Боюсь отвечать у доски в университете

Обновлено: 02.05.2024

В современном образовании делается особый упор на устные выступления. Ответы у доски, презентации. Есть идея, что это готовит детей к будущему, где они смогут рассказывать про свои проекты, выступать и прочее. Идея хороша, однако в реальности она встречается с ограничениями.

В классе практически всегда есть несколько детей, которые неохотно отвечают у доски. В формате массового образования это становится неудобно, в первую очередь для педагогов.

Какие причины могут стоять за нежеланием выходить к доске?

  • индивидуальные особенности ребенка. Многие дети не любят, когда на них смотрит весь класс, а также персональное внимание педагога: для них такое количество внимания может быть чрезмерно, вызывать лишнее волнение.
  • перфекционизм (желание все сделать идеально): страх ошибиться или ответить недостаточно хорошо. Есть идея, что ребенок, который отвечает у доски, должен идеально знать материал и отвечать на твердую «5». Причем, эта идея может одинаково омрачать жизнь как учеников, так и педагогов.
  • страх унижения . Наверно, каждый человек может вспомнить урок, на котором выходить к доске, если не вызубрил материал на 100%, невозможно тяжело.
  • напряженные отношения в группе детей . Могут быть просто конфликтные отношения, а может быть и элементы буллинга или травли.

Приведем несколько вопросов, которые помогут педагогу сориентироваться и выбрать направление работы.

1. Какое качество письменных работ у конкретных учеников?

Ученик плохо или неохотно отвечает, но при этом показывает высокое качество письменных работ, в том числе в классе. Это может означать, что он ощущает дискомфорт во время именно устных выступлений.

Возможное решение: обсудить этот вопрос с ребенком. Вполне возможно, у него есть идеи, как можно улучить ситуацию. Чтобы этот разговор получился максимально бережным по отношению к ученику, можно воспользоваться идеями из статьи «Методика формирования навыков» . Вы можете принять совместное решение, что будете спрашивать такого ученика меньше (например, только по самым важным вопросам), что будете задавать уточняющие вопросы, например, если он рассказывает текст из учебника, будете предупреждать о том, когда спросите его в следующий раз (чтобы у него была возможность подготовиться, хотя бы морально).

2. Заметили ли вы, что если ребенок не знает материал на отлично, он будет отказываться отвечать, даже если получит «2»?

Если да, возможно, что у ребенка и/или его родителей есть установка на идеальную учебу. В этом случае запрещены ошибки, невнимательность, неточность. Все, в том числе ответы у доски, должны быть идеальными или никакими. В небольшой степени выраженности эти особенности помогают повысить качество работ: например, когда ученик может гордиться своим докладом, ответом и т.д. Но при усилении данных характеристик это качество способно блокировать деятельность, и учитель вместо «хорошиста» получает нервничающего ребенка, который получает то «2», то «5».

Возможное решение: вы можете поддержать ребенка, не создавая для него дополнительных «ты должен», а наоборот, предлагая разные «разрешающие» идеи. Например, эту: вы можете раз в четверть рассказывать детям (а заодно и родителям!), что учеба – это процесс, и нельзя в школе получать одни «5», потому что если кто-то приходит в школу со всеми знаниями, то он впустую там тратит время. Учение, обучение – это как раз движение от «незнания» к «знанию», и оценки здесь нужны для того, чтобы понимать, кто на каком этапе этого пути находится, так сказать, отслеживать динамику изменений. Если все бы приходили в первый класс всезнайками, школа была бы не нужна.

3. Каковы отношения в классе?

В классе может быть напряженная атмосфера, и дети могут обижать и унижать друг друга. В этом случае понятно нежелание выступать у доски.

Возможное решение: если вы узнаете здесь вашу ситуацию, то решить отдельный вопрос о выступлениях у доски в этом случае не удастся. Необходима работа с классом, а желательна работа с родителями и педагогическим составом школы. Стоит обсудить ситуацию с психологом и администрацией школы, а также для разрешения ситуации эффективно пригласить внешних специалистов.

4. Как эти ученики ведут себя на других уроках, в том числе выступая у доски?

Вероятно, что в других условиях ученики чувствуют себя более раскованно, и им легче даются устные выступления. Если это так, то все в ваших руках.

Возможное решение: подумайте о подходящей вам стратегии снижения стресса при устных выступлениях. Например, вы можете перестать ставить оценки за выступления у доски, а, каждое выступление пусть добавляет 0,5 балла к письменной работе. Или пусть выступление у доски будет вместе с вами оценивать независимое жюри из учеников.


Иногда родители начинают наблюдать такую картину – ребёнок все выходные бодр и весел, а в понедельник не может встать с кровати, ссылается на головные боли, насморк и другие болезненные симптомы. А бывает, что каждый четверг утром он падает в обморок и пропускает учёбу. Что это? Банальная лень и желание прогулять или серьёзная психологическая проблема? Давайте разбираться вместе.

Содержание:

Школофобия – миф или реальность?

страх перед школой

Наша психика старается защитить нас любым путём. Один из способов уйти от неприятностей – заболеть. Это явление называется психосоматика. Такие реакции могут быть как у взрослых, так и у детей. Школа является местом, где ребёнок получает не только знания, но и опыт общения. К сожалению, проблемы могут возникнуть как с освоением школьной программы, так и в отношениях с другими людьми. Нам всегда проще обвинить ребёнка, который лежит на диване и смотрит в потолок в праздности, чем постараться понять, что лежит в основе его поведения.

Маленькие дети любят учиться и познавать мир – это заложено в нашей природе. Поэтому снижение познавательной активности должно насторожить родителей.

Впервые о расстройстве психики, связанным с тревогой и страхом перед школой, заговорил британский психолог Сирил Бёрт в 1925 году. Он обратил внимание, что ученики, пережившие Первую мировую войну и прятавшиеся на территории школы, попадая в школу в мирное время продолжали испытывать приступы паники.

Говоря о школофобии, следует понимать, что речь не идёт о простых разовых прогулах. Школофобия – это серьёзные психосоматические нарушения, когда ребёнка, например, тошнит или лихорадит от одной мысли, что ему предстоит поход в школу.

По мнению американских и французских учёных, с крайним проявлением школьной фобии сталкивается 1-2% школьников. Она заключается в иррациональном страхе посещать школу. Ребёнок в момент приступа страдает по-настоящему. Вот лишь несколько симптомов, которые могут быть у школьника:

  1. Диарея.
  2. Тахикардия.
  3. Головные боли.
  4. Боли в животе.
  5. Тошнота или рвота.
  6. Потеря сознания и др.

Школьная фобия – это не расстройство поведения, а тревожное расстройство. Иными словами, ребёнок не идёт в школу не потому, что он лентяй и прогульщик, а потому, что он испытывает реальный страх. Часто причиной становится не столько страх перед самой школой, сколько страх ухода из дома, разлуки с родителями.

Симуляция или фобия? Как понять, что ребёнок действительно боится школы

как преодолеть страх школы

«Да он просто прогулять хочет, симулянт!» – часто можно услышать о таких детях. Действительно, дети нередко ищут способ улизнуть от своих школьных обязанностей и заняться более весёлыми и интересными делами. Разовые прогулы, периодические «воспаления хитрости» вполне могут быть у каждого ребёнка. Но когда речь идёт о настоящей фобии, то наблюдаются следующие признаки:

Регулярность симптомов

Если ребёнок стабильно в один и тот же день начинает демонстрировать болевые симптомы и отказываться от посещения школы – это главный тревожный сигнал.

Если речь идёт о конкретном предмете, то это будет любой день недели, когда в расписании есть этот предмет. Если фобия связана со школьной обстановкой, то каждый понедельник или вечер воскресенья ребёнок будет начинать болеть и полностью излечиваться к вечеру пятницы или к началу каникул. При этом симптомы реальны. Температура поднимается по-настоящему, а не от чашки с чаем, тошнота и рвота реальны, обмороки не поддельны. Ребёнок действительно страдает. И симптомы не исчезают сразу после того, как дверь за родителями закрылась.

Негативное отношение к школе

ребенок боится школы

Ребёнок старается избегать темы школы или её конкретных аспектов (учителя, предметы, одноклассники). При упоминании школы он впадает в уныние, закрывается, демонстрирует симптомы болезни.

Кошмары

Ночные кошмары также могут свидетельствовать о проблемах со школьной жизнью. Если ребёнок постоянно мучается от ночных кошмаров, следует обратить на это пристальное внимание.

Вот как в романе «Фобия» Фанни Вандермерша описывается страх перед школой:

«Я слышу взрывы смеха. Капли пота выступили на спине и на висках. Моё тело напрягается, а сердце колотится. Передо мной уже не входные ворота, а большой серый рот с заострёнными зубами, готовый схватить меня, как только я подойду вперёд и закроюсь позади меня. В моей голове гудит шум. Быстрый. Нерегулярный. Я открываю рот, ищу воздуха. Я с трудом могу дышать полной грудью. Моё зрение затуманено. Он возвращается, я это чувствую. Я собираюсь снова растянуться на полу. Стыд. Все они будут смотреть на меня и смеяться. Я делаю глубокий вдох, но воздуха больше нет. Я задыхаюсь…»

Паническая атака – это серьёзное испытание для любого человека, поэтому не стоит с пренебрежением относиться к детским переживаниям.

Причины боязни школы


За нежеланием идти в школу может прятаться множество различных причин. К сожалению, детям порой самим сложно определить, что является пусковым моментом их фобии. Более того, то, что беспокоит одного ребёнка, может совершенно не пугать другого. Поэтому рассмотрим основные причины школофобии:

Проблемы в семье, страх разлуки

школофобия

Детские страхи могут проявляться в разных ситуациях по-разному. Если в семье неспокойно, то оставлять дом ради школы неразумно. И страх с семейных проблем смещается на школу. Дети не могут этого контролировать, они переживают это на уровне эмоций и тела.

Такие ученики, как правило, не имеют проблем с успеваемостью или с одноклассниками, но они настолько привязаны к одному из членов семьи, что просто не желают уходить из дома.

Проблемы с обучением, страх быть неуспешным

фобия школы

Школа и родители предъявляют к детям серьёзные требования по успеваемости. Далеко не все школьники могут выдержать эту нагрузку и спокойно учиться.

К сожалению, есть дети, которым просто сложно осваивать программу в силу особенностей их психофизического развития. Так, например, дети с дислексией имеют сложности с чтением и пониманием прочитанного, соответственно им труднее обучаться и быть успешными в школе.

Получая всё больше и больше негативных реакций со стороны родителей и учителей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе и начинает бояться последствий своей «неуспеваемости».

Буллинг

боязнь школы фобия

Серьёзным испытанием может стать буллинг со стороны одноклассников. Ребёнок, который изо дня в день подвергается эмоциональному и физическому насилию начинает бояться идти в школу, поскольку там его не ждёт ничего хорошего.

Конфликт с учителем

страх идти в школу

Иногда у детей случается конфликты не только со сверстниками, но и с учителями. Если учитель не смог наладить контакт и установить хорошие отношения с учеником, то с каждым разом школьнику будет всё сложнее справляться со стрессом. Как правило, если проблема связана с конкретным учителем и конкретным предметом, то ребёнок будет проявлять симптомы в определённые дни недели.

Перфекционизм


Часть детей, склонных к перфекционизму, переоценивают свои силы. И когда у них не получается соответствовать своим собственным ожиданиям, у них случается срыв и появляется нежелание ходить в школу. Поэтому не стоит требовать от детей «идеального выполнения» чего бы то ни было.

Физические или психологические особенности


Дети могут иметь или могут думать, что имеют физические или психологические отклонения от нормы. Например, косоглазие или дефект речи может стать причиной заниженной самооценки и страха, что одноклассники не примут с такими особенностями. Слишком чувствительные дети могут отреагировать даже на обычную шутку, что уж говорить о серьёзных ежедневных издевательствах.

Выясните причины, по которым ваш ребёнок отказывается ходить в школу: у него конфликты со сверстниками или учителями? Его обижают? Его беспокоит здоровье или другие проблемы? Узнайте, где бывает школьник в течение дня, вовремя ли приходит и уходит с учёбы, и что происходит в классе с помощью приложения «Где мои дети».

Что делать родителям?


Итак, ребёнок утром жалуется на боль и просит родителей оставить его дома. Что делать родителям?

  1. Внимательно отнеситесь к словам ребёнка. Желание пропустить школу редко возникает просто так. Даже если это не фобия в клиническом проявлении, за отказом прячется какая-то причина, и лучше её выяснить и попытаться устранить мирным путем (об этом мы недавно подробно писали статью).
  2. Если ребёнок жалуется на боль – постарайтесь понять степень её выраженности, при необходимости вызывайте врача.
  3. Если вы заметили закономерность в нежелании ребёнка идти в школу, если любое упоминание школы вызывает у ребёнка тяжёлую реакцию – обратитесь к психологу.

Исследования показывают, что на успех лечения школофобии напрямую влияет длительность течения болезни. Чем дольше ребёнок пропускает школу и находится в страхе, тем сильнее будет проявляться фобия. В некоторых случаях боязнь перед школой может остаться навсегда.

Важно относиться к ребёнку с пониманием, не унижать его, называя «лентяем» и «нытиком». Поддержите своего школьника, если нужно – проводите в школу, сообщите администрации о наличии проблемы, попросите помощи. Поговорите с учителями, чтобы с их стороны не было давления на ребёнка, поскольку это усилит фобию.


Не ограничивайтесь только соматическим лечением, закормив ребёнка таблетками от кашля – так вы не решите проблему с психическим здоровьем.

Если вы пошли на психотерапию с ребёнком – доведите дело до конца. На ранних этапах коррекции родители видят улучшение и часто прекращают лечение. Причин тому много: цена услуг, необходимость тратить время, видимый успех. Однако, для достижения устойчивого результата, необходимо продолжать терапию. Иначе первые победы быстро пройдут, а дальше состояние вернётся обратно, а может станет ещё хуже.

Если родители понимают, что никакой серьёзной проблемы за прогулами не стоит, стоит обратить внимание на «вторичные выгоды» от прогулов. Возможно, дома интереснее, чем в школе, дома безопаснее, нет необходимости «краснеть» у доски, у него нет друзей и т.п. Поговорите с ребёнком, помогите решить те проблемы, которые у него есть. Иногда достаточно снизить планку ожиданий и разрешить учиться на «тройки», чтобы вернуть ребёнка в класс.

Если ничего не помогает и ребёнок категорически не хочет и боится идти в школу, подумайте о семейном обучении, параллельно с психотерапией. Тогда появится шанс через какое-то время вернуться в школу с наименьшими психическими и физиологическими проблемами.

Советы психолога

как преодолеть страх перед школой

Самый лучший способ избавиться от школофобии – профилактика её возникновения. Поскольку самая главная причина фобии – это чрезмерная связь с родителем, постарайтесь постепенно ослаблять её, поддерживайте самостоятельность и активность ребёнка, верьте в его силы, говорите ему об этом.

Вместе с тем не стоит делать школу самым важным местом в жизни. Это всего лишь один этап длинного пути, по которому предстоит пройти вашему ребёнку. Учёба – это приключение, новые знания и открытия. Да, кое-где придётся потрудиться, но вкус побед придаёт уверенности, а небольшие поражения не смертельны.

Помогите ребёнку выстроить хорошие отношения с одноклассниками, найти друзей. Часто дети не хотят идти в школу, потому что их там никто не ждёт. А в хорошей компании учёба дается легче.

Помните, фобия – это не просто «блажь», которую придумал себе ребёнок. Фобия – это реальное страдание, которое мешает ему жить.

В основе любого «неправильного» поведения лежит какая-то причина. То, что мы её не знаем или не понимаем, не делает её менее значимой. Наши дети не всегда могут словами передать всё, что с ними происходит, но они посылают сигналы, которые могут понять внимательные и любящие родители. Не пренебрегайте детскими страхами и переживаниями, учитесь разговаривать с детьми и учите их формулировать свои мысли.

Помните, что дети, которые страдают школофобией не прогульщики и не лентяи, у них есть причины для страха, и только своевременная помощь с вашей стороны позволит им вернутся к полноценной жизни.

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний — необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха — страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, — все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски — это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так!

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу замкнутого круга: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим острым языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась.

Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т. д.

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной проверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий и веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске.

Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными неприятностями: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, взять себя в руки и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой
личностной особенностью.

Можно нарисовать "страшного" учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему "Как я боюсь Марь Иванну", а второй - "Как я ее не боюсь". Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось - ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себя роль ученика, а ребенок - учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки - тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т. д. Можно специально предложить ребенку игру в "кошмарного учителя": пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача - путаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван прежде всего боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: "Понимаешь, учеба в школе - это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты. Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил "пятерку" - значит, двигаешься туда, куда надо, а "двойка" просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился".

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: "Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим" и т. д.

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру "Растение". Ребенок должен постепенно "вырастать" из семечка, а затем "сломаться". Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра "Прогулка по сказочному лесу". Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно предоставлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй – «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось – ваша работа по снятию страха оказалась эффективной.

Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себе роль ученика, а ребенок – учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки – тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т.д.. Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача – пугаться.

Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа.

Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван, прежде всего, боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе – это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты? Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, - это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» - значит двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился».

Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе.

Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней, сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски.

Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения.

Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т.д..

Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно “вырастать” из семечка, а затем “сломаться”. Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления.

Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зелёной мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним.

Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе.

Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно представлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха.

Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски

  • помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;
  • сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;
  • обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений;
  • научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;
  • постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;
  • поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.

Начавшаяся школьная жизнь предъявляет ребенку новые требования, ставит перед ним новые задачи. Одно из таких новых испытаний – необходимость отвечать «у доски», демонстрировать всем уровень своих знаний и умений, подвергаться оцениванию не только со стороны учителя, но и одноклассников. Нередко это очень суровое испытание для ребенка, создающее благоприятную почву для возникновения особого страха – страха отвечать у доски.

Соображения престижа, стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, желание получить хорошую оценку, оправдывающую затраченные на подготовку усилия, - все эти факторы могут усиливать тревожность, возникающую у ребенка, который слышит традиционное «Иванов, к доске».

По своей сути страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. То есть тяжелые переживания здесь вызывает и сама ситуация оценивания (проверки), и то, что это оценивание происходит публично: все видят, все смотрят, все не упустят случая посмеяться, если что-то пойдет не так.

К сожалению, как и в случаях других страхов, ситуация здесь начинает разворачиваться по принципу «замкнутого круга»: страх никак не способствует успешности ответа, а новые неудачи еще больше усиливают страх и ужас, испытываемый ребенком.

Боясь неудачно ответить, ребенок постоянно пытается контролировать себя (психологи называют это явление «тревожным гиперконтролем»), что приводит к повышению вероятности неудачи.

Очень часто такой страх проявляется в том, что ребенок получает очень разные оценки при разных формах контроля знаний в школе: письменные работы пишет хорошо, а у доски отвечает на «тройки» и «двойки».

Испытывая страх ситуации публичной проверки знаний, ребенок может стараться сделать свое участие в подобной ситуации как можно более незаметным. В итоге при ответе на вопрос учителя будет говорить очень тихо, почти не слышно (что, как правило, вызывает раздражение учителя и тем самым подкрепляет и усиливает страхи ребенка), либо просто отказываться отвечать, иногда сопровождая свой отказ бурной эмоциональной реакцией (слезами, агрессивными вспышками).

В особенно тяжелых случаях страх отвечать у доски может проявляться даже в серьезных нарушениях речи ребенка.

Мальчик Саша (11 лет) симпатизировал своей однокласснице, с которой сидел за одной партой. Однажды на классном часе педагог, славившаяся своим «острым» языком, высмеяла его дружбу с девочкой. После этого Саша стал бояться этой учительницы. При одной мысли о том, что ему придется отвечать на ее уроках, он краснел, покрывался потом, у него перехватывало дыхание и подкатывал комок к горлу. Стоило ей вызвать его к доске, как он буквально терял дар речи. Саша очень хотел ответить, он пытался говорить, но ничего не получалось. Когда мальчик возвращался за парту, страх исчезал, речь возвращалась. Учительница продолжала его высмеивать: «За партой болтаешь, а у доски слова выдавить из себя не можешь. Значит, притворяешься!»

Как можно увидеть в этом примере, страх отвечать у доски нередко возникает в результате какого-то одного травмировавшего ребенка случая (высмеяла или резко раскритиковала учительница, поиздевались одноклассники). Проблема в том, что в дальнейшем этот страх может далеко распространиться за пределы изначально вызвавшей его ситуации. Как это произошло, например, с Сашей, который постепенно стал чувствовать ужас и неспособность говорить не только в присутствии своей классной руководительницы, но и других преподавателей.

Страх отвечать у доски вообще довольно тесно связан с тем, как с детьми в классе взаимодействует учитель. Даже не беря в расчет такие очевидные случаи, как применение учителем физического насилия, оскорблений детей, можно выделить особенности стиля педагогического взаимодействия, способствующего формированию таких школьных страхов. Так, по результатам исследований психологов, наиболее высокий уровень тревожности в ситуации проверки знаний демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающе-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося при высокой методической грамотности. Именно в таких условиях ученики особенно не стремятся выходить к доске, боятся ошибиться при устном ответе и т.д..

Естественно, что появление страха отвечать у доски может быть связано и с завышенными требованиями родителей: если ребенок знает, что дома его, мягко говоря, не похвалят за любую оценку, кроме «отлично», ситуация публичной поверки знаний будет вызывать гораздо больше внутреннего напряжения и страха.

Но даже если родители и не слишком сильно ругают ребенка за «двойки», страх получить плохую оценку все равно может присутствовать и проявляться в эмоциональном дискомфорте ребенка при устном ответе.

Мальчик Тема (8 лет), на переменах бойкий веселый, при ответе у доски говорит очень тихо, медленно, почти заикаясь. Никогда не поднимает руку, если учитель говорит, что собирается вызвать кого-то к доске. Когда Теме предложили нарисовать то, о чем он думает, стоя у доски, мальчик нарисовал огромную страшную «двойку»: на весь лист, кроваво-красного цвета и с огромными зубами.

Как видно из наших примеров, страх отвечать у доски часто сопровождается разнообразными телесными «неприятностями»: ребенок чувствует напряжение в теле, краснеет или бледнеет, его накрывает волна липкого пота, могут возникать ощущения дурноты или тошноты, дрожать руки или колени. И попробуй в таком состоянии сосредоточиться, «взять себя в руки» и вспомнить пусть даже и прекрасно подготовленный дома материал!

Выраженность страха отвечать у доски зависит и от индивидуальных особенностей ребенка. Этот страх выше у младших школьников, у которых преобладает так называемый вербальный интеллект (то есть умение оперировать понятиями, выражать свои мысли словами). Особенно легко страх ситуации публичной проверки знаний формируется у тех ребят, для которых тревожность является устойчивой личностной особенностью.

Итак, страх отвечать у доски – это страх ситуации публичной проверки знаний. Он может возникать по ряду причин, среди которых можно выделить

  • негативные отношения с учителем;
  • страх потерять уважение одноклассников;
  • страх получить плохую оценку;
  • завышенные требования родителей
  • индивидуальные психологические особенности ребенка.

Страх отвечать у доски

Такой страх мешает ребенку комфортно чувствовать себя при ответе, что приводит к более низким результатам, чем те, на которые ребенок способен в принципе.

Читайте также: