Чем изразец отличается от плитки

Обновлено: 23.04.2024

В России в настоящее время существует путаница в употреблении этих двух терминов. Кафелем называют плитку для облицовки полов и стен в помещениях, хотя было бы правильнее называть ее изразцом. Изразец - это 2%-ная керамика, выполняющая, главным образом, декоративную функцию и не обладающая теплонакопительными свойствами. Когда говорят о кафеле, то подразумевают 5%-ную печную керамику, по своей теплопроводности и теплоотдаче в несколько раз превосходящую шамотный кирпич. Ее издавна использовали в строительстве печей и каминов не только для их отделки, но и для увеличения площади нагреваемых поверхностей (за счет сильновогнутых или выпуклых форм). Кафель более пластичен и в отличие от других отделочных материалов для каминов и печей (мрамора, гранита, дерева, известняка и т.д.) дает практически неограниченный выбор форм и оттенков. При этом он является прекрасным строительным материалом: кафельная отделка печи может быть самонесущей конструкцией. Существуют два типа кафельных печей: калориферные и теплонакопительные.

Также читайте в этом разделе:

Почему в последнее время так непопулярны обычные кирпичные трубы?
Дело в том, что высокая температура при микровзрывах сажи приводит к деформации и разрушению кирпичного дымохода. Он также не устойчив к воздействию конденсата, даже незначительное его количество спос.

По каким параметрам выбирается отопительная система?
В первую очередь надо запомнить, что отопительная система подстраивается под дымоход. Поэтому, если у Вас появилось желание установить у себя в доме печь или камин, то главный вопрос, который сразу же.

Что такое садовый камин?
Садовый камин очень похож на традиционные камины, которые устанавливаются внутри жилых помещений. Но в отличие от них его главное задачей является приготовление пищи на открытом пламени. При строитель.

Какие бывают камины?
Существует много критериев, по которым подразделяются камины. Это и вид расположения, мощность, применяемый материал, конструкция дымохода и топки. По способу размещения стационарные камины могут быть.

Фото: MCSMandalas/Pixabay

Производители предлагают массу вариантов для оформления помещений, часто встречается гипсовая и пенопластовая плитка. Но традиционные изразцы делали из керамики и обожженной глины. Плиткой с резными узорами украшали внешние стены домов, камины и печи. Ее можно увидеть на монастырях и в комнатах средневековых замков. Изразцы расписывают вручную и покрывают глазурью. Плитки могут быть квадратной или прямоугольной формы. Чаще всего их украшают рисунками, стилизованными под классику XVI–XVII века: изображениями рыцарей, флоры и фауны, мифических существ из сказок.

Фото:pinterest.ru

Чем изразец отличается от плитки

Помимо объемного рисунка, изразцы отличает особое крепление — румпа. Оно находится на тыльной стороне, по контуру плитки. Румба выполняет теплосберегающую функцию, так как изначально этими «кирпичиками» оформлялись стены печей и каминов. Современные изразцы гораздо тоньше, им не нужны большие выступы, поэтому и крепления делают не более двух сантиметров. Это позволяет экономить пространство; выложенное панно не будет выпирать из стены.

Муравленые изразцы

Настоящие мастера, изготавливающие этот вид декора, могут на глаз определить специфику изразца и происхождение картинки. Один из самых распространенных видов — муравленые изразцы, которые покрывались свинцовой глазурью. Их можно узнать по темно-зеленому оттенку. Такая плитка появилась во времена, когда не было возможности расписывать ее разными цветами и фиксировать краску. Тем не менее муравленые изразцы популярны и сейчас, когда интерьеру не требуются полихромные детали.

Фото:vesta-ceramica.ru

Ярославские и воронежские изразцы

Подобную цветочную розетку можно встретить на домах Ярославля и сегодня. Плитка декорирована узнаваемым орнаментом, выполненным в одной из шести техник. Цветы на рисунке различаются количеством лепестков и небольшими вольностями в цвете. Воронежские изразцы — это сочетание зеленого, красного, синего, желтого и оранжевого цветов — красок, доступных во времена их появления. Особенность таких изразцов — симметричный рисунок и четкие рамки по краям плитки.

Фото:kamin-keramik.ru

Калужские и гжельские изразцы

Мастера из Калуги предпочитали расписывать прямоугольные плитки. Картины на них были минималистичными: много пустого пространства, витиеватая рамка и композиция в центре изразца. Гжельские художники работали в узнаваемом стиле на контрасте белого и ярко-синего цветов. Их изразцы пользовались особой популярностью из-за возможности создать интерьер в единой композиции, дополнив его посудой и вазами в тон.

Фото:kamin-keramik.ru

Итальянская майолика и голландская плитка

В отличие от русских мастеров, итальянские художники предпочитали нежные оттенки и малоконтрастные сюжеты. Желтые, зеленые, серые и голубые цвета изображали картины из жизни итальянцев. Таким декором оформляли камины и фасады домов. Голландцы создавали плитки без рельефа, но уделяли внимание мельчайшей прорисовке деталей. Их изразцы — настоящие картины на маленьких квадратах.

Изразцы в современном дизайне

Дизайнеры предлагают украшать резной плиткой стены и фальш-камины. Изразцы впишутся не в каждый стиль: лучше всего они смотрятся в классическом, восточном или средневековом интерьере. Состаренные варианты могут стать интересным акцентом в лофте, разноцветные дополнят бохо. Многое зависит от тематики рисунка, но сочетать резную плитку с трендовым хай-теком, средиземноморским и скандинавским стилем точно не стоит.

Фото:pinterest.ru

Уход за изразцами

Выбирая элементы декора, учитывайте их практичность. В отличие от гладкой плитки, в углублениях рисунка изразцов оседает пыль, которую придется тщательно вытирать. При этом изразцы служат очень долго, они значительно прочнее тонкой керамики, выдерживают высокие температурные режимы и не боятся влаги.

Фото:artkaden.ru

Оформление части стены

Если необходимо продолжить однотонный фартук и внести разнообразие в монохромный интерьер, то керамические картинки — отличный выбор. Желательно подбирать их в тон к основному цвету отделки, но подойдут и контрастные варианты. Достаточно выложить на стене панно из трех — девяти плиток: оно будет заметным, но не перетянет на себя внимание с других акцентов в комнате.

Фото:pinterest.ru

Кухонный фартук

Изразцами оформляют различные участки стен, но на кухне они выполняют еще и практическую функцию. Плитки с восточным орнаментом располагаются хаотично, но так, чтобы не было скопления повторяющихся рисунков. Прежде чем выкладывать такой фартук, заранее подберите изразцы и расположите их на полу в правильной комбинации.

Фото:pinterest.ru

Оформление камина

Если в загородном доме есть печь или камин, можно выложить его изразцами с современным асимметричным рисунком. Дизайнеры предлагают отделывать как верхнюю, так и нижнюю часть трубы под очагом. Важно, чтобы орнамент на изразцах перекликался с цветами в интерьере. На этом примере голубому и травяному оттенкам вторят текстиль и живые растения.

Фото:pinterest.ru

Печь в квартире

Конечно, не стоит разжигать открытый огонь там, где его быть не должно. Но если хотите создать кухню в деревенском стиле, можно выделить пространство под столешницей, сделав в нем углубление, напоминающее печь. На этой фотографии изразцы добавляют колорит пространству с отсылкой к традиционным азиатским домам.

Фото:peredelka.tv

Квартира в едином стиле

Обычно изразцы используют по минимуму, чтобы не рябило в глазах. Но некоторые дизайнеры смело оформляют майоликой всю стену в гостиной, дополняют фартуком на кухне и лепят в ванной комнате. Насколько комфортно будет в разнообразии форм и оттенков, решать вам. Если выбрали подобное оформление, отдайте предпочтение однотонной мебели и текстилю нейтральных оттенков.

Если вас интересует облицовка печи изразцами, то будет полезно узнать об этом материале как можно больше полезной информации. Настоящая изразцовая плитка — самый сложный и дорогой в изготовлении облицовочный материал.
Что касается истории, то печные изразцы известны со 2-го тысячелетия до н.э., это фактические упоминания, но наверняка, появились они еще раньше. Сейчас актуальна тенденция возрождения старинных традиций, поэтому, изразцы снова возвращаются в интерьеры современных домов.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Изразцы для печи, камина и облицовки стен

Что такое изразцы?

Значение слова (этимология) многими трактуется по-разному, а произошло
оно от старого слова «изразить», т.е. вырезать. По сути своей, изразцы – это плитка из
обожженной глины (керамика), отличающаяся от других своей конфигурацией, а именно,
наличием румпы.

Румпа, что это такое и зачем она нужна?

Румпа изразца (см. рис.) представляет собой коробчатый
выступ на обратной (тыльной) стороне изразцовой плитки. Румпа придает плитке
прочность и повышает теплоемкость печи. По размерам она чуть меньше площади
изделия.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Именно эта ключевая особенность делает керамические изразцы
идеальным облицовочным материалом для домашней печи и камина.

Такая же пустотелая конструкция свойственна и кафельным
декоративным элементам для облицовки стен, фасадов, каминов и печей.

Преимущества изразцов перед плиткой

  • прочность и жесткость. Достигается за счет толщины изделия –
    изразец в 2 раза толще керамической плитки;
  • способность выдержать любую температуру;
  • устойчивость к перепадам температур;
  • аккумулирование тепла. Хорошо протопленная печь способна
    отдавать тепло в течение суток;
  • экологичность. Достигается за счет того, что в производстве
    используется глина, а также за счет того, что на поверхности изразцов (в
    частности глазурованных) не задерживается пыль. Она не сгорает и не выделяет
    вредные для пользователей вещества;
  • простота в уходе;
  • экономия топлива. Камера румпы долго удерживает тепло, за
    счет этого снижается расход топлива и увеличивается длительность обогрева;
  • исключение возможности получения ожога при контакте с
    поверхностью печи. За счет внутренней камеры температура изразцовой печи
    (наружных стен) не высокая;
  • низкий показатель влагопоглощения;
  • тепло, выделяемое изразцовой печью сравнимо с солнечным;
  • длительный срок эксплуатации, подтвержденный практикой;
  • историческая ценность. Старинные изразцы хорошо сохранились
    в усадьбах русской знати. И сегодня многие пользователи стремятся сделать жилье
    в традиционном стиле.

Безусловно, вне конкуренции эстетические свойства изразцов.
Благодаря разнообразию их видов можно воплотить в реальность любой
дизайн-проект. Изразцовая печь отлично впишется в любой дизайн – от классики до
модерна. Даже лаконичный хай-тек не устоял перед прелестью печных изразцов.

Изразцовая печь в интерьере — фото

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Печь облицованная изразцовой плиткой

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Изразцы для камина

Виды изразцов для печи и камина

1. По форме

Изразец на печь может быть уложен только целым, иначе его
уникальные свойства аккумуляции тепла сведутся к нулю. Поэтому, с точки зрения
формы для изразцов, выделают три основных элемента:

  • плоские (фронтальные). Предназначены для облицовки ровных поверхностей;
  • угловые. Соответственно, для облицовки углов;
  • фасонные. Позволяют облицевать выступающие части (например,
    карнизы) и выделить зоны. В основном используются как декоративные изразцы.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Разнообразие форм изразцов не ограничено стандартными элементами, существуют разные варианты (как на картинке)

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

2. По структуре лицевой поверхности

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Рельефные и гладкие изразцы- рельефные;
— гладкие.

3. По типу поверхности

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Глазурованные изразцы- глазурованные (глянцевые);

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

— не глазурованные изразцы (терракотовые)не глазурованные (матовые, терракотовые). Данный вид отличается более низкой, по сравнению с глазурованными изделиями ценой.

4. По наличию рисунка:

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Изразцы с рисунком- с рисунком;

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Изразцы без рисунка- без рисунка.

5. По стилю орнамента

Тематика рисунков и цветовая гамма изразцов передают дух той
страны, в которой они созданы.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Голландские изразцыГолландские изразцы. Им свойственная синяя цветовая гамма на снежно-белом фоне. Из мотивов преобладают морские, степные пейзажи, корабли,
мельницы, пастушки и т.п.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Испанские изразцыИспанские изразцы. В них ощущается влияние восточных
искусств. Сложные орнаменты отражают образ жизни востока.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Немецкие изразцыНемецкие изразцы. Отличаются четкостью линий и лаконичностью
рисунка. Изразцы немецкого производства имеют наибольшее постоянство размеров и
практически не нуждаются в дополнительной обработке перед облицовкой.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Русские изразцыРусские изразцы. Поражают буйством краски и разнообразием
орнаментов и узоров. Различные регионы имеют свои стили создания рисунка и
рельефа на изразцах.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Ярославские изразцыЯрославские изразцы. Один из ярких представителей русской ерамики. Их отличие в сложном рисунке и приглушенной цветовой гамме.

6. По размеру

Стоит отметить, что размеры изразцов у каждого производителя
могут варьироваться. Это связано с технологией производства. Тем не менее,
изразцовая плитка соответствует габаритам:

  • толщина изразца 45-50 мм;
  • размеры квадратного изразца (длина-ширина) 200х200, 220х220,
    прямоугольного 205х130 мм.

Данные показатели регламентируются ГОСТ 3742-47.

7. По виду румпы

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Простая румпа изразцапростые. Румпа имеет наклонный срез;

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Румпа изразца с бортикомс бортиком. Наличие бортика делает крепеж более удобным (за счет наличия в них крепежных отверстий) и надежным.

Изразцы – что это такое, какие бывают и как делают изразцовую плитку для печей

Ячеистая (сотовая) румпа изразцаВстречаются румпы с более сложной конфигурацией бортика и наличием нескольких камер.

Самым востребованным на сегодня среди пользователей видом
изделия считается глазурованный изразец с нанесенным рисунком.

Технология производства изразцовой плитки

Облицовка изразцами — это самый дорогой и сложный из всех
видов отделки. Это обусловлено технологией изготовления изделия.

Для производства изразцовой керамической плитки применяется
подготовленная и очищенная терракотовая глина. Перед началом работы ее
разминают и оставляют «отдыхать» несколько недель. Затем ее помещают в форму.
Стоит отметить, что глина дает усадку, именно поэтому формы делают на 5-10%
больше (зависит от вида глины). Раньше для работы применялись глиняные формы,
сегодня им на смену пришли гипсовые конструкции.

Заполненная глиной форма просушивается. Причем процесс этот
естественный и довольно сложный. Изделие нельзя подвергать действию сквозняков
или сушить слишком быстро. Это приведет к его растрескиванию.

Высушенный изразец обжигается, покрывается глазурью, и
наносят рисунок. Завершается работа еще одним обжигом, который длится сутки.
При этом, под воздействием температуры лицевая часть покрытия может изменить
оттенок. Именно поэтому изделия нужно сортировать перед укладкой.

Ввиду того, что весь технологический процесс выполняется
практически вручную, изразцы являются изделиями штучными и дорогостоящими. Как
правило, изразцы делают на заказ, количество рассчитывается по размерам печи
или камина. Стоимость комплекта изразцов ручной работы на печь может достигать 100-150
тыс. руб. Плюс, работа по облицовке. Изразцовые печи – удовольствие не дешевое.
Тем не менее, всё можно сделать самостоятельно, от изготовления изразцов, до
отделки печи.

Рекомендуем — пошаговая инструкция, как сделать изразцы
своими руками

Заключение

Отделка изразцами печи в доме, это отличный способ
совместить практичное с приятным – обогрев и декоративное украшение помещения.

Нас часто спрашивают, что такое майолика. Следующий вопрос — а что такое изразцы? И одно ли это и то же? Чтобы ответить сразу и всем на этот вопрос, мы решили написать эту небольшую статью.
Если кратко, то изразцы и майолика — это не совсем одно и то же, изразцы — это скорее один из частных случаев майолики, да и то — не всегда. Итак, по порядку.

Что такое майолика

Майолика — это технология или способ изготовления керамики. Майолику отличает от других видов керамики крупнопористый черепок, покрытый белой эмалью с последующим декорированием, которое может быть очень разным — от однородного глазурования полупрозрачными глазурями до росписи и живописи по эмали. Черепок может быть сделан из любой глины — терракотовой, фаянсовой, полуфаянсовой и т.д. и т.п. Главный общий признак такой керамики — достаточно высокая пористость на молекулярном уровне, как следствие, относительно сильная гигроскопичность (способность поглощать воду) и покрытие белой эмалью. Строго говоря, вся глазурованная керамика, кроме фарфора и т.н. «каменной» керамики — это майолика, если говорить о технологии и особенностях ее изготовления.

Наиболее известные майолики

Итальянские майолики — это, как правило, разнообразные изделия из красной и розовой (терракотовой) глины, покрытые эмалью и расписанные в ренессансном стиле: растительные и геометрические орнаменты, гротески и т. д.

Арабские и турецкие майолики — это также красная или желтовато-белая глина черепка, плюс покрытие белой эмалью и свои собственные росписи — опять же орнаменты, в основном геометрические и довольно специфические растительные, а также различная каллиграфия.

Португальские майолики — это, конечно, азулежу — красная или розовая глина, по-прежнему покрытая белой эмалью и расписанная, как правило, бело-синими бароккальными орнаментами и различными сюжетными композициями.

Северные майолики — Франции, Германии, Великобритании, северной Италии — это в основном белый полуфаянсовый или фаянсовый черепок, покрытый белой эмалью, хотя на заре их возникновения также использовались и красные глины, как наиболее распространенные на нашей планете. Однако в последствии большинство керамистов этих регионов стали добавлять в глиняную массу каолин и другие добавки, сделавшие черепок кремово-белым, получившим позднее название фаянс с легкой руки мастеров города Фаэнцы, давших название этой глине.

Предыстория возникновения майолики — в попытках копирования белого китайского фарфора и его имитация. Отсюда покрытие белой глазурью керамических изделий из цветных глин, доступных мастерам прошлого. В России майолика заменила собой технологию ангобирования, т.е. покрытия красного черепка «ангобом» (жидкой белой глиной), как более легкая с технологической точки зрения. Наши предки не пытались имитировать китайский фарфор, но белая основа ярче проявляла краски, которые на белом фоне смотрелись намного лучше, чем на красном.

В других статьях на нашем сайте мы пишем достаточно подробно о развитии майолики в разных регионах мира и в случае интереса к вопросу, вы можете ознакомиться с ними в этом разделе.

Что такое изразцы

А вот изразцы — это просто изделие — плитка с румпой (объемной «коробочкой» с оборотной стороны), которая может изготавливаться по технологии майолики, а может быть сделана из фарфора или «каменной» массы. Из майолики изготавливают посуду, декоративные облицовочные материалы, статуэтки — в общем, все что угодно. А изразцы — это всего лишь один из видов изделий, относящийся к архитектурной керамике.

Как из фарфора изготавливают и изысканные предметы искусства и унитазы, так же из майолики можно сделать изразцы, глазурованную черепицу, вазы и прекрасные тонкие скульптуры. Как и любая другая керамическая технология она имеет множество применений в декоративно-прикладном искусстве.

О происхождении сине-белых росписей на керамике вы можете прочитать здесь.
А о появлении фарфора в России здесь.
Об изразцах здесь.

Изразцовое искусство и архитектурная керамика в России существует более десяти веков. Самые ранние, старинные русские изразцы относят к X веку — они являются ровесниками крещения Руси. Старинные плитки были найдены в Киеве археологической экспедицией В. В. Хвойко в 1907 году на месте раскопок княжеских палат конца X — начала XI века. Это одни из самых старых плиток в мире. Тогда изразцы активно применялись в декорировании княжеских палат и были не только монохромными поливными, но и многоцветными — с росписями и рельефами. Традиция украшения зданий керамикой пришла на Русь из Византии, однако, новые изобразительные тенденции «легли» не на чистый лист совершенно нового для Руси вида декора — к моменту использования византийских сюжетов и техник на Руси активно применялась керамика, поэтому и новое были переосмыслено и получило свой собственный колорит и стиль.

Полы палат XII века князя земли Владимирской, Суздальской и Ростовской Андрея Боголюбского сплошь выложены цветными изразцовыми плитками с изображениями грифонов, полульвов, полуорлов — символов княжеского могущества. Такие же плитки, относимые к XIV веку, археологи находили в Галиче, Чернигове и в Гродно.

Искусство архитектурной глазурованной керамики процветало на Руси до татарского нашествия. Неизвестно, какое развитие получило бы искусство изразца в России, если бы не ордынское иго. По мнению историков, несмотря на позитивный момент «собирания земель» и установления единой государственности на Руси, ордынское иго разрушило технологии и сложные ремесла, такие как перегородчатая эмаль, стекло, полихромная керамика, известные древним русичам задолго до появления этих технологий в Европе.

Советский археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси, академик российской академии наук Б. А. Рыбаков пишет в своей книге «Ремесло Древней Руси»: «Русь была отброшена назад на несколько столетий, и в те века, когда цеховая промышленность Запада переходила к эпохе первоначального накопления, русская ремесленная промышленность должна была вторично проходить часть того исторического пути, который был проделан до Батыя».

Только в городах, избежавших ордынского полона сохранились и развивались ремесла, распространившиеся после освобождения Руси и в других русских землях. Одним из таких городов был Псков.

Поливные изразцы. Псков

В середине 60-х при восстановлении собора Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, художники-реставраторы обнаружили на чердаке собора старинные плитки глазурованной керамики в рыже-зеленой поливе, отнесенные ими к концу XIII — началу XIV веков. Зеленым огоньком горела в лучах солнца глазурь на куполе собора Мирожского монастыря. Отсветы этого сияния десятилетия спустя вспыхнули на куполах других псковских церквей. Обливной черепицей оделись главы многих городских храмов. С десятилетиями плитки стали меньше и аккуратнее, глазурь на них сочнее и гуще.

Настоящей сокровищницей глазурованной керамики является Псково-Печорский монастырь, где среди десятков известковых досок, отсвечивают зеленым блеском глазурованные могильные плиты — знаменитые псковские керамиды. Керамиды — это большие керамические плиты, политые глазурью, имеющие сложный узорный рельеф и надписи, как правило, имя похороненного и даты. Керамиды делались так же, как и первые книги — с помощью разборных форм. Сразу напрашивается вывод, что создатели старинных керамид были знакомы с типографской техникой. Считается, что технологию мастерам-изразечникам подсказал Корнилий — настоятель монастыря — большой книгочей и очень образованный человек. Самая старая керамида относится к 1530 году.

Псковские мастера были известны далеко за пределами Пскова. Артели псковичан работали во многих городах Московского царства. В 1477 году псковские мастера возводят Духовскую церковь в Троице-Сергиевом монастыре. Духовская церковь имеет особенное украшение: у основания ее закомар протянулся декоративный пояс из рельефных терракотовых плит. Такими же плитами украшена и церковь Ризоположения в Московском Кремле 1485 года постройки.

Поливные изразцы. Москва

Интересные старинные находки были обнаружены реставраторами во время работ в Покровском соборе (Собор Василия Блаженного). На центральном шатре под слоем позднейших росписей были обнаружены цветные старинные изразцы , заложенные в стены в момент строительства собора, первоначально возводившегося беленым. Из светлой глины, покрытые желтоватой, коричневой или зеленой стекловидной глазурью, в форме звездочек — эти цветные изразцы смотрелись как драгоценные камни на белой стене храма — прием на Руси ранее невиданный. Похожий изразцовый декор был на церкви Сергия при Богоявленском монастыре, разрушенном в 1807 году.
Фактические это были первые цветные глазурованные изразцы после Псковских.

Полихромные изразцы

Уникальные цветные изразцы можно увидеть на Успенском соборе в Дмитрове: огромные изразцовые барельефы, высотой около трех метров сверкают цветными глазурями на северной и южной стороне собора. Абсолютно уникальный барельеф с Георгием Победоносцем имеет диаметр 2,93 м и состоит из 32 изразцов с рельефом до 7 см глубиной. Такого размера рельефные цветные изразцы — это было что-то совершенно новое для России. Никогда и никто до этого момента не делал ничего подобного.

Но настоящим переворотом в изразечном искусстве стало строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимского монастыря, в котором впервые были применены принципы итальянского Возрождения: ордерность, розетки, ионики, листики и т. д. Но самое главное то, что зарубежные мастера, которых привез Никон, ввели новую палитру глазурей в русское изразцовое искусство: впервые стали применяться глухие стекловидные эмали и были введены в обиход синие и белые пигменты. Изразцы Ново-Иерусалимского монастыря поражали своим многоцветием.

Десятки тысяч полихромных изразцов украсили величественный монастырь на берегу Истры. Сооружение собора Нового Иерусалима помогло русским зодчим понять роль многоцветного изразца в декорировании зданий. Примерно 60 различных видов рельефа понадобилось мастерам для создания грандиозных панно, фризов, иконостасов. Узоры и рисунки для них они находили на страницах печатных книг и на тканях. Узор «павлинье око» , столь часто применяемый в дальнейшем на изразцах многих московских храмов, взят с итальянских бархатов конца XVI века. Многие изразцы исполнены мастерами Никона по законам западноевропейской архитектуры XVI-XVII веков.

Следует отметить, что большое влияние на российскую архитектуру XVII века оказали белорусские мастера, переселяющиеся с западных земель в Москву от преследований католической Речи Посполитой. Находясь под властью польской шляхты, уроженцы белорусских городов имели возможность ознакомиться с западноевропейской архитектурой и искусством. К 1654 году белорусы переселялись уже тысячами. По переписи 1676 года около десяти процентов населения Москвы составляли выходцы из западных земель, которые принесли новой родине свои знания и профессиональные навыки. Удивительному расцвету российского зодчества при Алексее Михайловиче Романове в большой мере способствовал приток свежей «духовной крови» с Запада.

В 1654 году князь Трубецкой привез из Мстиславля гончара Степана Иванова, который прославился в последствии под именем Степан Полубес. А уже в 1658 году патриарх Никон забрал его на строительство Ново-Иерусалимского храма.
Вообще, керамика Степана Полубеса стоит в одном ряду с работами итальянских керамистов семьи делла Роббиа и француза Бернара Палисси: его значение для всемирного искусства вполне сравнимо с масштабом великих керамистов Возрождения.
Сохранилось немало работ Степана Полубеса в Москве. Кроме изразцов в Ново-Иерусалимском монастыре, впечатляют огромные горельефы в церкви Успения в Гончарной слободе, изразцы в церкви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, фризы «павлинье око» на соборе в Измайлово и многие другие, чудом сохранившиеся образцы архитектурной керамики плодовитого мастера.

В последнее десятилетие XVII века Москва, словно предвидя близкое рождение новой столицы на Неве, стремилась украсить себя изысканными храмами и жилыми домами. Был расцвечен Собор Василия Блаженного, еще недавно беленый. На кремлевских башнях выросли островерхие шатры. Сооружая здания, русские зодчие старались украсить их как можно пышнее. Московских архитекторов этого периода волнует «скульптурный» облик здания, усложненность его силуэта.

Одним из последних памятников столичных изразечников стал Крутицкий Теремок, полностью облицованный многоцветными изразцами. Сотни изразцов с причудливым растительным орнаментом составили огромный ковер с неповторимым узором на фасаде здания. Наличники окон также изготовлены из глины и покрыты цветной поливой. Исполнены они в традициях модной резьбы по дереву в виде скрученных виноградных лоз. В солнечные дни, когда вспыхивали зеленые, желтые, белые, синие и коричневые блики, терем напоминал драгоценное ювелирное украшение.
Крутицкий терем стал последним и самым красочным памятником Руси боярской.

Ярославские изразцы

Пожалуй, в России нет второго такого города, где архитектурная керамика нашла бы столь широкое и повсеместное применение. Ярославль был вторым после Москвы городом по значимости, а накопленные в Ярославле богатства превосходили по размерам государственную казну. Между Москвой и Ярославлем шло откровенное соперничество, а совпадение вкусов мастеров и заказчиков привело к тому, что в ярославском зодчестве особенно сильно сказались черты народного творчества. Искусство полихромных изразцов достигло в Ярославле наивысшего расцвета.

Ярославские мастера создали свою собственную цветовую гамму и узнаваемый типично ярославский узор. Почти все ярославские изразцы имеют единый композиционный принцип: многоцветная розетка, раскрашенная различными цветами. Всего существует шесть видов розеток: четыре — с восемью крупными лепестками, одна — с шестью и одна — с двенадцатью.

Ярославские гончары опередили время и в применении глазурованного кирпича — только в наши дни этот прием используется широко и повсеместно. Ярославцы же покрывали сторону кирпича поливой, нанося на нее ряд цветных ромбиков. Ленты из таких нарядных кирпичей окаймляют широкие изразцовые карнизы с рельефным растительным орнаментом. Существует мнение, что затейливые узоры изразцовых наличников перешли с драгоценных восточных ковров, часто попадавшихся в Ярославле из Азии по оживленной торговой дороге — Волге.

Северные изразцы. Великий Устюг

Великий Устюг, расположенный между Москвой и Архангельском был крупнейшим торговым центром, в котором перекрещивались торговые пути на запад в Европу, на восток в Сибирь и Китай и на юг в Персию.
Богатые купцы Великого Устюга создали свое производство изразцов, по образу и подобию строгановских изразцов, завезенных купцами Строгановыми для строительства Введенского храма. На перекрестке торговых путей встретились художественные традиции старой Руси, Западной Европы и Востока, оказавшие приметное влияние на творчество местных художников и ремесленников.

Изразцами украшались в первую очередь Устюжские храмы. Привлекает к себе внимание храм Симеона Столпника, построенный в 1725 году в стиле барокко. Многочисленные полуколонки и пилястры на стенах храма увенчаны зелеными изразцовыми капителями коринфского ордера. Белые прямоугольники пилястров оживляют красную кирпичную стену, а в солнечный день изразцы порождают такую праздничную игру бликов, на которую не способен ни мрамор, ни резной камень.

Устюжские рельефные изразцы были последними представителями широко развитого семейства русской полихромной архитектурной керамики. Просуществовав до XIX столетия, они практически исчезли, оставив в роли наследников гладкие расписные или обыкновенные печные кафли.

Петровские времена

27 июня 1709 года русская армия разбила под Полтавой шведское войско Карла XII. Для нашей изразцовой истории интересен эпизод пленения двух солдат — Яна Флегнера и Кристана, которых Петр отправил «делать немедленно шведским манером печных изразцов гладких белых, а по ним травы синею краскою». Не очень понятна логика Петра, ибо странно предполагать, что абсолютно каждый плененный швед является специалистом в керамике и способен повторить непростую технологию с нуля. Особенно учитывая, что технология была известна в Гончарной слободе Москвы и более эффективно было бы пригласить специалистов оттуда.

Однако, Петр отличался темпераментом и патологической нетерпимостью ко всему русскому, видимо, поэтому столько очевидный и простой путь был для него неприемлем. Надо отдать должное Яну Флегнеру — его шведское трудолюбие и педантичность дали свои плоды, поэтому предприятие наладило производство печных изразцов в голландском стиле. А уже в 1732 году Яна Флегнера пригласил к себе на завод Афанасий Кириллович Гребенщиков — первый российский керамический промышленник. О Гребенщикове мы писали в нашей статье «История русского фарфора».

Голландские кафли, усиленно насаждаемые Петром, в итоге обрели русское подданство и «облеклись» в русские одежды. Подобно тому, как лубок превратился из религиозной картинки в своеобразную энциклопедию народных знаний и обычаев, так же и разрисованные изразцы из декоративного украшения переродились в необычный, долго живущий «учебник» географии, истории и правил поведения. В росписях новых печных изразцов оказалась запечатленной сумма знаний и этических правил той эпохи.

Владимир и Суздаль

Особенно ярко талант народных гончаров и живописцев проявился в расписных изразцах XVIII столетия. Все, что за века достигнуто в иконописи , в народной гравюре — все самое лучшее нашло свое место. Одни мастера создавали сложные многоплановые композиции, сходные с клеймами житийных икон. Другие применяли графичную линейность лубочных картинок. В зависимости от сюжета рождался и окружающий орнамент: дома и крепости заключались в угловатый узор, а фигуры людей или пейзажи в сложные витиеватые орнаменты.

Все кафли можно было систематизировать по сюжетам: рисунки с изображением природы и зверей, географические и этнографическе картинки, бытовые сцены, мифологические сюжеты и религиозные сцены. Мастера охотно рисовали оленей, зайца, барана, собаку, птиц. А вот изображения рыбы встречалось крайне редко. Интересны «этнографические» изображения, практически придуманные художниками: «китайский народ», «арапский народ», «брезальская (бразильская) баба», «французский комедиант».

В Суздальском музее хранятся «охальные» изразцы — пышная женщина с обнаженной грудью и задранным подолом, а внизу подпись «хотя маню да не даю». Забавные сюжеты изображены на изразцах Покровского женского монастыря: на фоне гор и домиков с китайскими крышами стоят две обнаженные девы, а к ним крадутся два кавалера. Как такие сюжеты попали на печь женского монастыря не совсем понятно, но факт остается фактом.

Калуга

Конец XVIII — начало XIX века сопровождался расцветом калужского изразечного промысла. И если в столицах в моде были гладкие белые кафли, то калужское купечество, богатое и своенравное, не желало облицовывать свои печи столь «бедными» кафлями. Поэтому огромный изразечный калужский промысел специализировался на расписных изразцах, имеющих несколько основных изобразительных мотивов, отличающих его от всех остальных.

Основными сюжетами калужских изразцов стали «цветки» — на белом фоне рамочный медальон с рокальными завитками и цветком по центру медальона, «лимончик» — внутри голубой рамки с завитушками нарисован желтый лимон, «корзиночка» — то же, что и «лимончик», только вместо лимона нарисована корзина с цветами, «деревцо» — в рамке из шаров или ромбиков на белом овале нарисована елочка или дубок, «свадебный» — композиция та же, но вместо деревца нарисована ампирная ваза. После войны 1812 года Калуга так и не оправилась, а изразечное производство практически прекратило свое существование, сохранившись лишь в виде небольшой частной артели.

Подробнее о калужском изразце вы можете прочитать в другой нашей статье.

Серебряный век

Ренессанс изразца в России совпал с периодом модерна в искусстве. Наверное, главным изразечником Серебряного века стал выдающийся художник Михаил Врубель, увидевший в майолике и изразцах искусственные цветные камни, завораживающие своей игрой бликов и полутонов. Врубель совершенно по-новому интерпретировал старинный материал и совместно с химиком-технологом Петром Ваулиным восстановил технологию люстрирования, забытую с XVI века. Он создал несколько печей в доме Саввы Игнатьевича Мамонтова, которые были чудом спасены от уничтожения в 1964 году В. А. Невским — энтузиастом и сотрудником абрамцевского музея.

Ночами В. А. Невский сторожил дом и печи, а днем аккуратно разбирал их, нумеруя каждый изразец, чтобы вывезти их в Абрамцево и собрать там. В результате, сегодня творения Михаила Врубеля может увидеть каждый. Творения о которых писал А. М. Горький: «Майоликовые печи Саввы Мамонтова — замечательны. Майолика — это самый артистический вид гончарного дела».

О майолике Врубеля вы можете прочитать подробнее в нашей статье «Абрамцевская керамическая мастерская». О еще одном выдающемся керамисте Серебряного века — Петре Ваулине — вы можете прочитать в нашей статье «Петр Ваулин — возрождение русской майолики».

В статье использованы материалы искусствоведа Ю. М. Овсянникова из его книги «Солнечные плитки» и альбома «Русские изразцы».

Прочитать об истории изразца в мире вы можете на этой странице.

Прочитать о значении символов на русских изразцах с рельефными мифологическими персонажами, животными и птицами, вы можете на этой странице.

Читайте также: