2 января 1944 года одним из последних снарядов, выпущенных немцами по Зимнему дворцу, задело Малый тронный зал. От взрывной волны в нём рухнула огромнейшая бронзовая люстра, разрушившая повторно отреставрированное покрытие пола. Помимо этого, наборный паркет Эрмитажа очень сильно пострадал от наледи и воды, которая долгое время покрывала весь пол музея. Теперь уже советский архитектор А. В. Сивков возглавлял реставрационные работы всего Эрмитажа. И в Петровском зале покрытие по-прежнему было полностью воссоздано по первоначальному проекту.

Малахитовый зал Эрмитажа

Особое значение во дворце всегда занимал Малахитовый зал, соединяющий приемные залы с личными покоями царской семьи. Здесь четко прослеживается смена стилистики в рисунке паркета. Крупная розетка в центре зала в виде 12-ти конечной звезды, с ответвлением угловых секторов, разделенных широкими бордюрами из темных пород дерева. Связывают весь рисунок шестиконечные звезды, располагающиеся в бордюре, окаймляющем розетку. В свою очередь, геометрически вытянутые вензеля узора на паркете, как бы отражены на потолке с золотым тиснением секторов.

Золотая гостиная Эрмитажа

Рисунок паркета создан из 10 сортов древесины, а черная гравировка, разделяющая массу элементов центрального украшения паркета крупной розетки, эффектно подчеркивает богатство оттенков дерева

Павильонный зал в Эрмитаже

Паркет Эрмитажа и его секреты

Мозаичная розетка в центре зала разделена на восемь секторов, обрамленных бордюрами с красной и зеленой гравировкой в египетском стиле. В центральной части розетки видим щит с изображением Медузы-Горгоны, а в секторах воссозданы события военных походов римлян и конных битв, а также мифологические сюжеты. Эта работа, расположенная в центре этого зала, уникальна и имеет особую историческую ценность.

Соборный зал Эрмитажа

Соборный зал отделан по проекту архитектора В. П. Стасова. Цветовая гамма паркетного покрытия решена в тон тронному залу. Правда, отличается монотонным рисунком – бесконечно повторяющиеся модули восьмигранников, в которых прочитывается крест. Нет ни бордюров, ни розеток – глазу не за что «зацепиться». Прихожане, стоящие на службе слышат лишь звуки молитвы, видят тонкую позолоту интерьера, иконы со святыми образами, а если глаза и опускаются в пол, то узорчатый образ креста возвращают их к происходящему.

Белый зал

Паркет Эрмитажа и его секреты

Белый з ал был создан Александром Брюлловым и резко отличается от других интерьеров Зимнего дворца. Его необыкновенная легкость, неземные высоты потолка и филигранная отделка деталей поражают зрителей уже много лет. Интерьер Белого зала наполнен изящной мебелью, стены помещения украшают 8 пейзажей и небольшие работы Юбера Робера.
Белый зал Белый зал

За историю своего существования Эрмитаж претерпевал не только природные стихийные бедствия, пожар, разрухи от войны, но и грабежи. но благодаря труду многих и многих мастеров и реставраторов до сих пор производит впечатление. Так что, если попадете в Эрмитаж не забудьте присмотреться и к полам. Они того стоят!

Читайте также: