Царь образно выразился а заложили окна

Обновлено: 24.04.2024

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1

Второе лицо Действительный залог Множественное число Повелительное наклонение (императив) Переходный Совершенный вид

Дательный падеж Прилагательное (не используется) Единственное число Женский род Топоним Неодушевленное

Характеристика предложения

По цели высказывания
По интонации (по эмоциональной окраске)
По количеству грамматических основ
По количеству главных членов предложения
По наличию второстепенных членов
-

О инструменте

После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

Какой вариант разбора выбрать?

Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

Пример ситаксического разбора слова

Часть речи сверху слова

Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

В родной избушке всё было мне знакомо и дорого до слёз. Но из всех деревенских предметов особенно ценным для меня был стол. Сколько раз, ещё подростком, сидел я за этим столом, обжигаясь немудрёной крестьянской похлёбкой! За ним сиживал мой отец, отдыхала моя мать…

Рыжие, крепкие, в расщелинах, доски стола сплошь изрезаны, изрублены. Так уж повелось издавна: редкий подросток и мужик, приезжая на сенокос, не оставлял здесь памятку о себе. Такими вот фамильными знаками когда-то каждый хозяин метил свои дрова и брёвна в лесу, оставлял их в виде зарубок, отмечая особые охотничьи тропы. Потом пришла грамота, знаки сменили буквы, и среди них всё чаще замелькала пятиконечная звезда… И каких только знаков на столе не было! Кресты и крестики, ершистые ёлочки и треугольники, квадраты, кружки…

Да ведь это же целая летопись нашего села! Припав к столу, я долго разглядывал эти старые узоры, выдувал травяные семена, набившиеся в прорези знаков и букв… Северный крестьянин редко знает свою родословную дальше деда. И может быть, этот вот стол и есть самый полный документ о людях, прошедших по нашей земле. (174 слова) (По Ф.А. Абрамову)

Сложные задания и ответы с 1 варианта:

  • 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом.
  • 2) В первой части предложения 2 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
  • 3) Сказуемое в предложении 3 составное именное.
  • 4) Вторая часть предложения 4 представляет собой односоставное безличное предложение.
  • 5) Грамматическая основа во второй части предложения 5 – которые обнаруживаются.

3)Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире. «Доброта (1) необходимая приправа ко всему…» (2) писал Л.Н. Толстой. Самые лучшие (3) благородные мысли без доброты ничего не стоят. Добро (4) это вечная (5) высшая цель нашего существования (6) а потому (7) вся жизнь наша (8) стремление к добру.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «готовность обороняться», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • 1) ЧУТЬ-ЧУТЬ (попробовал) – в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов, пишется дефис.
  • 2) ОВАЦИЯ – в окончании имени существительного после Ц пишется буква И.
  • 3) ВОСПЛАМЕНИТЬ – на конце приставки ВОС- перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
  • 4) РАЗБИРАТЬ (шкаф) – написание чередующейся безударной гласной в корне слова зависит от ударения.
  • 5) НЕ УСЛЫШАВ (окрик) – частица НЕ с деепричастием пишется раздельно.
  • 1) В этот вечер Серёжа пришёл домой раньше, чем обычно, потому что ребят отпустили с последнего урока.
  • 2) Лаврик из параллельного класса сыграл с шахматистом Талем вничью.
  • 3) Ребята увидели, как Серёжа жмёт стойку на перилах крыши, и испугались за него.
  • 4) Лаврик схватил Серёжу за пояс и повалил в кучу листьев.
  • 5) Лаврик знал, что отец Серёжи работает доктором.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

  • 1) Когда её нет рядом, вот сейчас, например, я же не существую.
  • 2) Все члены «Клуба старшеклассников» с граблями, лопатами и мётлами шли к железной лесенке, чтобы выбраться на плоскую, улыбавшуюся солнцу крышу, которую директор поручил привести в порядок.
  • 3) Особенно грустно было смотреть на старые транспаранты, которые смущённо выглядывали из запылённых углов.
  • 4) Он схватил Серёжу за пояс и швырнул на позапрошлогодние листья.
  • 5) А Лаврик – бац ему грязной рукой по щеке!

8)В предложениях 86–95 найдите слово с лексическим значением «раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья». Выпишите это слово.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я папу пожалел. У него и так забот много. Представляешь, как обидно время тратить на тех, кто сам себя гробит из-за какой-то девчонки». Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

9.3)Как Вы понимаете значение слова ВЛЮБЛЁННОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется влюблённость?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сложные задания и ответы с 2 варианта:

  • 1) Грамматическая основа в предложении 1 – люди изобретали.
  • 2) Предложение 2 является односоставным безличным.
  • 3) В предложении 3 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
  • 4) В предложении 4 две грамматические основы.
  • 5) Сказуемое в первой части предложения 5 простое глагольное.

3)Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Обиженный тем (1) что его назвали хлюпиком (2) Коля Колокольчиков вскинул горн (3) и (4) раздувая щёки (5) протрубил отбой (6) и тогда (7) стоявшие неподалёку (8) чужаки молча удалились.

4)Синтаксический анализ. Замените словосочетание «стремление победить», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • 1) В ТЕЧЕНИЕ (дня) – на конце производного предлога пишется буква Е.
  • 2) БЕРЕЧЬ – на конце глагола в форме повелительного наклонения после шипящего пишется буква Ь.
  • 3) СЕМЬСОТ – в имени числительном пишется разделительный Ь.
  • 4) ЦЫПЛЁНОК – в корне слова написание буквы Ы после Ц не определяется правилом (является исключением).
  • 5) СНОВА – в наречии написание суффикса зависит от ударения.
  • 1) Брат Шурик решил не спрашивать Серёжу об отношениях с Клавой.
  • 2) Серёжа всегда терпеть не мог Клаву и поэтому не хотел её ни видеть, ни слышать.
  • 3) В школьной постановке Клава изображала бабочку-капустницу.
  • 4) Держать стойку на турнике не представляло для Серёжи особой трудности.
  • 5) Серёжа первым ударил Лаврика за то, что тот помешал ему исполнить трюк.

7)Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  • 1) Я только тогда и живу, когда она рядом.
  • 2) Вот тогда б он на Клаву произвёл впечатление!
  • 3) А Таня вся бледная, словно белый лист, и глаза в одну точку.
  • 4) Все молчат, подойти боятся, как к лунатику.
  • 5) Представляешь, как обидно время тратить на тех, кто сам себя гробит изза какой-то девчонки.

8)В предложениях 34–40 найдите фразеологизм с лексическим значением
«пристально, внимательно, непрерывно смотреть на кого-либо или на чтолибо». Выпишите этот фразеологизм.

9.1)Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского поэта, художника и публициста А.С. Хомякова: «Язык наш есть покров такой прозрачный, что сквозь него просвечивает постоянно умственное движение, созидающее его». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

9.2)Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я только тогда и живу, когда она рядом. При ней. Возле неё. Хотя бы издалека её видеть и слышать. И чтобы она меня видела и слышала. Только в этом для меня смысл жизни. Ты этого не можешь понять! Без Клавы мне ничего не интересно. Если мне Нобелевскую премию будут давать, а Клавы при этом нет – всё! Отпадает!»

9.3)Как Вы понимаете значение слова БЕЗРАССУДСТВО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «В чём проявляется безрассудство?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один примера аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Новый пробный тренировочный вариант №1 в форме решу ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки к экзамену. Данный тренировочный КИМ составлен по новой демоверсии ФИПИ экзамена ЕГЭ 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются правильные ответы и решения.

скачать вариант

скачать ответы

Решу пробный ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс вариант №1:

Задания и ответы для пробного ЕГЭ 2022 по русскому языку:

Меня зовут Пётр Емельянов. В настоящее время я учусь в 11-м классе с углублённым изучением информатики. Хочу подать заявку на прохождение стажировки в Вашей IT-компании. Выбор Вашей компании не случаен. Ваша компания – один из крупнейших центров по разработке новых технологий в России. Недавно прочитал о перспективных стратегических проектах компании. Очень хочу работать среди специалистов высочайшего уровня, какими являются сотрудники Вашей компании. Мой интерес к компьютерным наукам возник, я ещё учился в младших классах и посещал кружок робототехники.

В старших классах я серьёзно увлёкся электронными гаджетами и вскоре понял, что мне очень нравится работа, связанная с их созданием и программированием. Тогда у меня появилась мечта – пройти стажировку в такой компании, как Ваша. Для осуществления своей мечты я прилагаю много усилий: посещаю семинары, участвую в олимпиадах, конкурсах. К письму я приложил копии следующих документов: выписку из личного дела с отметками, грамоты победителя российских и международных конкурсов, сертификаты об успешной разработке нескольких программ и приложений для смартфонов.

Я верю, что полученные во время стажировки в Вашей компании знания и опыт помогут мне в дальнейшем внести значительный вклад в разработку новых продуктов и технологий для современных гаджетов. Ведь гаджеты – это очень важный элемент нашей жизни, это то, что делает жизнь современного человека легче.

  • 1) Цель автора текста – доказать необходимость применения гаджетов в жизни современного человека.
  • 2) Автор письма хочет пройти стажировку в компании, которая разрабатывает новые технологии в России.
  • 3) Композиционные особенности текста обусловлены целью пишущего – обосновать необходимость прохождения стажировки в компании: представление себя, обоснование выбора компании, личные достижения в той области деятельности, которой занимается компания, значение стажировки для личного роста автора письма с целью совершенствовать в дальнейшем технологию упомянутой в письме продукции.
  • 4) В тексте отсутствуют личные местоимения и личные формы глаголов.
  • 5) В автобиографии Петра Емельянова даны точные наименования учреждений, точно указаны даты и паспортные данные.

Правильный ответ: 23

2)Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в восьмом (8) предложении текста. Запишите этот союз.

Правильный ответ: когда

3)Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в четвёртом (4) абзаце. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. ПРОГРАММА, -ы; ж.

  • 1) План деятельности, работ. П. действий. Социальная п. П.-максимум (общий, широкий план деятельности).
  • 2) Изложение содержания и цели деятельности политической партии, организации или отдельного деятеля. П. партии.
  • 3) Краткое изложение содержания учебного предмета. Школьная п. по истории.
  • 4) Содержание концертных, цирковых представлений, радио- и телепередач; сами такие представления, зрелища, передачи. Новая цирковая п. Радиостанция начинает свои программы.
  • 5) Книжечка или листок с краткими сведениями о спектакле, концерте, с перечнем исполнителей. Купить программу.
  • 6) Описание алгоритма решения задачи на языке электронной вычислительной машины (спец.). П. для операционной системы.

Правильный ответ: 6

4)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Правильный ответ: прозорлива

5)В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. За годы пребывания в Италии композитор создал ряд оперных произведений, имевших у ПРИЗНАТЕЛЬНЫХ слушателей успех. Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки в северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера. Британские учёные выяснили, что самым НЕУДАЧНЫМ днём недели является вторник, а не понедельник, как привыкли считать многие. Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль. Пожалуй, главная тема поэта – тема ВЕЧНОГО одиночества.

Правильный ответ: ледовой

6)Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. Поднявшись на вершину горы, альпинисты остановились: глубокая бездна открылась перед ними.

Правильный ответ: глубокая

7)В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Правильный ответ: сожжёшь

  • 1) гимназист, завещать, прикосновение
  • 2) этикетка, тревожиться, происходить
  • 3) возникновение, нежнейший (шёлк), побледневший
  • 4) гористый, вишнёвый, передавать
  • 5) передвигаться, изложение, минеральный

Правильный ответ: 34

  • 1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
  • 2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
  • 3) пр..бить (гвоздь), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
  • 4) арх..важный, ант..художественный, д..сквалификация
  • 5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зыграть

Правильный ответ: 134

  • 1) затм..вать, подароч..к
  • 2) усидч..вый, ненавид..ли
  • 3) аплодир..вать, издавн..
  • 4) никел..вый, наста..вать
  • 5) солом..нка, разборч..вый

Правильный ответ: 15

  • 1) намаж..шь, накле..вший
  • 2) рассмотр..шь, оконч..вший
  • 3) подремл..шь, определя..мый
  • 4) подпрыгн..шь, невид..мый
  • 5) кол..щийся (предмет), (льды) та..т

Правильный ответ: 235

13)Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Мы (НЕ)ДОЛЖНЫ легкомысленно относиться к этому огромному культурному богатству, которым владеем в наших исторических городах. В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц. Никогда ещё мерцание звёзд (НЕ)КАЗАЛОСЬ таким золотым и чистым. (НЕ)ВЕРЯЩИЙ в чудеса фокусник лукаво улыбался. (НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.

Правильный ответ: неясным

14)Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Ветер, не затихавший (В)ТЕЧЕНИЕ долгих дней, (ПО)НЕМНОГУ стал стихать. (НЕ)СМОТРЯ на ясную погоду, выходя из дома, Арбенин ВСЁ(ЖЕ) прихватил с собой зонт. Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы. Семи лет (ОТ)РОДУ я уже хорошо плавал и нырял, ПОТОМУ(ЧТО) летом каждое утро проводил с приятелями на море. Было тихо и нестерпимо жарко; лишь (ИЗ)ДАЛИ, (ОТ)ТУДА, где серебристой змейкой пригрелась на солнце река, долетали крики птиц.

Правильный ответ: издали оттуда

15)Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. По лома(1)ой линии досок, наброса(2)ых тут и там, медле(3)о двигалась вереница людей, согнувшись над тачками, нагруже(4)ыми камнями.

Правильный ответ: 234

16)Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки радужными спицами. 2) Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём. 3) И ранней весной и поздней осенью ходил отец на охоту. 4) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными собраниями книг и рукописей. 5) Наличие в речи говорящего слов-паразитов а также речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности его словарного запаса.

Правильный ответ: 35

17)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Спокойная величавая река (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) уходила вперёд (3) и затем исчезала в (4) ярко зеленеющих (5) долинах.

Правильный ответ: 12

18)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые). Простой, близкий к природе человек (1) как правило (2) умеет говорить звучно и образно. Однако (3) язык простого человека изучен мало. А ведь (4) по народным песням, сказкам, пословицам, поговоркам, частушкам можно судить о культуре народа.

Правильный ответ: 12

19)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Датский принц (1) история жизни (2) которого (3) с очень большими изменениями послужила основой для трагедии «Гамлет» (4) однажды посетил Англию.

Правильный ответ: 14

20)Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Сороки заботливо ухаживают за своим потомством (1) и (2) когда подросшие птенцы вылетают из своего гнезда (3) родители начинают обучать их сорочьим хитростям.

Правильный ответ: 123

21)Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)Имение Грешнево – место детства поэта Н.А. Некрасова – стояло у дороги, по которой проходил самый разный народ. (2)«Под наши густые, старинные вязы на отдых тянуло усталых людей», – так спустя много лет напишет в стихотворении «Крестьянские дети» Николай Алексеевич. (3)Недалеко от усадьбы протекала Волга – великая русская река. (4)Привольно течёт Волга в низких берегах; кругом – неоглядные просторы лугов, полей, вдалеке виднеются поля. (5)Но не только чудесные картины природы видел здесь будущий поэт. (6)Именно на Волге мальчик встретил измученных бурлаков – людей, тянущих при помощи бечевы речное судно против течения. (7)Недаром в одном из стихотворений Некрасов назвал Волгу «рекою рабства и тоски».

Правильный ответ: 136

Правильный ответ: 23

25)Среди предложений 11-19 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Правильный ответ: 15

26)«В.С. Гроссман в качестве военного корреспондента часто бывал на фронтах и в своих произведениях стремился рассказать правду о человеке на войне. Автор показывает солдат во время напряжённого ожидания атаки, но при этом уделяет значительное внимание изображению красоты и многообразия окружающего мира, используя синтаксическое средство – (А) (предложения 3, 4, 5, 22, 31) и троп – (Б) («молнией прошла» в предложении 17, «словно глина огнём» в предложении 22). Синтаксическое средство – (В) (предложения 2, 15, 16, 33, 34) и приём – (Г) («с весёлой печалью» в предложении 37) помогают читателю понять состояние человека в подобные минуты».


Крылатые фразы не умеют летать буквально, зато своим образным полетом они делают речь интереснее и динамичнее. Чтобы не сидеть сложа руки и разгрызть гранит науки, разберемся, что же такое фразеологизм в русском языке.

О чем эта статья:

3 класс, 6 класс, 10 класс

Определение фразеологизма

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Например:

  • реветь белугой — громко и долго плакать;
  • задеть за живое — вызвать переживания, оскорбить самолюбие;
  • играть в жмурки — обмануть, утаить истинные намерения.

На примерах видно, что значение фразеологизма не связано со смыслом каждого отдельного слова в его составе. Все они меняют свои свойства: лексическое значение, форму изменения, синтаксическую функцию. И все же связь между словами в составе фразеологизма неразделимая.

Фразеологизмы — это устойчивые выражения из двух и более слов. Они отлично живут в нашей культуре, при этом их невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.


Фразеологизмы с названиями частей тела

Виды фразеологизмов в русском языке

Выделяют три основных вида фразеологизмов: идиомы, фразеологические единства и фразеологические сочетания.

Фразеологические сращения (идиомы) — устойчивые выражения, которые имеют смысл только в неизменном виде. При замене или перестановке слов смысл идиомы потеряется. Например: «бить баклуши», то есть бездельничать.

Фразеологические единства — устойчивые образные выражения, смысл которых понятен из смысла отдельных слов. Например, обороты «грызть гранит науки» или «попасться на удочку» можно понять даже при переводе на другой язык. Смысл фразеологического единства не потеряется, если заменить «удочку» на «крючок» или вставить в оборот лишнее слово.

Фразеологические сочетания — устойчивые, но гибкие обороты, смысл которых определяется через отдельные ключевые слова. При этом не ключевые слова можно заменять синонимами. Пример: можно «умирать от любви», а можно «умирать от восторга» — смысл обоих словосочетаний понятен.

Приглашаем на увлекательные курсы изучения русского языка в онлайн-школу для детей и подростков Skysmart!

Признаки фразеологизмов

Как мы уже выяснили, фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре образное выражение из двух и более слов. У фразеологизма как самостоятельной лексической единицы языка есть свои отличительные черты.

1. Фразеологизм состоит из двух и более слов

  • играть на нервах — специально раздражать, нервировать кого-либо;
  • семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы;
  • биться как рыба об лед — бороться с нуждой, бедствовать.

2. У фразеологизмов есть устойчивый состав

Лексический состав фразеологизма нельзя никак изменять, так как при этом теряется его смысл.

Для примера попробуем поменять слова в устойчивом выражении «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении»:

  • летать в воздухе (про пыль);
  • висеть в открытом воздухе (про воздушного змея);
  • висеть на канате (про акробата).

В результате этого языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как карточный домик, из которого неосторожно вытащили одну карту. Глагол «висеть» потерял свое переносное значение, и смысл фразеологизма испарился.

3. Главный признак фразеологизмов — воспроизводимость

Мы не придумываем фразеологизмы в процессе диалога, а берем их из языковой памяти, как готовые кирпичики для построения образной и выразительной речи. Именно поэтому в школьные годы важно много читать, чтобы пополнять словарный и фразеологический запас.

В острог его посадят, например, — он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали (И. Тургенев).

Но случай сей произвел еще большее впечатление на Марью Кирилловну. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно стоящего над ним и спокойно с нею разговаривающего. Она увидела, что храбрость и самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее (А. Пушкин).

Я, Софья Павловна, день целый
Нет отдыха, мечусь как словно угорелый.
По должности, по службе хлопотня,
Тот пристает, другой, всем дело до меня!
(А. Грибоедов)

Задачка: попробуйте понять, какие русские фразеологизмы изображены на картинках. Правильные ответы — в конце статьи.


Фразеологизм «водить за нос»

Фразеологизм «развесить уши»

Фразеологизм «не в своей тарелке»

4. Переносное значение фразеологизмов сложилось исторически

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения.

Например, фразу «на козе не подъедешь» трудно понять, особенно иностранцам, которые изучают русский язык. Есть мнение, что оно тесно связано с речью шутов и скоморохов, которые в старину веселили народ на ярмарках и праздниках, наряжаясь в козу, медведя и других персонажей. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала, с тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о неприступных, гордых, важных людях.

5. Все слова одного фразеологизма — это один член предложения

Рассмотрим пример: «Сегодня мы (что делали?) работали до седьмого пота». Фразеологизм «работали до седьмого пота» выполняет роль сказуемого.

Что означают и откуда взялись известные всем выражения


Человеческий язык – это постоянно развивающаяся форма общения. Вы когда-нибудь, услышав ту или иную фразу, задавались вопросом, откуда она взялась или что изначально означала? А ведь история происхождения фразеологизмов весьма интересна.

Так что если вы любитель докапываться до истины и неравнодушно относитесь к родному языку, наша подборка из 30 расхожих выражений будет вам интересна. К тому же знания никогда не бывают лишними.

1. Ходить гоголем


Значение: Ходить с важным, самоуверенным видом.

Происхождение: Нет, писатель Николай Васильевич Гоголь тут ни при чем. Гоголь – это дикая утка. Она ходит, откинув назад голову и выпятив грудь. Отсюда и аналогия с человеком, который изображает из себя важную персону.

2. Наставить рога

Значение: Изменить, нарушить супружескую верность.

Происхождение: Существует 4 версии происхождения этого фразеологизма.

Первая. По древнегерманской традиции, жена надевала мужу шлем с рогами, провожая его в военный поход. Это символизировало, что женщина становилась свободной и освобождалась от супружеской верности.

Вторая. По римским законам воинам не разрешалось брать с собой в поход женщин. Нарушителям закона надевали рога в качестве символа слабости.

Третья. Согласно древнегреческой легенде, разгневанная Артемида (богиня охоты) превратила Актеона (персонажа древнегреческой мифологии) в оленя с рогами за то, что он подглядывал за ней во время купания и увидел ее обнаженной. После этого превращения его же собаки не узнали его и разорвали на куски.

Правда, хоть здесь и говорится о рогах, но связь с выражением крайне слабая.

Четвертая. Византийский император (II век н. э.) слыл любителем амурных похождений и зачастую выбирал себе возлюбленных среди жен своих вельмож. За это их мужьям разрешалось охотиться в императорских владениях, которые изобиловали поголовьем оленей. Вдобавок ко всему к воротам этих семейств прибивали оленьи рога. Одни считали их символом позора, а другие – символом милости государя.

3. Пригреть змею на груди



Значение: Так говорят о человеке, который ответил черной неблагодарностью на добро, любовь, заботу.

Происхождение: Фраза имеет аналогию с басней Эзопа «Крестьянин и змея», в которой человек поднял с земли замерзшую змею и положил ее за пазуху. Но вместо благодарности змея, согревшись, укусила своего спасителя.

4. Голубая кровь

Значение: Имеется в виду принадлежность к аристократическому сословию.

Происхождение: Аристократы любят задирать нос перед другими. Раньше дамы из высшего общества гордились своей бледной кожей и старались не попадать под солнечные лучи. Поэтому через их буквально просвечивающую кожу были видны синие прожилки вен и казалось, что кровь у них голубая, а не красная, как у простолюдинов.

5. Как о стену горох

Значение: Упрямый человек, которому бесполезно что-то объяснять, который все пропускает мимо ушей.

Происхождение: На Руси горох был одним из любимых кушаний. Блюда из него были сравнительно недорогими и сытными, поэтому его заготавливали целыми мешками. А так как вручную очистить такое количество гороха было сложно, то его с силой бросали в стену. Стручки трескались, и горошины освобождались от оболочки, при этом оставаясь неповрежденными.

Позже про упрямцев, которые не внимали ничьим словам, стали говорить: «Как о стену горох», потому что слова отскакивали от них, не оказывая на них никакого влияния.

6. Перемывать кости


Значение: Злословить, сплетничать.

Происхождение: Фраза связана с обрядом перезахоронения умерших. Как считали оракулы, покойник мог превращаться в вурдалака и вредить живым. Чтобы избежать этого, кости выкапывали и промывали под проточной водой, сопровождая этот обряд оценкой характера и поведения человека при жизни.

7. Спать без задних ног

Значение: Крайняя степень усталости, очень крепкий сон.

Происхождение: В основе фразеологизма лежит поведение лошадей и собак во время сна. Если лошадь изнурена, она может рухнуть и моментально уснуть, чтобы как можно скорее восстановить силы. Если о человеке говорят «спит без задних ног», значит, это вымотанный до предела человек, который из-за усталости спит в одной позе и даже не шевелится во сне.

8. Шиворот-навыворот

Значение: Все наоборот.

Происхождение: В Московской Руси являлось синонимом чего-то постыдного. «Шиворот» – это боярский воротник, указывавший на статус владельца. Но если вельможа попадал в немилость государя, его в наказание сажали на лошадь спиной вперед, надев одежду наизнанку, и возили по городу на потеху толпе.

9. Синий чулок


Значение: Старая дева, женщина, в которой нет женственности и обаяния, отказавшаяся от семейной жизни ради работы или науки.

Происхождение: Выражение появилось в Англии в 1760-х годах. Тогда в салоне писательницы Мэри Уортли Монтэгю образовался литературный кружок, где обсуждались научные темы. Одним из членов этого кружка был ученый Бенджамин Стеллингфлит, который носил синие чулки. Когда он не являлся на очередное заседание кружка, дамы говорили: «Мы не можем жить без синих чулок, сегодня беседа идет плохо – нет синих чулок!».

Отсюда кружок получил ироническое название «Общество синего чулка».

Со временем «синим чулком» стали называть женщин, увлекающихся наукой и пренебрегающих домашними и семейными ценностями.

10. Как собака на сене

Значение: Ни себе, ни людям.

Происхождение: Фразеологизм был позаимствован из басни Эзопа «Собака в яслях», в которой рассказывается, что злая собака лежала на сене и не подпускала к нему лошадей. Тогда возмущенные лошади сказали: «Ну и бессовестное ты животное! И сама сена не ешь, и нас к еде не подпускаешь!»


11. Шарашкина контора

Значение: Сомнительное, не вызывающее доверия предприятие, организация и т. д.

Происхождение: Фраза родилась в советское время и применялась для характеристики ненадежных предприятий. Слово «шарашка» произошло от «шарань» – «обман», «жулье».

12. Пора и честь знать


Значение: Пора заканчивать что-либо, расходиться по домам, не злоупотреблять гостеприимством.

Происхождение: Здесь слово «честь» подразумевает хорошие манеры, правила поведения, которые необходимо соблюдать. Так что если вы услышали «пора и честь знать», то вам пора на выход.

13. Загремим под фанфары

Значение: Потерпеть неудачу, быть публично разоблаченным.

Происхождение: Трубить в фанфары – поднимать торжественный шум вокруг чего-либо. В данном случае в ироничном значении. Фраза стала крылатой после выхода на экраны фильма «Тени исчезают в полдень». Ее любил повторять персонаж фильма Юргин.

14. Шапочное знакомство

Значение: Поверхностное знакомство.

Происхождение: В стародавние времена мужчины обязательно носили головные уборы, и когда они встречали знакомых, то в знак приветствия поднимали шапку. С близкими же людьми, родными или друзьями они обнимались или пожимали им руки.

15. Мартышкин труд

Значение: Бессмысленная работа.

Происхождение: Фразеологизм появился благодаря баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. В басне «Обезьяна» он описывает, как животное перекладывает с места на место большой чурбан.

«Хлопот мартышке полон рот:

Чурбан она то понесет,

То так, то сяк его обхватит,

То поволочет, то покатит;

Рекой с бедняжки льется пот;

И, наконец, она, пыхтя, насилу дышит:

А все ни от кого похвал не слышит».

16. Подсластить пилюлю


Происхождение: Фразеологизм появился в 17-18 веках. Лекарства, как правило, горькие, поэтому в них стали добавлять сахар, чтобы было не так противно их принимать. То же самое и с неприятными известиями.

17. Толочь воду в ступе

Значение: Бесполезное занятие.

Происхождение: Раньше в монастырях провинившихся монахов заставляли толочь воду в ступе с целью воспитания выдержки и терпения.

18. Раскусить человека

Значение: Заметить обман, понять, что человек задумал.

Происхождение: Во времена, когда монеты изготавливались из драгоценных металлов, их подлинность проверяли на зуб. Драгоценные металлы без примесей были мягкими. Если на монете оставалась вмятина после «укуса», значит, она настоящая. Если нет – фальшивая.

19. Закадычный друг

Значение: Сейчас означает «настоящий друг, близкий человек, с которым общаешься всю жизнь». Ранее фразеологизм имел негативное значение: собутыльник.

Происхождение: В старину существовало выражение «залить за кадык», означающее «напиться» (спиртного). Отсюда и появление фразеологизма.

20. Затрапезный вид


Значение: будничный, заношенный, неопрятный.

Происхождение: Во времена Петра I Ярославская полотняная мануфактура Затрапезникова начала выпускать шелк и сукно высокого качества, которые были ничем не хуже европейских. Там же изготавливали и очень дешевую ткань (по фамилии купца названную «затрапезной») для рабочих халатов, рубах, женских сарафанов, тюфяков и т. д.

И если богатые носили вещи из «затрапезы» только в качестве домашней одежды, то у бедняков она использовалась «на выход». Таким образом, затрапезный вид говорил о низком социальном статусе человека.

21. Козел отпущения

Значение: Человек, на которого сваливают всю вину за провал, неудачу.

Происхождение: По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козлу, как бы возлагая на него грехи всего израильского народа. После этого козла уводили в Иудейскую пустыню и отпускали, чтобы он навсегда унес с собой грехи.

22. Тянуть канитель

Значение: Медлить с чем-то, затягивать с выполнением начатого.

Происхождение: Канитель – это специальная тонкая серебряная или золотая нить для вышивания узоров. Ее производство было весьма сложным занятием и отнимало много времени: нить приходилось долго вытягивать, добиваясь нужной толщины. Это называлось «тянуть канитель». Отсюда и появилось это образное выражение.

23. Опростоволоситься


Значение: Попасть в неудобное либо позорное положение.

Происхождение: На Руси было принято ходить в людных местах только с покрытой головой (кроме храмов – для мужчин). Для человека было страшным позором, если с него на людях срывали шапку.


24. Дойти до ручки

Значение: Опуститься, потерять человеческий облик.

Происхождение: На Руси калачи пекли не круглыми, а в форме замка с круглой дужкой. Люди часто ели калачи прямо на улице, держа за дужку, как за ручку. Но саму ручку не съедали, так как ее брали немытыми руками (по другой версии, это была самая невкусная часть изделия), а выбрасывали собакам либо отдавали нищим. Про тех, кто не брезговал ее есть, говорили «дошел до ручки».

25. Зарубить на носу

Значение: Хорошенько запомнить.

Происхождение: К носу как к части тела это не имеет никакого отношения. В давние времена носом назывались дощечки для различных пометок, которые служили людям в качестве напоминания, поэтому они постоянно носили их с собой.

26. Филькина грамота


Значение: Документ, не представляющий никакой ценности, просто бумажка.

Происхождение: Корни этого фразеологического оборота кроются в истории русского государства, а именно во временах царствования Ивана Грозного.

Митрополит Филипп всячески убеждал в своих посланиях к царю-батюшке смягчить свою политику, отменить опричнину. Вместо этого Иван Грозный обзывал митрополита «Филькой», а его грамоты называл «филькиными».

27. Положить зубы на полку

Значение: Влачить голодное, бедное существование.

Происхождение: Фразеологизм связан с крестьянским бытом. Грабли, вилы, пилы имеют зубья, и если этим инструментам находилась работа, значит, в доме была еда. А когда их клали на полку, значит, не было работы и, следовательно, еды.

По еще одной из версий, имеются в виду человеческие зубы, в которых отпадает надобность, когда нечего есть.

28. Попасть впросак

Значение: Оказаться в неприятном или невыгодном положении, сделать промах.

Происхождение: Просак (барабан с зубьями в машине) – это станок для витья канатов и веревок. Работать на нем было небезопасно, потому что попавшие в него одежда, волосы, руки могли стоить работнику жизни.

29. Сбить с панталыку

Значение: Запутать, вести в заблуждение кого-то, сбить с толку.

Происхождение: В знаменитой в древности горе Пантелик в Греции на протяжении долгого времени добывали мрамор, поэтому там было много пещер, гротов, ходов, в которых легко можно было заблудиться.


30. Остаться у разбитого корыта


Значение: Остаться ни с чем, потерять все, что было.

Происхождение: Это выражение появилось в русском языке благодаря Александру Сергеевичу Пушкину, написавшему «Сказку о рыбаке и рыбке». Героиня сказки из-за своей жадности лишилась всего, что получила в дар от золотой рыбки – нового корыта, избы, царских хором и звания дворянки. Всего этого ей было мало, и она пожелала повелевать морской стихией и самой золотой рыбкой. Рыбка разгневалась на старуху и лишила ее всех щедрых даров, оставив, как и прежде, у разбитого корыта.

Читайте также: