Цель административной заключается в создании нравственного фундамента

Обновлено: 23.04.2024

Целью данного исследования является анализ административной этики и морально-нравственных основ государственного учреждения.
Для достижения данной цели необходимо определить ряд задач:
- определить основные понятия профессиональной этики государственной службы;
- изучить морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………..…………………………………4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ, МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…….….6
1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы ……6
1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности …..10
ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ И ОБЩИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………..…14
2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих ……………………………………………………………………….…..14
2.2 Этические правила и требования к государственным служащим ………….21
ГЛАВА 3. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА КАМЧАТСКОГО КРАЯ…………………………………………………. ………28
3.1 Общая характеристика деятельности учреждения…………………………. 28
3.2 Профессионально-этические принципы служащих учреждения………. …31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………

Файлы: 1 файл

Административная этика и морально-нравственные основы государственного учреждения КУРСОВАЯ КГТТУ.docx

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ, МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ…….….6

1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы ……6

1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности …..10

ГЛАВА 2. ЭТИЧЕСКИЕ И ОБЩИЕ НОРМЫ И ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ…………………..…14

2.1 Нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих ……………………………………………………… ……………….…..14

2.2 Этические правила и требования к государственным служащим ………….21

ГЛАВА 3. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖАЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА КАМЧАТСКОГО КРАЯ…………………………………………………. ……… 28

3.1 Общая характеристика деятельности учреждения………………… ………. 28

3.2 Профессионально-этические принципы служащих учреждения…… …. …31

Актуальность темы исследования заключается в том, что российская государственность находится в настоящее время на сложном переходном этапе развития, с одной стороны, осуществляются демократические преобразования, формируются рыночные отношения, расширяются гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, с другой - идет болезненный процесс выработки новых нравственных идеалов, которые соответствовали бы требованиям и духу времени.

Морально-этическая составляющая государственной службы определяет уровень демократичности государства, его целостность и авторитет. В сложившихся условиях особо пристального внимания государства требуют вопросы управления таким институтом, как государственная служба, потому что негативные проявления общества отражаются и на моральном облике государственных служащих. Именно институт государственной службы играет заметную роль в жизни общества, и от того, насколько организована его работа, зависит эффективность государственного управления.

Изменения в сложившихся общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления правовых и моральных норм, регулирующих государственную службу. От эффективного взаимодействия этих регуляторов, во многом, зависит состояние законности, правопорядка, уровень юридической культуры, правосознания общества и его граждан. Регулировать процессы реформирования аппарата государственной службы невозможно без прочной правовой базы и учета опыта, накопленного за всю историю существования государственных органов в России, начиная с древних времен и заканчивая последними десятилетиями.

Как и в любой другой сфере общественного сознания, в государственной службе регуляторами взаимоотношений и поведения выступают право и мораль, причем их влияние осуществляется во взаимосвязи. Следовательно, выработанные обществом нравственные критерии оценки поведения служащих, во многом, определяют содержание правовых норм. На законотворчество в данной сфере влияет специфика государственной службы, которая неизбежно вытекает из ее природы и заключается в том, что она, одновременно, является, во-первых, социально-политическим институтом, во-вторых - сфера профессионального слоя управленцев, а в-третьих - властной структурой. К примеру, возникают проблемы согласования властных полномочий и нравственности, ослабление моральных устоев общества порождает объективную необходимость принятия актов, затрагивающих нравственность государственных служащих.

Целью данного исследования является анализ административной этики и морально-нравственных основ государственного учреждения.

Для достижения данной цели необходимо определить ряд задач:

- определить основные понятия профессиональной этики государственной службы;

- изучить морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности;

- рассмотреть нравственные принципы служебной деятельности государственных служащих;

- изучить этические правила и требования к государственным служащим;

- определить профессионально- этические принципы служащих Государственной инспекции труда Камчатского края.

Объект исследования – Государственная инспекция труда Камчатского края.

Предмет исследования: административная этика, морально-нравственные нормы, регулирующие отношения в сфере государственной службы и влияющие на эффективность управления на современном этапе.

Вопросы административной этики и морально-нравственной составляющей личности госслужащего, этичности управленческого работника достаточно полно рассмотрены в работах Г.В. Атаманчук, В.К. Беголипецкий, В.Э. Бойкова, А.И. Ионовой и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ, МОРАЛИ, НРАВСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1 Основные понятия профессиональной этики государственной службы

Формирование эффективных управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности сознания, этики.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» — жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает другой смысл – устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав человека. Термины «этика», «мораль», «нравственность» по своему этимологическому содержанию и истории возникновения однотипны, содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми: мы говорим – «этические правила», «моральные принципы», «нравственные нормы», придавая различные смысловые оттенки общему понятию [14, с.45].

Любой вид профессиональной деятельности человека формирует корпоративную профессиональную этику, которая своими моральными нормами регулирует поведение работника. Особенно важна профессиональная этика для управленческих структур и, прежде всего, государственной службы.

Этика государственной службы, как один из видов профессиональной этики, представляет собой систему морально-нравственных норм, предписывающих определенный тип человеческих взаимоотношений на государственной службе. Этика государственной службы включает в себя принципы, правила и нормы, выражающие моральные требования к нравственной сущности чиновника, к характеру его отношений с государством, государственными служащими, гражданским обществом.

Под профессиональной этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов ее становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям [13, с.34].

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных. Профессиональная этика не формирует новые принципы и понятия морального сознания, она как бы «приспосабливает» уже известные принципы, понятия к специфическим сферам жизнедеятельности человека.

Профессиональная этика и профессиональное нравственное сознание для своего функционирования должны иметь свои специфические понятия. Кратко рассмотрим те из них, которые будут интересовать нас больше всего. Исходным понятием профессиональной этики является понятие «профессионального долга», в котором фиксируются достаточно подробно служебные обязанности. Именно осознание своего служебного долга побуждает представителей целого ряда профессий относиться к своему делу с наибольшей ответственностью, учитывая многие конкретные нюансы взаимоотношения личности и общества, личности и коллектива. Профессиональный долг стимулирует самоотдачу, именно в нем находит конкретное выражение долг человека.

Следует выделить и такие понятия как «профессиональная честь» и «профессиональное достоинство». В понятии профессиональная честь выражается оценка значимости той или иной профессии в жизни общества. Осознание этой значимости очень важно для государственного служащего и составляет основу профессионального достоинства, самооценку своей деятельности. Важно отметить, что понятия «честь» и «служба» как общественные явления тесно связаны между собой. Не случайно в былые времена под честью понималось высокое звание, должность. В толковом словаре Даля говорится, что честь – это совокупность высших морально – этических принципов в личности. В ней заключается нравственное достоинство человека, его доблесть, честность, благородство души, чистая совесть, стремление следовать возвышенному идеалу правды, справедливости, добра, служения своему отечеству [14, с.113].

Честь не только нравственная, но и историческая категория. Она производная от условий эпохи, в которой живут люди, является частью их сознания, ориентирована на ту или иную систему ценностей, норм поведения.

Честь вместе с тем и категория деятельная. Она проявляет себя в поступках людей, в их отношениях друг с другом. В зависимости от характера отношений, в которых может находиться человек по отношению к другим людям, выделяется несколько видов чести. Немецкий философ XIX века А. Шопенгауэр, выделял, такие виды чести, как гражданская, служебная, военная, рыцарская, мужская и т.д.

Первостепенное значение для человека, чем бы он ни занимался, имеет, естественно, гражданская честь. По словам философа, ни один человек не может обойтись без неё. Её действия и значение распространяются на все сословия, не исключая самых высших. Честь обязывает всех граждан радеть за интересы своего отечества, умножать его богатство, доброе имя и славу, уважительно относится к законам государства, поддерживать общественный порядок, заботится о стариках и детях, помогать слабо защищённым слоям граждан. Ведь в правовом, демократическом, социальном государстве каждый человек имеет право на достойную жизнь.

Гражданская честь оказывает существенное влияние и на честь служебную, по крайней мере, в той части, которая связана с высокой социальной значимостью службы и служебной деятельности. В современном понимании служба – это служение государству, Отечеству, народу. Социальный смысл службы особенно ярко проявляется в переломные эпохи в жизни государства, когда резко возрастает ответственность людей за судьбы страны.

Служебная честь, кроме социального смысла, имеет и другую, не менее важную сторону, связанную с выполнением служащими своего долга. В виду публичности службы деятельность государственных служащих, их профессиональные, личностные качества находятся под пристальным вниманием общественности. Как отмечает Шопенгауэр, «служебная честь заключается во всеобщем мнении других, что человек, занимающий свою должность, действительно имеет все необходимые для этого качества и во всех случаях точно исполняет свои служебные обязанности».

Профессиональная честь и профессиональное достоинство, взаимно дополняя друг друга, помогают поддерживать определённый, достаточно высокий уровень нравственности. Профессиональная честь и профессиональное достоинство государственного служащего будут выражаться в принятых решениях и различных поступках.

Профессиональная нравственность для государственного служащего включает в себя и понятие «профессиональной справедливости». Быть справедливым не так просто. Государственному служащему требуется затратить много усилий, чтобы досконально исследовать ту или иную ситуацию, объективные обстоятельства. Оценить по шаблону, по совету начальства – гораздо легче. Но именно профессиональная справедливость, профессиональная совесть и побуждает государственного служащего быть справедливым, не поддаваться давлению «свыше», мафиозных групп и др. Справедливость, конечно, важна и в отношениях с коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках «своих» и «чужих», удобных и не удобных разрушают и моральное сознание самого специалиста, и морально-психологический климат коллектива. Так как общение с конкретным человеком составляет большую часть рабочего времени основного числа государственных служащих, можно с полной уверенностью говорить о таком понятии профессиональной нравственности, как «профессиональный такт» [20, с.75].

Особенно стоит выделить основные принципы профессиональной этики государственного служащего. Прежде всего, исходным для профессиональной этики государственного служащего является принцип гуманизма, т.е. уважительного отношения к каждой человеческой личности, понимания её неповторимости, самодостаточной ценности. Принцип гуманизма противостоит чисто утилитарному отношению к личности, рассмотрению её, главным образом, как средства достижения каких-то иных, пусть и достаточно важных целей.

С принципом гуманизма пересекается принцип оптимизма (профессионального). Так, государственному служащему не просто выполнять свои обязанности без веры в то, что его усилия, его труд, как принимаемые, так и выполняемые им решения способствуют развитию государства, укреплению принципов демократии, законности и правопорядка. Эта вера возвышает и помогает развить доброе начало в человеке.

1.2 Морально-нравственные основы гражданско-служебной деятельности

Государственная служба представляет собой не только правовую, социальную и организационную систему, но и этическую. Государственная служба выступает носителем должной морали, нравственных ценностей, ориентирует людей на соблюдение моральных норм. Давно замечено, что стабильность и надежность государственной службы зависят не только от профессиональной подготовки, но и морального состояния государственных служащих, их нравственных качеств. Значимость нравственной составляющей определяется тем, что реальное влияние государственного аппарата на общественную жизнь заметно превышает его удельный вес в структуре общества [18, с.97].

Административная этика
Административная этика – это вид профессиональной этики, который представляет собой
совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публичноправовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих.
Цель административной этики заключается в создании нравственного фундамента
деятельности государственных и муниципальных служащих, отражающего специфику их
профессиональной служебной деятельности.
Задачи административной этики:
1) выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных
отношениях;
2) проанализировать и охарактеризовать
государственной и муниципальной службы;
нравственное
состояние
персонала
3) теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов,
норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и
муниципальных служащих;
4) рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации,
происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать
возможные конфликты интересов;
5) разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения
нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением.

Функции административной этики:
регулятивная,
воспитательная,
ценностно-ориентирующая,
познавательная.
Кодексы профессиональной этики
основной задачей разработчиков этических кодексов является
формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм
корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственноэтических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в
различных сферах профессиональной деятельности.
Наличие кодексов профессиональной этики — это показатель
нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства
самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Нормативные и правовые акты Российской Федерации, содержащие
нравственные требования к служебному поведению государственных и
муниципальных служащих
Среди нормативных правовых актов особое значение в этом отношении имеют:
а) законы:
o — Конституция РФ;
o — Трудовой кодекс РФ;
o — Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»;
б) указы Президента РФ:
o — О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа
2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных
служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом (от 16 июля 2009 г. № 814);
o — О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (от 1
июля 2010 г. № 821).

В указанных документах закреплены права и обязанности гражданского
служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также
гарантии на государственной (муниципальной) службе, что в совокупности
определяет правовой и социальный статус государственного (муниципального)
служащего.
Кроме того, в законах о госслужбе, о противодействии коррупции и
некоторых других, в указах Президента РФ определены требования к служебному
поведению гражданских служащих.
Большой нравственный потенциал содержат в себе такие принципы
гражданской службы, закрепленные в Законе о госслужбе, как:
• приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• равный доступ к государственной службе;
• профессионализм и компетентность;
• доступность информации о гражданской службе;
• взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
• защищенность государственных служащих от неправомерного
вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В Законе о госслужбе (ст. 15) определены основные обязанности гражданского служащего, выполнение
которых предполагает наличие определенного уровня нравственного развития и соответствующей культуры
гражданских служащих.
Гражданские служащие обязаны:
1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные
нормативные акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и
обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий,
установленных законодательством РФ;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и
организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных
обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным
законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей,
в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и
достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения
должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе
и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства
другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения
гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не
нарушать запреты, которые установлены Законом о госслужбе и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении
должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по
предотвращению такого конфликта.

В ст. 16. Закона о госслужбе определены ограничения, связанные с
гражданской службой. Их назначение — способствовать эффективной
профессиональной деятельности гражданских служащих по
обеспечению исполнения полномочий государственных органов,
установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских
служащих, создать условия для независимости служебной
деятельности, гарантировать осуществление государственными
служащими прав граждан и организаций.

Административная этика
Административная этика – это вид профессиональной этики, который представляет собой
совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публичноправовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного
самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц,
государственных и муниципальных служащих.
Цель административной этики заключается в создании нравственного фундамента
деятельности государственных и муниципальных служащих, отражающего специфику их
профессиональной служебной деятельности.
Задачи административной этики:
1) выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных
отношениях;
2) проанализировать и охарактеризовать
государственной и муниципальной службы;
нравственное
состояние
персонала
3) теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов,
норм, стандартов, предъявляемых к деятельности и поведению государственных и
муниципальных служащих;
4) рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации,
происходящие в системе государственной службы и на муниципальной службе, проанализировать
возможные конфликты интересов;
5) разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения
нравственных норм, а также форм и процедур контроля над их выполнением.

Функции административной этики:
регулятивная,
воспитательная,
ценностно-ориентирующая,
познавательная.
Кодексы профессиональной этики
основной задачей разработчиков этических кодексов является
формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм
корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственноэтических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в
различных сферах профессиональной деятельности.
Наличие кодексов профессиональной этики — это показатель
нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства
самостоятельно регламентировать поведение своих членов.

Нормативные и правовые акты Российской Федерации, содержащие
нравственные требования к служебному поведению государственных и
муниципальных служащих
Среди нормативных правовых актов особое значение в этом отношении имеют:
а) законы:
o — Конституция РФ;
o — Трудовой кодекс РФ;
o — Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в
Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»;
б) указы Президента РФ:
o — О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа
2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных
служащих» и в общие принципы, утвержденные этим Указом (от 16 июля 2009 г. № 814);
o — О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (от 1
июля 2010 г. № 821).

В указанных документах закреплены права и обязанности гражданского
служащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, а также
гарантии на государственной (муниципальной) службе, что в совокупности
определяет правовой и социальный статус государственного (муниципального)
служащего.
Кроме того, в законах о госслужбе, о противодействии коррупции и
некоторых других, в указах Президента РФ определены требования к служебному
поведению гражданских служащих.
Большой нравственный потенциал содержат в себе такие принципы
гражданской службы, закрепленные в Законе о госслужбе, как:
• приоритет прав и свобод человека и гражданина;
• равный доступ к государственной службе;
• профессионализм и компетентность;
• доступность информации о гражданской службе;
• взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
• защищенность государственных служащих от неправомерного
вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В Законе о госслужбе (ст. 15) определены основные обязанности гражданского служащего, выполнение
которых предполагает наличие определенного уровня нравственного развития и соответствующей культуры
гражданских служащих.
Гражданские служащие обязаны:
1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные
нормативные акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и
обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий,
установленных законодательством РФ;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и
организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных
обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным
законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей,
в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и
достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения
должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе
и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства
другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения
гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не
нарушать запреты, которые установлены Законом о госслужбе и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении
должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по
предотвращению такого конфликта.

В ст. 16. Закона о госслужбе определены ограничения, связанные с
гражданской службой. Их назначение — способствовать эффективной
профессиональной деятельности гражданских служащих по
обеспечению исполнения полномочий государственных органов,
установить препятствия возможному злоупотреблению гражданских
служащих, создать условия для независимости служебной
деятельности, гарантировать осуществление государственными
служащими прав граждан и организаций.

В рамках профессиональной этики можно выделить еще несколько видов – служебная этика и административная этика (этика управления). Под служебной этикой понимают совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной, производственной и служебной деятельности. Эти нормы должен соблюдать каждый человек, начавший работать. Количество этих норм невелико, подавляющая часть их формулируется в предельно общем виде, с тем, чтобы быть детализированными применительно к конкретным видам деятельности.

Требования служебной этики:

· Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. Например, в животноводстве понятие дисциплинированности будет определяться жизненными циклами тех животных, за которыми ухаживают.

· Сбережение материальных ресурсов, предоставляемых работнику для осуществления производственной деятельности. Эти ресурсы могут быть самыми разными. Необходимость восполнять утраченные ресурсы тяжким грузом ложится на прибыль и себестоимость продукции, отсюда требование сводить потери к минимуму. В эту норму входит сбережение тепла, зданий, техники, материалов и т.д.

· Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.

Требования, предъявляемые служебной этикой, можно разделить на две группы.

Первая группа: включает в себя требования в межличностных контактах по горизонтали (подчинённый – подчинённый, руководитель-руководитель).

Вторая группа: включает в себя требования в межличностных контактах по вертикали (подчинённый - руководитель). Тут главное требование к подчинённому - признание самого права руководителя отдавать распоряжения, что включает функциональные обязанности, принятые на себя человеком по трудовому договору. [Абрамова Л.П. Курс лекций по этике. – СПб, 2001,c.45]

Второе по объему понятие после служебной этики – этика управления – это совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей в сфере осуществления властно-распорядительных полномочий, т.е. в сфере управления. Все нормы этики управления можно разделить на две группы:

- нормы, связанные с процессом принятия решения;

- нормы, регулирующие процесс общения с подчиненными и другими руководителями (по горизонтали и вертикали).

Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на три подгруппы:

· Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку решения.

Все решения руководителя должна пронизывать ответственность. Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних – специфика вида деятельности накладывает существенные различия на нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности тех механизмов, которые мешают принятию решения.

Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты. Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные последствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных последствий, нет вообще, только последствия эти могут быть более или менее глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут сменить значение с положительного первоначального результата на отрицательный впоследствии и наоборот.

В широком смысле руководителю необходимы такие качества как профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля, организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою непогрешимость.

Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия, настоять на своём во что бы то ни стало.

Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику «обучаемых», «внушаемых» и т.д.

На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:

· Продолжительностью достижения желаемого результата;

· Количеством привлекаемых средств и структур;

· Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей, социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в данном решении.

Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за наличия большого числа различных групп появляется раздробленность интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество вариантов в принятии решения).

· Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.

На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться, чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по возможным вариантам решения.

При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения, необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и «против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики возможных позитивных и негативных следствий.

Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он.

· Исполнение и контроль за исполнением решения.

Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто административный процесс, в который входят оформление решения, определение исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности. Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения – контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности. В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.

В более узком смысле этика управления может быть рассмотрена как административная этика – это вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично правовым характером деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Цель административной этики заключается в создании нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих, отражающего специфику их профессиональной служебной деятельности. [Осипова И.Н. Этика и культура управления. Учебное пособие. М.,2008,c.33]

Административная этика ставит перед собой следующие задачи:

· выявление места и роли морали в системе государственно-управленческих отношений;

· оценку морального состояния персонала управления;

· анализ наиболее типичных нравственных коллизий, конфликта интересов и поиск эффективных путей их разрешения;

· изучение основных тенденций и закономерностей нравственного совершенствования аппарата управления;

· разработку Кодекса административной этики, включающего систематизированный перечень единых этических принципов, в наиболее общей форме выражающих требования общества к нравственному смыслу и социальному назначению профессиональной деятельности кадрового корпуса всех уровней управления; выработку эффективных технологий и механизмов реализации этических требований в управленческой практике.

Административная этика не только анализирует и отражает состояние нравственности государства и его органов управления, но и определяет направление ее развития, условия реализации личности каждого управленца.

Структура административной морали, повторяя структуру общественной морали, включает систему этических требований, предъявляемых обществом, и ценностей, относящихся к работе.

Одним из наиболее разработанных в науке подвидов административной этики является этика государственной службы. Основанием для выделения ее в отдельный подвид административной профессиональной этики служат особый социально-правовой статус государственных гражданских служащих, объем и содержание компетенции и обусловленные ими уровень и содержание ответственности за качество и социальные последствия своей профессиональной деятельности. [Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.,c.50]

Административная этика – это вид профессиональной этики, который представляет собой совокупность принципов, норм, правил, стандартов, обусловленных социальным и публично-правовым характеромдеятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, регламентирующих деятельность и поведение должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Предмет административной этикисоставляют моральные нормы, принципы, стандарты, которыми должен руководствоваться государственный и муниципальный служащий в практической деятельности по реализации полномочий органов государственнойвласти и органов местного самоуправления с целью с целью осуществления общественной сущности государства. Под этим углом зрения и следует изучать нравственные основы государственной службы, анализироватьнравственное сознание и нравственное поведение государственных служащих.
Цель административной этики заключается в создании нравственного фундамента деятельности государственных и муниципальных служащих,отражающего специфику их профессиональной служебной деятельности.
Задачи административной этики:
1) выявить, проанализировать место и роль морали в государственно-служебных отношениях;
2)проанализировать и охарактеризовать нравственное состояние персонала государственной и муниципальной службы;
3) теоретически раскрыть и обосновать содержание нравственных требований, принципов, норм, стандартов,предъявляемых к деятельности и поведению государственных и муниципальных служащих;
4) рассмотреть и проанализировать наиболее типичные кризисные нравственные ситуации, происходящие в системегосударственной службы и на муниципальной службе, проанализировать возможные конфликты интересов;
5) разработать конкретные административно-процессуальные механизмы соблюдения нравственных норм, а также форм и процедурконтроля над их выполнением.
Функции административной этики. Основные социальные функции морали могут быть спроецированы на функции административной этики.

Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.

Связанные рефераты

этика гос. служащего

. задание по дисциплине «Этика государственной службы и государственного.

Этика гос служащего

. Государственные служащие как социально – профессиональная группа В России «государственные.

Гос. Служащий

. 1.История становления земельного права России. 2.Земельная реформа конца ХХ века в России. Цели, задачи.

3 Стр. 87 Просмотры

Правовое обеспечение гос. служащих

. Административно – правовой статус государственных и муниципальных.

доклад требования к гос служащим

. старшие преподаватели и другие являются служащими государства, а не служащими.

Читайте также: