Бросить кирпич чтобы получить яшму

Обновлено: 19.04.2024

Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Дама Цай из Аньлина известна была своей красивой внешностью и здоровым, крепким телосложением. Этим она привлекла взор царя Гуна из Чу. Он выбрал её в жёны. Придворный Цзян И явился к даме Цай и спросил её:

— Имеют ли ваши предки воинские заслуги перед династией?

Цзян И спрашивал дальше:

— Может быть, у вас есть такие заслуги?

Ответ опять был отрицательный.

— Чем же вы заслужили такое преимущество?

— Причины этого мне неизвестны.

Цзян И объяснил:

— Я слыхал, как говорится: если одарить кого-нибудь деньгами, он уйдёт, как только деньги кончатся, если одарить кого-нибудь красотой, то любовь исчезнет, как только красота поблёкнет. Сегодня вы цветёте, но цветы когда-нибудь увянут. Как вы собираетесь добиться того, чтобы царь продолжал одаривать вас вниманием и впоследствии не отвернулся бы от вас?

Дама Цай отвечала:

— Я ещё молода и невежественна. Я прошу у вас мудрого совета.

Цзян И предложил ей:

— Достаточно, чтобы вы намекнули владыке, что хотите быть погребённой вместе с ним.

Дама Цай ответила:

— Я последую вашему совету.

Цзян И удалился. Через год он вновь встретился с дамой Цай. Он спросил её, сообщила ли она царю о своём намерении сойти вместе с ним в могилу. Она ответила:

— У меня не было подходящего случая.

Ещё через год Цзян И ещё раз посетил даму Цай и спросил:

— Теперь вы поговорили с владыкой?

— Нет, у меня не было возможности.

— Вы то и дело въезжаете и выезжаете из городских ворот в одной повозке с царём. Два года уже прошло, а вы утверждаете, что так и не смогли с ним поговорить. Похоже, что вы не придерживаетесь моего совета, — и он ушёл, недовольный.

В том же году царь устроил охоту. Свет охотничьих факелов был подобен огненным облакам. Рёв тигров и волков раздавался подобно грому. Вдруг появился обезумевший носорог. Он как раз собирался врезаться в левый бок царской повозки, но тут царь отдал приказ лучшим стрелкам уложить зверя. Достаточно было одного выстрела, и носорог мёртвым упал на землю. Радостный царь рассмеялся, склонил голову к даме Цай и сказал:

— С кем сможешь ты наслаждаться таким удовлетворением, когда я умру?

Дама Цай опустила глаза, пролила несколько слезинок, которые увлажнили её платье, обняла царя и поклялась:

— После того как царь проживёт десять тысяч лет, его подданная сойдёт с ним в могилу. Как же я тогда узнаю, кто переживёт такое наслаждение в качестве следующего царя?

Когда царь Гун услышал эти добродетельные слова, он сразу же подарил даме Цай удел в 300 хозяйств. Поэтому говорится: «Цзян И разбирается в стратагемах, а дама Цай — в выборе удачного момента».

Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)

Способов совершить выгодный обмен существует великое множество, но лучший из них — выдать поддельное за подлинное, придав ему тот же вид и так возбудив в людях желание обладать этим.

Заманивать неприятеля взмахами флагов, боем боевых барабанов и гонгов — значит выдавать поддельное за подлинное.

Завлекать неприятеля, выставляя против него старых и малых или оставляя ему свои запасы продовольствия — значит обменивать то, что ценится дешево, на то, что ценится дорого.


Смысл стратагемы по «Книге перемен»:

«Удар по недоразвитости».

Эта фраза представляет собой толкование верхней черты в уже известной нам гексаграмме № 4 Мэн (Недоразвитость).

Согласно толкованию Ю. К. Щуцкого, эта шестая девятка обозначает «окончание недоразвитости. Здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то поступил бы по отношению к нему как захватчик, как “разбойник” (ибо в толковании сказано: “неблагоприятно быть разбойником”). Здесь все дело в том, чтобы “давать снадобье в соответствии с болезнью”, чтобы разбить недоразвитость, которая, как “разбойник”, захватила ученика».

Между тем верхняя триграмма, согласно традиции, обозначает противника, и верхняя девятка соответствует основе его главной опоре. Как указывает ученый XI в. Чэн И, верхняя черта символизирует «предел непонимания». Речь идет, таким образом, о нанесении удара по основным силам противника, не понимающего обстановки, с тем, чтобы перенять его могущество. На возможность нанесения такого провокационного удара указывает вторая девятка — символ собственной активности. Высокая же вероятность активных действий противника вытекает из присутствия трех подряд иньских черт, соответствующей затяжной паузе в наших действиях: противник неосторожно заполняет эту паузу — и теряет свои силы.

Иллюстрации:

1. В конце эпохи Борющихся царств правитель государства Цинь задумал напасть на царство Ци, но опасался союза Ци с царством Чу. Тогда он послал своего советника Чжан И в Чу с предложением передать чусцам большую территорию в обмен на военный союз с Цинь. Правитель Чу поверил Чжан И. Он пообещал не нападать на Ци. В результате союзнические отношения между Ци и Чу прервались. Однако правитель Цинь вовсе не спешил выполнять свое обещание. В ответ на требования чуского царя передать ему обещанную область Чжан И ответил, что имел в виду лишь крохотный удел, которым он владел сам. В гневе царь Чу пошел войной на Цинь, но потерпел поражение. С тех пор Чу растеряло всех своих союзников.

В этой истории «кирпичом» было лживое обещание дара, а «яшмой» — изоляция Чу, которая привела к резкому усилению Цинь.

2. Рассказывают, что когда поэт эпохи Тан Чжао Гу приехал в город Сучжоу, местный поэт Чан Цзянь решил выманить у него несколько стихотворных строк. Предвидя, что Чжао Гу посетит сучжоуский храм Линъяньсы — одну из самых знаменитых достопримечательностей города, — он начертал на скале перед храмом два стиха, составленных намеренно неуклюже. Когда Чжао Гу посетил храм, он действительно был весьма смущен столь неискусными надписями и добавил к ним еще по две строки. В результате получились очень изящные стихи. Поступок Чан Цзяня остался в народной памяти как классический образец применения стратагемы «Бросить кирпич, чтобы заполучить яшму».

Примечание: этот рассказ едва ли соответствует действительности, поскольку Чжао Гу жил на сто лет позже Чан Цзяня.

Дополнительные высказывания:

У китайского поэта-мусульманина Гуань Юньши (XIV в.) есть стихотворение о влюбленной паре, в котором имеются такие слова:

«Я вижу, что он все время глядит на меня.

Это мне очень приятно.

Я бросаю ему кирпич, чтобы получить яшму.

Из его печали я хочу получить свое счастье…»

В эпоху правления династии Тан жил дзэн-буддийский наставник по имени Цуншэнь. Однажды он собрал всех своих послушников и обратился к ним с такими словами:

«Сегодня я отвечу на ваши вопросы. Кто проник глубже всех в истину Будды, пусть выйдет вперед».

Только один молодой послушник, который очень высоко ценил свои скромные познания, вышел вперед и поклонился. Цуншэнь улыбнулся и сказал:

«Я-то думал, что бросаю кирпич, чтобы получить яшму, а на самом деле получаю только необожженный кирпич!»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Стратагема вторая. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

Стратагема вторая. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао Лучше врагов разделить, Чем позволить им быть вместе. Нападай там, где уступают, Не нападай там, где дают отпор. Толкование:Справляться с неприятелем — все равно, что направлять движение вод: там, где противник наступает,

Стратагема одиннадцатая. Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик[237]

Стратагема одиннадцатая. Пожертвовать сливой, чтобы спасти персик[237] Если обстановка не позволяет обойтись без потерь. Нужно пожертвовать слабой позицией, Чтобы еще больше укрепить сильную. Толкование:В любом противоборстве обе стороны имеют слабые и сильные

Стратагема тринадцатая. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

Стратагема тринадцатая. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею Удар, нанесенный наудачу, Позволит выяснить истинное положение дел. Обдумай последствия этой пробы — И приступай к решительным действиям. Толкование:Противник не раскрывает своих сил — значит, он задумал

Стратагема четырнадцатая. Занять труп, чтобы вернуть себе жизнь

Стратагема четырнадцатая. Занять труп, чтобы вернуть себе жизнь Когда можешь действовать для себя, не давай себя использовать.Когда не можешь ничего поделать, старайся чем-нибудь воспользоваться.Пользуйся тем, кто не может действовать, так, чтобы он служил

Стратагема восемнадцатая. Чтобы схватить разбойников, надо прежде схватить главаря

Стратагема восемнадцатая. Чтобы схватить разбойников, надо прежде схватить главаря Чтобы развязать твердый узел, Отдели сначала главаря, А потом все само распустится. Толкование:Если одержал победу, нужно забирать все, что можно забрать.Взять маленькую добычу и пройти

Стратагема двадцатая. Мутить воду, чтобы поймать рыбу

Стратагема двадцатая. Мутить воду, чтобы поймать рыбу Воспользоваться скрытым разладом во вражеском стане.Извлечь выгоду из его слабости и отсутствия постоянства.Толкование:Во время брожений и смуты появляется много противоборствующих сил.Слабейшие среди них крайне

Стратагема двадцать вторая. Запереть ворота, чтобы схватить вора

Стратагема двадцать вторая. Запереть ворота, чтобы схватить вора Если противник немногочислен, Окружай его на месте и уничтожай. Толкование:Необходимо запереть все двери дома и схватить воров. Сделать так нужно не потому, что эти воры очень опасны, но для того, чтобы в

Стратагема двадцать четвертая. Потребовать прохода через Го, чтобы напасть на него

Стратагема двадцать четвертая. Потребовать прохода через Го, чтобы напасть на него Кто-то слабый зажат между двумя сильными врагами. Противник угрожает подчинить его себе. Я же, под предлогом помощи слабому, укрепляю свои позиции. Толкование:Доступ войск на земли

Глава семнадцатая

Глава семнадцатая Шестидневная война оказалась решающим испытанием эффективности сотрудничества между Амитом и Яривом, возглавлявших всю систему израильской разведки. И в настоящее время еще существуют проарабски настроенные историки, которые продолжают настаивать

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ МАРКАЗ КРАБИЛА ИЛИ ПОЛИЦЕЙСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ города Крабилы, в которое Аднан Бадави вечером 26 января сообщил о пяти британских коммандос, находилось чуть больше чем в километре от места, где был захвачен Макнаб. Судя по короткому расстоянию, на которое его

11. «МЫ СРАЖАЕМСЯ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРВАТЬ КАКИЕ-ЛИБО УСТУПКИ У НАШИХ ВРАГОВ: МЫ СРАЖАЕМСЯ, ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ НАШИХ ВРАГОВ» Крупнейший просчет? Атака на Всемирный торговый центр и глобализация террора

11. «МЫ СРАЖАЕМСЯ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫРВАТЬ КАКИЕ-ЛИБО УСТУПКИ У НАШИХ ВРАГОВ: МЫ СРАЖАЕМСЯ, ЧТОБЫ УНИЧТОЖИТЬ НАШИХ ВРАГОВ» Крупнейший просчет? Атака на Всемирный торговый центр и глобализация террора Для террориста намерения — это все.Чтобы быть успешным террористом, не

Глава семнадцатая ЮГОСЛАВИЯ

Глава семнадцатая ЮГОСЛАВИЯ Ноябрь 1944 года

Глава 14. Кирпич

Глава 14. Кирпич – О! Никифор! Я без тебя пропадаю! Как я устал один бороться с этим ошалевшим батальоном! – встретил меня Чухвастов радостным воплем.– Почему бороться? – удивился я.– Комбат в превентивном загуле. Просыхает на пару дней и вновь в запой. Скачет на своей

Глава семнадцатая

Глава семнадцатая 1. Интервью автора с коммандером Ларри Легри, 10 июня 2008 г.2. Фонд «Азия», «Afghanistan in 2008: A Survey of the Afghan People» (Кабул и Сан-Франциско, The Asia Foundation, 2008 г.).3. Интервью автора с полковником Мартином Швейтцером, 7 марта 2008 г.4. Колин Солоуэй, «Я крикнул, чтобы они

Глава семнадцатая. НИШТАДТСКИЙ МИР

Глава семнадцатая. НИШТАДТСКИЙ МИР Итак, к 1721 году Россия держала в своих руках завоеванные у шведов Финляндию, Ингерманландию, Эстляндию и Лифляндию. Очередной разгром шведов у острова Гренгам и три успешных десантных операции на территории Швеции вынудили шведов


Связный перевод: Бросить кирпич, чтобы получить взамен яшму; отдать что-либо, не имеющее ценности, чтобы за это выманить что-либо ценное; с помощью незначительного дара или благосклонности добиться значительного выигрыша; отдать противной стороне что-либо ненужное ради того, чтобы позже получить что-либо значительно более существенное.

Сущность Стратагема обмена. Стратагема червяка и рыбки. Стратагема приманки.

С древних времен яшма является любимым камнем китайцев. Яшма — минерал, который бывает окрашен по-разному в зависимости от содержания железа: он может быть черным, красным, голубым, зеленым и даже белым. В Древнем Китае яшма использовалась в императорской и религиозной символике, а также в украшениях и при декоративной отделке. Яшмовый император — верховное божество в верованиях китайского народа.

Так же как в выражении «Пусть расцветают сто цветов» имеются в виду не настоящие цветы, а различные формы и направления стиля в литературе и искусстве, Стратагема № 17 говорит не о настоящем куске яшмы и не о настоящем кирпиче, как его воспевает Тан Цзицинь в пекинской газете «Гунжэнь жибао» («Рабочая газета»), официальном органе китайских профсоюзов, от 19 июля 1987 г.:

Разбуженный ото сна,

Он стряхнул с себя долгую грезу Паньгу, создателя мира,

И, перемешанный сильной рукой, обрел крепость,

И в мелодии силы обрел форму.

Он раскалился в пылающем огне надежды

И достиг свободы в печном жару.

Наконец податливая глыба

Облеклась в краски огня

Дзинь-дзинь — древняя музыка звона.

Кирпич летит в пустыни и горные долины

И воплощает в жизнь один план за другим.

Так на огромных пространствах Родины

Каждый день вздымается к небу новая строка стихотворения.

Обретение «яшмы» — цель, выбрасывание «кирпича» — средство Стратагемы № 17. При этом и «кирпич» и «яшма» могут употребляться в разнообразных символических значениях. Неудивительно, что гонконгский специалист по стратагемам Ли Цзунъу утверждает: «Эта стратагема имеет самую большую область применения».

Стратагема № 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море

Стратагема № 1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Мань / тянь / го / хайПеревод каждого иероглифа: Обмануть / император (также небо) / переплыть / мореСвязный перевод: Обмануть императора, чтобы он переплыл

Стратагема № 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао

Стратагема № 2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао Четыре иероглифа Современное китайское чтение: вэй / Вэй / цзю / ЧжаоПеревод каждого иероглифа: осадить / Вэй / спасти / ЧжаоСвязный перевод: Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.Перевод с учетом древнейшей привязываемой к

Стратагема № 13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею

Стратагема № 13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею Четыре иероглифа Современное китайское чтение: да / цао / цзин / шэПеревод каждого иероглифа: бить / трава / спугнуть / змеяСвязный перевод: Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.Сущность: Поворошить палкой в норе.

Стратагема № 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу

Стратагема № 14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу Четыре иероглифа Современное китайское чтение: цзе / ши / хуань / хуньПеревод каждого иероглифа: позаимствовать / труп / вернуть / душаСвязный перевод: Позаимствовать труп, чтобы вернуть

Стратагема № 18. Чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать главаря

Стратагема № 18. Чтобы поймать разбойников, надо прежде поймать главаря Четыре иероглифа Современное китайское чтение: цинъ / цзэй / цинъ / ванПеревод каждого иероглифа: поймать / разбойники / поймать / главарьСвязный перевод: Если хочешь поймать разбойничью шайку,

Стратагема № 20. Мутить воду, чтобы поймать рыбу

Стратагема № 20. Мутить воду, чтобы поймать рыбу Четыре иероглифа Современное китайское чтение: хунь / шуй / мо / юйПеревод каждого иероглифа: Мутить баламутить / вода / ловить / рыбаСвязный перевод: 1. Мутить воду, чтобы поймать рыбу. 2. Ловить рыбу в мутной

Стратагема № 22. Запереть ворота, чтобы схватить вора

Стратагема № 22. Запереть ворота, чтобы схватить вора Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Гуань / мэнь / чжо / цзэйПеревод каждого иероглифа: запирать / ворота / схватить / ворСвязный перевод: Запереть ворота и поймать вора. Отрезать все отходы, чтобы

Стратагема № 24. Потребовать прохода, чтобы напасть на Го

Стратагема № 24. Потребовать прохода, чтобы напасть на Го Четыре иероглифа Современное китайское чтение: Цзя / ту / фа / ГоПеревод каждого иероглифа: Заимствовать / путь / напасть / ГоСвязный перевод: Потребовать прохода, чтобы напасть на ГоСущность:1. а) Просить удел

25.9. Просить официанта бросить заказанную рыбу на пол

25.9. Просить официанта бросить заказанную рыбу на пол «Однажды, обедая в ресторане, я стал свидетелем примечательного события. Кто-то из посетителей попросил приготовить живую рыбу. Официант выловил рыбу из бассейна и показал ее посетителю. Тот попросил его бросить рыбу

Стратагема № 33. Стратагема секретного агента (возвращенного шпиона)/«сеяние раздора»

Стратагема № 33. Стратагема секретного агента (возвращенного шпиона)/«сеяние раздора» Три иероглифа Современное китайское чтение: Фань / цзянь / цзиПеревод каждого иероглифа: 1. Переворачивать/обращать секретный агент/шпион стратагема 2. Тайный агент стратагема 3.

Миф № 11. Вместо того, чтобы защищать столицу в 1941 г., органы госбезопасности в ходе Московской оборонительной операции занимались охраной только высшего руководства и минировали Москву, чтобы превратить её в руины

Миф № 11. Вместо того, чтобы защищать столицу в 1941 г., органы госбезопасности в ходе Московской оборонительной операции занимались охраной только высшего руководства и минировали Москву, чтобы превратить её в руины Такими нешуточными мифами наша «интеллигенция», не к

Глава VI «Летит кирпич…»

Глава VI «Летит кирпич…» Положение Ильфа и Петрова в середине 1930-х гг., внешне казавшееся благополучным, было в действительности очень трудным. Мы уже отмечали противоречивость их роли. Стремясь создать идеологическую отдушину, Мехлис (возможно, с благословения своего

Как бросить курить и начать писать мемуары (вместо предисловия)

Как бросить курить и начать писать мемуары (вместо предисловия) Как-то в ПКТ – внутрилагерной тюрьме – очень короткое время я сидел в общей камере. Как бы каникулы от одиночки. И вот сидим мы в камере, шесть мужиков, о еде – ни слова, о женщинах – тем более. И все стонут –

«Нам пришлось бросить вывезенную из Москвы добычу»: существует ли клад Наполеона?

«Нам пришлось бросить вывезенную из Москвы добычу»: существует ли клад Наполеона? Кроме печатания и распространения фальшивых русских ассигнаций с Наполеоном, во время его похода 1812 г., связана еще одна «финансовая» история. Речь идет о так называемом «кладе

Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму

Благодаря осмотрительному поведению советника Гуань Чжуна (ум. 645 до н.э.) государство Ци, одно из более чем 170 княжеств эпохи «Весны и Осени» (VIII — V вв. до н.э.), значительно усилилось. В 681 г. до н.э. князь Хуань предпринял поход против южного соседа, княжества Лу. Князь Лу, Чжуан (693 — 662 до н.э.), после нескольких поражений вынужден был просить мира. Он готов был уступить княжеству Ци ряд областей и уже собирался неподалёку от местечка Кэ принести соответствующую клятву, но тут его военачальник Цао Мо внезапно подбежал к алтарю, схватил князя Хуаня и, занеся кинжал, воскликнул:

— Либо ты отдашь назад украденную землю, либо я убью тебя и себя!

Князю Хуаню ничего не оставалось, как отдать назад едва приобретённые земли. Тогда Цао Мо отпустил его и вернулся на своё место.

Князя Хуаня этот случай привёл в ярость. Он измыслил план погубить Цао Мо и забрать обратно землю. Гуань Чжун, однако, сказал ему:

— Конечно, вы произнесли обещание под угрозой насилия, но сейчас между вами и княжеством Лу имеется открытый договор. Если вы откажетесь от своего слова и погубите кого-нибудь в княжестве Лу, вам никто не станет доверять. Вы удовлетворите свой гнев, но тем вызовете негодование множества князей. Это только повредит вам. И думать забудьте об этом плане.

Тогда князь Хуань решил придерживаться договора с Цао Мо и отдал княжеству Лу все завоёванные у него области. Известие об этом как на крыльях ветра распространилось по всему государству. Князья прослезились все как один. Они восхитились обязательностью князя Хуаня и почувствовали к нему доверие. Через два года они единогласно избрали его своим предводителем.

Конечно, княжество Ци стало государством-гегемоном той эпохи, имея значительные военные силы, как подчёркивается в книге биографий китайских советников, вышедшей в Тайбэе в 1983 г. Но одной военной силы для достижения гегемонии было недостаточно. Сыма Цянь (род. ок. 145 до н.э.) пишет:

«Князь Хуань хотел отказаться от договора с Цао Мо, но Гуань Чжун потребовал от него сдержать слово. Благодаря этому все князья перешли на сторону Ци. Потому говорится: «Понимать, что дать, — это способ получить, жемчужина в искусстве управления».

«Кирпич» здесь — верность договору, хотя бы заключённому под угрозой насилия, а «яшма» — достигнутая в результате гегемония.

Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)

Стратагема № 17 — Бросить кирпич, чтобы получить яшму

К концу III столетия до н.э. сюнну основали на северо-западе Китая большой союз кочевых племён. Их империя протянулась от озера Байкал до озера Балхаш, а на юге доходила до современной Внутренней Монголии, Ганьсу и Синьцзяна. Основателем этого государства, просуществовавшего до I в. до н.э., был Мо Ду. Нападая на китайские области, сюнну грабили и уводили в плен людей, которых превращали в рабов. Ханьский император не мог выдержать войну с этим могущественным варварским народом.

В 198 г. до н.э. он призвал видного сановника, Лю Цзина, чтобы обсудить положение. Лю Цзин сразу же подтвердил, что сюнну не могут быть побеждены с помощью военной силы. Император спросил, не думает ли Лю Цзин, что сюнну можно усмирить с помощью культурного влияния.

Лю Цзин отвечал:

— Царь сюнну Мо Ду похож по природе на пылающий огонь. Он ведёт себя подобно волку. Разговаривать с ним о человечности, долге и добродетели было бы неуместно. Но имеется другой путь связать ему руки. И не только ему, но и его потомкам. Я имею в виду долгосрочную стратагему, но я не знаю, что вас от этого удерживает.

Император хотел узнать больше. Лю Цзин объяснил:

— Если мы хотим усмирить сюнну, остаётся одно средство — политический брак, который превращает противника в родственника. Я предлагаю вам отдать Мо Ду в жёны одну из принцесс. Это исполнит его благодарностью. Китайская жена станет царицей, и рождённые от неё сыновья будут наследниками Мо Ду. Вы сможете поддерживать постоянные контакты благодаря отношениям тестя и зятя, укрепляя их ценными дарами. Таким образом, даже дикого тигра можно приручить так, чтобы ездить на нём верхом. В качестве вашего зятя Мо Ду больше не сможет грабить ваше государство, а его потомки — ваши внуки — тоже будут вести себя тихо. Так вы победите воинов противника мирными средствами, без войны. Этот план надолго укрепит безопасность.

Ханьский император гневно воскликнул:

— Как может уважающий себя китайский император отдать принцессу в жёны дикарю? Надо мной все будут издеваться!

Лю Цзин возразил:

— Вы могли бы пожертвовать сливовым деревом ради персикового — выдать самую прекрасную из придворных дам за принцессу и отдать её Мо Ду.

Этому совету ханьский император и последовал. Мо Ду действительно очень обрадовался невесте и выразил готовность породниться с императором Гао-цзу. После смерти Мо Ду вожди сюнну продолжали брать в жёны китаянок. Из них особенно известна, прежде всего в литературной области, придворная дама Ван Чжаоцзюнь. В 33 г. до н.э, она согласилась выйти замуж за одного из правителей сюнну, искавшего руки благородной дамы-китаянки.

Мир, однако, установился ненадолго.

Позже многие правители Древнего Китая обнаружили единственную возможность долгосрочной защиты от кочевников на севере, а именно стали строить высокие стены и валы и устанавливать постоянную пограничную стражу. Так возникла Великая Китайская стена, история которой, впрочем, начинается ещё в VII столетии до н.э.

Хотя нападения сюнну на Китай и не удалось полностью прекратить, всё же поведение китайцев может рассматриваться в свете Стратагемы № 17. «Кирпичи» здесь — китайские невесты, а «яшма» — временный мир.

Зенгер Х. фон. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Том 1. (35)

Читайте также: