Бортовой камень в строительстве

Обновлено: 16.05.2024

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ


I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) - комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту - ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.

1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.

1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:

- строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);

- заводские инструкции и технические условия (ТУ);

- нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);

- производственные нормы расхода материалов (НПРМ);

- местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТТК - дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организации ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификации технологических решений.

1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* "Организация строительного производства") по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.

1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.

Порядок привязки ТТК к местным условиям:

- рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;

- проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;

- корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;

- пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;

- оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.

1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.

Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:

- установка бетонных бортовых камней

- 100 м.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.

2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:

- геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;

- подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;

- устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;

- устройство основания h=0,10 м из бетона;

- установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;

- дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;

- обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;

- заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.

2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

Дороги автомобильные общего пользования

Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

Примечание - В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание - В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание - Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание - Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

4 Классификация

4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

- искусственные - из бетона на цементном вяжущем;

- натуральные - из природного камня (горных пород).

4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

- Р - рядовой бортовой камень;

- Д - доборный бортовой камень;

- Б - бортовой камень из бетона (искусственный);

- Г - бортовой камень из горных пород (натуральный).

Примеры

1 БР 100.60.18 - бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

2 ГД 50.30.15 - бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

5 Технические требования

5.1 Основные параметры и размеры

5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

Примечание - Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

Примечание - Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

фото 21655_2

Без бордюрных камней сегодня не обходится ни один проект благоустройства территории и строительства дорог городского или федерального значения.

Большинство дорожных и садовых бордюров изготавливаются в строгом соответствии с требованиями нормативной документации.

Для успешной сдачи объекта в эксплуатацию и долговечности возведённой конструкции, монтаж бордюров также должен удовлетворять нормативным требованиям и проводиться в соответствии с технологической картой.

Понятие укладки бордюрного камня

Монтаж бордюров – это комплекс мероприятий по:

  • разметке территории;
  • созданию искусственного основания;
  • установке штучных элементов отбортовки для пешеходных и автомобильных дорог, ограждений для газонов, грядок, клумб и малых архитектурных форм.

Технология установки бордюров зависит от категории объекта, массы и габаритов изделий, а также от объёма работ и грунтовых условий на площадке строительства.

Нормативные нормы монтажа поребриков

Монтаж бордюрных камней регламентируется требованиями следующих нормативных документов:

фото 21655_3

  • СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий». «Парки. Правила градостроительного проектирования территории». «Технический регламент. Благоустройство территорий у строящихся зданий и сооружений».

При реализации проекта капитального строительства, подразумевающего благоустройство территории или возведение автомобильной дороги повышенной категории ответственности, приёмочная комиссия ГАСН выписывает предписания и проверяет корректность монтажа каждого этапа, в строгом соответствии с перечисленными выше документами.

Правила и требования к процессу

Согласно указанным выше нормативным документам, при монтаже бордюров, должны выполняться следующие регламентные требования:

  • Все работы по оформлению ландшафтного дизайна должны вестись, согласно рабочему проекту.
  • Степень уплотнения искусственного основания при установке бордюров должна быть не менее 0,98.
  • Для фиксации бордюрного ряда требуется присыпка уплетённым грунтом, либо устройство бетонной подушки.
  • Работам по монтажу должна предшествовать геодезическая разбивка лицевого канта отбортовки с применением высокоточного оборудования. в данном случае, рекомендуется использовать приборы с привязкой к координатам со спутника.
  • Допустимый зазор между бортовыми камнями не должен превышать 3 – 5 мм, в зависимости от категории объекта.
  • Отклонение установленного бортового камня от проектных плоскостей должно быть менее 3%.
  • При строительстве дорог федерального, регионального или городского значения, бортовой камень должен иметь сертификат, удостоверяющий соответствие требованиям ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные. Технические условия».
  • Превышение бортового камня над поверхностью проезжей части должно быть не менее 100 – 150 мм для обеспечения безопасности пешеходов.

Помимо указанных требований, при монтаже бортовых камней необходимо соблюдать красные отметки вертикальной планировки, вне зависимости от природного рельефа местности. В ряде случаев, вместо отрывки траншеи, эта операция требует устройства насыпи с её последующим уплотнением.

Инструменты

Для монтажа бордюра с соблюдением всех перечисленных выше требований, потребуется следующий набор инструментов:

фото 21655_4

  • Нивелир с GPS датчиком для проведения геодезической разбивки.
  • Экскаватор с узким ковшом, либо набор штыковых лопат, в зависимости от объёма работ – для устройства траншеи.
  • Колышки с капроновыми шнурками для разметки территории.
  • Вибротрамбовка для уплотнения искусственного основания.
  • Бетоносмесительное устройство мобильного типа для замешивания постели из жёсткой цементно-песчаной смеси.
  • Линейка, с помощью которой производится разметка бортового камня перед раскроем.
  • Болгарка или циркулярная пила с алмазным диском для распила камня перед монтажом доборов.
  • Ручной, тандемный, электромеханический или гидравлический захват, с помощью которого бордюрный камень устанавливается точно в проектное положение после его транспортировки с паллеты.
  • Совковые лопаты для обратной отсыпки грунтового основания.
  • Резиновые молотки для корректировки бордюрного ряда, в случае незначительного нарушения геометрии при монтаже.

Инструменты должны быть исправны и готовы к работе. В случае строительства автомагистрали или протяжённой городской улицы, также понадобится тяжёлая грузоподъёмная или землеустроительная техника с требуемой производительностью.

Правильное устройство бортовых камней своими руками

При монтаже бортового камня, необходимо строго следовать предварительно составленной технологической карте:

  • Анализируется рабочий проект благоустройства территории или строительства дороги с тротуарами.
  • Выполняется геодезическая разбивка территории с фиксацией характерных точек изменения направления, и перепадов рельефа.
  • В землю забиваются колья из арматурной стали, между которыми натягивается шнурка, повторяющая лицевой кант будущего бордюра.
  • Разрабатывается траншея нужной глубины и ширины, предназначенная для монтажа отбортовки.
  • По дну траншеи насыпается слой песчано-гравийной смеси с проектной толщиной.
  • ПГС трамбуется до требуемой степени уплотнения – не менее 0,95 для садовых бордюров и от 0,98 для дорожных бортовых камней.
  • В отдельной ёмкости замешивается жёсткая цементно-песчаная смесь для формирования постели.
  • Раствор укладывается поверх уплотнённого слоя ПГС и разравнивается.
  • При наличии в проекте специальных требований, в теле раствора также монтируются продольные арматурные стержни.
  • Бордюрные камни фиксируются захватами и аккуратно укладываются в проектное положение.
  • Створ изделий корректируется резиновыми молотками до соблюдения заданной при геодезической разбивке линии.
  • На финальном этапе, отбортовка отсыпается слоем песка или другим сыпучим материалом.

Укладка дорожного полотна ведётся не ранее, чем через 1 – 2 суток после устройства бордюров, так как бетон постели должен набрать часть нормативной прочности.

Полная информация о процессе установки бордюров здесь.

Последствия нарушения технологии

В случае нарушения технологии во время монтажа бортового камня, возможно наступление следующих негативных последствий:

фото 21655_5

  • Недостаточно уплотнённое искусственное основание приводит к осадкам камня со временем.
  • Отсутствие постели из цементно-песчаной смеси может вызвать вывал отдельных камней и их крен.
  • Некачественная геодезическая разбивка, либо пренебрежение красными отметками повлекут за собой ошибки при укладке дорожного полотна и устройстве наружных сетей.
  • Применение металлических молотков вместо резиновых вызовут разрушение хрупких строительных материалов.
  • Устройство вместо слоя ПГС уплотнённого местного грунта может привести к его намоканию в паводковый перед и непредсказуемым осадкам.
  • Монтаж штучных камней без захватов значительно увеличивает время производства работ, а также способствует травматизму, так как, при ручной укладке, наблюдается нарушение техники безопасности.
  • Крайние бордюры перед установкой должны раскраиваться, согласно предварительно нанесённой разметке. Тот же вид работ производится, в случае необходимости устройства криволинейной бордюрной линии.

Все перечисленные выше дефекты и последствия неминуемо приведут к затратам подрядчика. В случае необходимости сдачи объекта государственной комиссии, может понадобиться полный демонтаж с повторным устройством бордюров.

Сколько стоит установка бордюров?

На рынке работает большое количество монтажных организаций, предлагающих услуги по монтажу бордюрных камней и комплексному благоустройству территории. Учитывая высокий уровень конкуренции, средние розничные расценки на данный вид работ по регионам примерно одинаковы и отражаются в следующей таблице:

Конечная стоимость определяется сметным расчётом и зависит от ряда сопутствующих факторов:

фото 21655_7

  • Удалённость объекта от города.
  • Наличие питающей кабельной линии в месте производства работ.
  • Общий объём монтажа.
  • Тип используемого бортового камня.
  • Необходимость привлечения тяжёлой строительной техники.
  • Категория объекта.
  • Наличие проекта.
  • Перепад высотных отметок.
  • Уровень грунтовых вод.
  • Качество грунтов естественного основания.
  • Наличие дополнительных требований проекта и пожеланий заказчика.

Помимо указанных выше критериев, на конечную цену также может влиять срочность работ, сезонность и внутренняя ценовая политика подрядной организации.

Заключение

Монтаж бордюрных камней – это ответственная работа, которая требует досконального выполнения всех требований проекта и нормативной документации. Монтажу отбортовки предшествует детальная геодезическая разбивка и устройство искусственного основания, уплотнённого до степени 0,95 – 0,98.

При установке камней, требуется механический или электрический захват, чтобы точно позиционировать подошву изделия в предварительно подготовленную постель из цементно-песчаной смеси. Бордюрный ряд должен быть жёстко зафиксирован в грунте и прижат дорожным плотной. Работы по устройству проезжей части и тротуара следует начинать не ранее набора прочности бетона, в котором фиксируется бортовой камень.

Чтобы мощение выглядело завершенным, используют бордюры тротуарные для разграничения пешеходной и садовой зон. Кроме эстетической, дорожные бордюры выполняют и вспомогательную функцию. Вдоль дорожек выстраивается ливневая система, направляющая сточные воды с дорожного полотна. Поэтому важно подобрать качественный бортовой камень, имеющий большой эксплуатационный срок.

Бордюры и поребрики

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

  • колотый;
  • пиленый;
  • обожженный;
  • полированный.

Все они имеют природную основу и эстетичный вид, украшая собой любой тип дорожного полотна, а качество материала позволяет устанавливать бортики практически для любого строительного объекта — от тротуаров до шоссе. Из недостатков можно назвать большой вес и высокую цену изделий.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

Укладка дорожного бордюра

Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.

  1. Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть.
  2. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см.
  3. Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода).
  4. На основание накладывается раствор.
  5. Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты.
  6. Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.

Видео про распил дорожного бордюра под углом

Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.

Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.

Тротуарный бордюр

При выборе тротуарного бордюра необходимо обращать внимание на технические показатели.

Физические характеристики

К ним относятся:

Преимущества тротуарного бордюра

Достоинства бетонного бордюрного ограждения:

  • долговечность;
  • морозостойкость;
  • влагостойкость;
  • износостойкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • эстетичность;
  • простота установки.

Чем поребрик отличается от бордюра

Это тот же бортовой камень, отличающийся от бордюрного ограждения способом монтажа: бордюр устанавливается вровень с пешеходной дорожкой, а поребрик выступает над ней на 2/3 своей высоты. В остальном технология изготовления и укладки одинакова.

Поребрик и бордюр

Бордюр для тротуарной плитки

Ограждение для тротуарной плитки поможет сохранить целостность покрытия, не позволяя расползтись основанию.

Как правильно установить бордюр для тротуарной плитки своими руками?

Определившись с расположением садовых дорожек, можно приступать к установке бордюра. Сам процесс работ несложен, нужно лишь соблюдать следующий порядок действий:

  1. Подготовить площадку под строительство: удалить мусор с территории, выровнять поверхность.
  2. Провести разметку под будущие дорожки.
  3. Вбить колышки по краям дорожек и протянуть между ними шнур. Высоту пролегания шнура следует вымерять строительным уровнем, поскольку это будет верхней границей бордюра, сделанного самостоятельно.
  4. По всей длине разметки вырыть траншею, в которую будут закладываться бордюрные секции. Следует помнить, что глубина траншеи должна составлять треть от высшей точки бортика, а ширина — быть на 10 см больше бордюрной.
  5. На дно траншеи, предварительно утрамбованное и уплотненное, залить раствор из песка и цемента в пропорциях 3:1 (песок-цемент). Раствор должен иметь консистенцию вязкой сметаны для более удобной заливки.
  6. Уложить бордюрные элементы, придерживаясь уровня шнура. При этом камни необходимо выровнять по высоте, подливая раствор на дно там, где это потребуется.
  7. Стыковые швы заполнить раствором, оставить сооружение застывать на сутки.
  8. Оставшийся зазор засыпать грунтом, тщательно утрамбовывая.

Необходимо помнить, что укладка самой плитки должна производиться только после установки бордюра.

Бордюр для тратуарной плитки

Что необходимо для расствора, в каком соотношении смешивать

Бордюрные камни можно приобрести в магазине или изготовить своими руками. Для изготовления бортиков можно воспользоваться готовыми формами, но лучше соорудить самим. Во втором случае потребуется устанавливать опалубочную систему.

Размер блоков может быть любым. Единственное, что необходимо учесть, это длину секции для штучных бордюров — она не должна превышать 2 м. В противном случае бордюрная конструкция будет неудобна при монтаже и быстро разрушится.

Технология изготовления бордюров следующая:

  1. Подготавливается форма для заливки ограждений.
  2. Приготавливается сухая смесь из расчета 3:1 (песок-цемент); компоненты тщательно смешиваются.
  3. Затем туда же добавляется мелкофракционный щебень из расчета 3:1 (щебень-сухая цементно-песчаная смесь), после чего все заливается водой и смешивается. Следует избегать появления комков в растворе и образования воздушных пузырьков.

Для того чтобы монтаж бортов был удобным, одну сторону элемента необходимо сделать с небольшой фаской после освобождения от опалубочной системы. Этого можно добиться, срезав излишки.

Виды тротуарных бордюров

К ним относятся поребрики из бетона и бортовые камни, изготовленные с помощью вибролитья и вибропрессования.

виды бордюров

Бетонные поребрики

Широкое применение поребрики получили при прокладке автомобильных дорог: ими отделяют проезжую часть от пешеходной. Изготавливают поребрики согласно ГОСТу, методом прессования или литья.

Вибролитьевые бордюры

Изготовленные методом литья, такие изделия имеют искривленную геометрию в связи с использованием жидкого бетонного раствора. Воздух, остающийся в растворе, не изгоняется, в результате чего готовое изделие получается с пористой структурой и легко разрушается. Такие бортовые камни дешевле бордюрных, изготовленных методом вибропрессования, но не имеют других расцветок, кроме серой, а армирующий каркас затрудняет монтаж ограждений в случае их нарезки.

Вибропрессованный бордюр

Технология изготовления позволяет получить ровную поверхность. По техническим показателям вибропрессованные бортовые камни обладают пониженным влагопоглощением, прочностью и износостойкостью. Метод штамповки позволяет получить большое количество готовых изделий с различным цветом.

Чем отличаются вибропресованные от вибролитых бордюров?

В первую очередь изделия отличаются способом производства. Вибропрессование предполагает производство изделий в крупных масштабах и потому использует вибрационные установки. А вибролитые бордюры изготавливаются ручным способом.

Вид бордюра Технические характеристики Внешний вид
Вибролитой Тяжелый вес, низкая морозостойкость и эксплуатационные показатели. Вследствие пор быстро образуются трещины и сколы, что приводит к скорому разрушению борта. Поверхность пористая, неэстетичный серый цвет, после монтажа остаются грубые стыки. Сложность в установке при устройстве поворотов — арматуру сложно срезать без ущерба общему виду изделия.
Вибропрессованный Компактность и сравнительно небольшой вес, ровная поверхность, отсутствие пор, хорошие эксплуатационные показатели вследствие высокой прочности и морозостойкости. Ровная поверхность без пор, эстетичный внешний вид, широкий спектр цветовых решений, возможность применения для оформления углов.

Садовые бордюры

Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

В чем преимущество садовых бордюров?

Помимо декоративной функции бортовые камни:

  1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
  2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
  3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.

пластиковый садовый бордюр

Пластиковый тротуарный бордюр

Он используется в основном для оформления садовой территории на дачных участках и имеет следующие достоинства:

  • невысокая стоимость;
  • простота монтажа;
  • большой выбор изделий;
  • легкозаменяемость;
  • эстетичность.

Поскольку пластик обладает легким весом и поддается обработке, то из него можно соорудить бордюр практически любой формы — от прямолинейной до извилистой. Если рассматривать пластиковый бордюр как ремонтопригодный материал, то отдельные секции ограждений легко заменяются в случае повреждений, чего не скажешь о бортиках из камня.

Пластиковый тротуарный бордюр

Из недостатков выделяют следующие:

  • плохая огнестойкость;
  • невысокая устойчивость к атмосферному воздействию;
  • неустойчивость к механическим повреждениям.

Со временем пластиковый бордюр, в отличие от каменного, выгорит на солнце, потрескается от резких температурных перепадов, что сократит срок службы изделия.

Установка пластикового бордюра

Если сравнивать монтаж пластиковых ограждений с бетонными, то первые выигрывают благодаря своей простоте. Установка пластикового бордюра является более удобной, а легкий вес способствует быстрому порядку действий.

  1. Вдоль тротуарной дорожки выкапывается траншея. Глубина канавки должна составлять до 10 см.
  2. В траншею вбиваются колышки, имеющиеся в основании пластикового ограждения.
  3. Отдельные элементы бордюра соединяются между собой «в замок», образуя сплошной ряд.
  4. Ограждение выравнивается с помощью строительного уровня, траншея засыпается.

Особенность установки бордюра из пластика заключается в том, что не требуется предварительной подготовки строительной площадки. Такие ограждения будут хороши при обрамлении клумб на садовых участках.

Вес и таблица размеров тротуарного бордюра

таблица бордюров

Тротуарный бордюр готового образца выпускается по ГОСТу, в разных весовых категориях и размерном ряде. В заводских условиях бортовые камни из железобетона производятся по ГОСТ 6665-81, имеют классификацию БР (рядовой), БУ (рядовой уширенный), БУП (рядовой уширенный прерывистый), БЛ (прямой с лотком), БВ (въездной), БК (радиальный, радиус кривизны 5-15 м).

1000х200х80

Бордюр тротуарный, марка БР100.20.8, вес 40 кг. Садовый поребрик, используемый для ограждения газонов и тротуаров.

500х200х30

Бордюр малый садовый тонкий, вес 6,65 кг. Используется для разграничения садового участка и придомовой территории.

500x200x70

Бордюр садовый вибролитой марки БР 50.20.7, вес 15 кг. Изготавливается методом вибролитья, используется при оформлении парковых зон и пешеходных дорожек.

500х200х80

Бордюр садовый марки БР 50.20.8, вес 18 кг. Применяется при оформлении пешеходных зон и игровых площадок.

500х200х60

Бордюр тротуарный марки БР 50.20.6, вес 16 кг. Применяется при ограждении тротуарных дорожек в парковых зонах.

Из чего и как сделать бордюр своими руками

Не все дачники используют готовые формы — многие предпочитают создавать бортики для садово-огородных участков своими руками. Преимущество собственноручно сделанного ограждения в экономичности и создании оригинального дизайна.

Они могут быть изготовлены из различных материалов и подручных средств:

  1. Пластик. Сюда относятся пластиковые бутылки, поликарбонатные листы.
  2. Дерево. Ограждения можно оформить в виде частокола, небольшого заборчика или плетня.
  3. Профлисты. После ремонта на участке всегда остаются лишние стройматериалы, к которым относятся обрезки профлиста. Используя их, можно разграничить грядки на участке.
  4. Кирпич. Простейший вариант оформления клумб — выложить их силикатным кирпичом.
  5. Резина. Старые покрышки можно использовать как мини-забор для газона, покрасив их в яркие цвета.

Однако вместо подручных материалов можно использовать формы для заливки бордюра из бетона.

Формы для бордюров своими руками

Бортики для клумб и газона, оформления дорожек из брусчатки продаются в готовом виде, но их можно создать самостоятельно. Дачники используют формы для заливки бетонного раствора, которые тоже изготавливаются своими руками.

использование опалубочной конструкции и изготовление каркаса-формы. Самый простой и доступный вариант — устройство съемной опалубки. Для этого понадобятся доски обрезные или металлические листы. Работы проводятся непосредственно на месте устройства бордюров.

Порядок работ следующий:

  1. Подготовка территории.
  2. Разметка под будущие ограждения с помощью веревки и колышков.
  3. Рытье траншей. Глубину траншеи делают на 5-7 см больше высоты будущего бордюра, ширина должна составлять 20 см с учетом толщины досок.
  4. Установка опалубки. Доски устанавливают по обеим сторонам траншеи, закрепляют для устойчивости.
  5. Подготовка основания под бордюр. На утрамбованное дно траншеи засыпается щебневая подушка, которую тоже следует хорошо уплотнить.
  6. Армирование. На щебень укладываются прутья для упрочения будущего бордюра.

После подготовительных работ готовится бетонный раствор, которым заливают траншеи. После застывания бетона опалубку можно снять.

формы для бордюров

Второй способ — изготовление форм под бордюры. От первого отличается тем, что ограждение получается не монолитным, а секционным. Для этой цели используют обрезную доску требуемой длины, из которой создают каркас для заливки бетона, а полученные элементы срезают под углом с одной стороны для стандартизации по ГОСТу.

Для создания бордюрного ограждения необычной формы и цвета также можно использовать специальное устройство, напоминающее шнековый приемник. Внутрь засыпается смесь из песка и цемента с добавлением пигментного красителя, которая, перемешиваясь, выдавливается на грунт.

Достоинства такого метода следующие:

  • высокая производительность;
  • легкость обработки раствора и монтажа;
  • отсутствие необходимости в подготовке основания под укладку ограждения.

Не полностью застывшую бетонную конструкцию можно декорировать различными узорами и резными элементами.

Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы

Для самостоятельного создания ограждений из бетонного раствора понадобится:

Технология приготовления состоит из следующих этапов:

  1. Цемент, песок и щебень смешиваются в бетономешалке в пропорциях 1:3:4 соответственно. Сначала в бетономешалку засыпается половина порции песка и щебня, перемешивается, затем загружается цемент и полностью остатки щебня с песком. Сухая смесь переваливается в бетономешалке не менее 5 минут.
  2. Пластификатор растворяется в воде согласно инструкции и выливается в бетономешалку, затем постепенно заливается вода. Количество воды регулировать до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию вязкой массы.
  3. Разведенный в воде пигментный краситель добавить в раствор и перемешивать его еще в течение 5 минут.
  4. Форма для бордюров смазывается маслом — впоследствии готовое изделие будет легче вынуть.
  5. Полученный раствор заливается в форму и извлекается из нее при схватывании — по истечении не менее 2 суток.

Для повышения плотности и прочности изделий рекомендуется использовать вибростол — в формах с раствором из заливки будет удаляться весь воздух. Для бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марок М400 или М500, так конструкция получится намного прочнее. А речной песок желательно просеять перед замешиванием, чтобы удалить примеси глины, которая может снизить прочность бетона.

Для дополнительной прочности в формы, наполовину заполненные раствором, укладывается арматура, которая затем заливается остатками раствора. Окончательно бетонное изделие наберет марочную прочность только через месяц, поэтому раньше монтировать бетонные блоки не рекомендуется.

Монолитные бетонные бордюры своими руками

Технология схожа с изготовлением бордюрных элементов с той разницей, что для конструкции необходимо сооружать съемную опалубку. Пропорции компонентов для раствора остаются теми же, а при монтаже не нужно дополнительно обрабатывать стыковые швы затиркой.

фото 21715_2

Немаловажным элементом в дорожном строительстве и ландшафтном проектировании является бордюр.

Он выполняет несколько функций. Изготовление изделий выполняется различными способами, что влияет на их габариты и характеристики.

В статье обо всех особенностях, видах, производстве бетонных бордюров.

Что такое бортовой камень из бетона?

Бордюром называется элемент строительства или садоводства, изготовленный из тяжелого бетона и предназначенный для разграничения или обособления участков. Это может быть:

  • отделение проезжей части от тротуара (дорожное строительство);
  • обособление различных функциональных зон (ландшафтное проектирование и садоводство).

Бордюр используется не только в качестве отгораживающего элемента. Он часто выполняет защитную роль. В дорожном строительстве предохраняет обочины от размытия или осыпания грунта, увеличивает срок плиточного покрытия.

ЖБИ-изделие применяется для отделения проезжей части дороги от тротуара. Изготавливается, согласно ГОСТ 6665-91, из тяжелого бетона (класс В30) с дополнением стальной арматуры. Метод соединения — вибропрессование. Метод дает увеличение прочности бордюра и устойчивости к химическим и механическим воздействиям.

Параметры и характеристики поребриков

Для изготовления бордюрного камня применяется бетон тяжелых марок от В22,5 и выше. Такой материал имеет нормируемую прочность при испытании на изгиб и сжатие при низких температурах не менее 90%.

Технические характеристики дорожного элемента

Полная статья о параметрах тут.

Разновидности бордюрных конструкций

Существует большое количество видов бордюров из бетона. Это обусловлено широким спектром их применения. Каждый вид обладает своими особенностями и отличительными характеристиками. Бордюрный камень можно разделить по нескольким параметрам.

Цели применения

Основное различие состоит в сфере применения, для которой изготовлено изделие. Это обстоятельство обуславливает набор качественных характеристик, свойства и внешний вид бордюрного камня. Изготавливается согласно ГОСТ 6665-91.

Магистральный

Из всей линейки имеет самые большие размеры. Выпускается изделие с разным весом и в нескольких размерах.

фото 21715_3

Устанавливается на:

  • междугородных дорожных трассах;
  • мостах;
  • автомобильных развязках;
  • магистралях;
  • длинных дорогах с разделительной полосой.

Второе название — шоссейный. Отличается повышенными характеристиками прочности и морозостойкости, поэтому в определенных условиях оказывает мощное сопротивление изнашиванию. Магистральный бордюр очень устойчив к воздействию внешних факторов.

В его функции входит:

  • разделение дорожного полотна на пешеходную и проезжую части;
  • защита покрытия от подтекания влаги;
  • удерживание нагрузки горизонтальной реакции покрытия дороги при проезде транспорта;
  • декоративная функция и маркер для обозначения начала и конца дорожной зоны.

Благодаря надежности подходит для обустройства дорог любого класса.

Ограждения дорог

Популярное название этого вида — дорожный.

Он используется на 90% городских дорог, парков и дворов. Устанавливается вдоль тротуаров или дорожек, связанных с проездом транспортных средств.

Функции дорожного камня:

  • украшает и обрамляет тротуарную плитку;
  • предотвращает разрушение и размытие дороги, обеспечивает безопасность;
  • увеличивает устойчивость тротуарной плитки к эксплуатационным нагрузкам;
  • удерживает геометрические границы дорожного покрытия;
  • защищает от подтекания воды.

Срок эксплуатации бордюра 15-20 лет.

Подробнее об этом подвиде бетонных бордюров по ссылке.

Для сада

Поребрик или бордюр тротуарный очень широко используется в композициях ландшафтного дизайна. Поэтому его называют садовым. Применяется в качестве ограждения:

Также помогает подчеркнуть зону или отдельный элемент композиции. Внешне похож на дорожный, но отличается меньшими размерами. Может иметь разную форму — ступенчатую, дуго- или волнообразную.

Изготавливается с добавлением разных добавок, улучшающих качественные характеристики и внешний вид изделия. Кроме сада, может применяться в жилых кварталах, на парковках и автомобильных стоянках.

Есть специальный вид садового бордюра под газонокосилку. У него неравномерный край, который с одного бока опускается до высоты газона. Это позволяет выполнять стрижку вдоль края газона без повреждения лезвий.

Подробнее о садовых бордюрах из бетона здесь.

По способу производства

Бордюры изготавливаются по двум технологиям — вибролитье и вибропрессование. Одни борты выполняются с помощью первой методики, другие — с помощью второй. Назначение и характеристики изделий соответственно отличаются.

Вибролитой

Основа способа — использование жидкой бетонной смеси. Она заливается в специальные формы нужного размера. Затем форму помещают на вибростол и выдерживают там определенное время, указанное в технологии. Это необходимо для удаления пузырьков воздуха и получения однородной плотной структуры.

Чтобы предотвратить возможные расколы и придать изделию прочность, смесь заливается на уложенную в форму железную арматуру. Следующий этап — формы помещаются на стойки, где происходит полное высыхание смеси.

фото 21715_4

Плюсы данного способа:

  • возможность изготавливать изделия разного оттенка;
  • привлекательный внешний вид по всем параметрам;
  • достойные характеристики прочности и морозоустойчивости.

Несмотря на достоинства, этот вид имеет и множество недостатков:

  1. Отличается нарушением геометрических размеров. Это связано с многоразовым использованием форм, которые подвержены выработке.
  2. Откалывание углов. Это происходит при распалубке.
  3. Быстрое разрушение вследствие проникания влаги. Обусловлено наличием капиллярных пор, которые впитывают воду. Она замерзает при низких температурах и разрушает камень. Также потеря прочности происходит вследствие того, что железная арматура со временем ржавеет.
  4. Достаточно большой вес изделия, что часто приводит к необходимости использовать специальную технику для разгрузки и укладки.
  5. Высокая стоимость цветных моделей.

Наличие указанных недостатков не снижает популярность вибролитого камня бордюрного.

Вибропресс

Такой вид изделия выполняется по другой технологии. Она предполагает использование полусухой жесткой смеси. Также для работы необходимо специальное оборудование — вибропресс. Этапы методики:

  1. Заливка. Специальные формы устанавливаются на поддон и помещаются на вибрирующий стол. В матрицы заливается сырье.
  2. Уплотнение вибрацией. На смесь оказывается воздействие специального пресса (пуансона) и вибростола. Процесс происходит до получения необходимой плотности и размеров бордюра.
  3. Распалубка и выдержка. Изделие освобождается от формы и на опалубке помещается в камеру.

Достоинства способа:

  1. Четкая форма и точные геометрические размеры.
  2. Отсутствие капиллярных пор. При нагреве смеси испаряется лишняя влага.
  3. Высокий показатель морозоустойчивости и прочности.
  4. Возможность изготовить двухслойные и цветные изделия.
  5. Сравнительно легкий вес.

О вибропресованных бордюрах в деталях тут.

Монолит

Монолитный способ предполагает наличие траншеи по всей длине прокладки бордюра.

Этапы технологического процесса:

фото 21715_5

  1. Подготовка траншеи. Ширина траншеи не должна превышать 5-10 см, глубина должна быть выше высоты поребрика на 1/3. На дно траншеи необходимо уложить слой песка или щебня и выровнять поверхность.
  2. Постройка опалубки. Вначале требуется вбить штыри из толстой арматуры по бокам траншеи. Это необходимо для усиления жесткости конструкции. Затем нужно изготовить опалубку из шифера, фанеры или профнастила.
  3. Заливка. Приготовить раствор из бетона и залить его в траншею. Затем нужно уплотнить массу. Это можно сделать специальным вибратором или вручную с помощью металлического штыря. Погружать и доставать штырь следует медленно, а перемешивать раствор быстро.

Заключительный этап предполагает сушку раствора. Всю траншею понадобится закрыть от солнца и в течение 5-7 дней периодически смачивать водой. После высыхания бетона опалубку нужно снять. Особенности метода — готовую конструкцию невозможно достать и переместить.

По маркам

Бортовой камень любой марки обозначается группой цифр и букв. Маркировка содержит сведения о его типе и габаритах.

ГОСТ 6665-91 определяет схему маркировки. Название камня ставится впереди, затем размеры. Например, ХХ 1. 2. 3. 4:

  • ХХ – обозначение типа камня;
  • 1 – длина в см;
  • 2 — высота в см;
  • 3 — ширина в см;
  • 4 – радиус кривизны (может отсутствовать).

На основании ГОСТ камень бордюрный разделяют на типы:

    – прямые стандартные рядовые. Классический вариант для разделения зон.
  • БУ – прямые с уширением. Брусок со снятыми фасками по граням.
  • БУП – прямые с прерывистым уширением.
  • БЛ – прямой формы с лотком. Имеет плоский желоб по всей длине. Он служит для отвода влаги. Используется в местах с повышенной степенью выпадения осадков.
  • БВ – въездные. Высота таких камней немного ниже. Применяется в местах заезда автотранспорта.
  • БК – криволинейные. Служат ограничителями криволинейных участков.

Пример — БР 100.30.15. Расшифровка — камень прямой рядовой, длина 1000 мм, высота 300 мм и ширина 150 мм.

Форме

фото 21715_6

Наиболее распространена стандартная форма — прямоугольник с немного скошенной стороной. Такая форма считается нейтральной и отлично подходит к любому стилю.

На втором месте располагаются волнообразный, дугообразные, ступенчатые изделия. Они стоят дороже, но придают композициям креативность.

Отдельное внимание стоит уделить шарнирному поребрику. Он применяется при обустройстве закругленных элементов различного диаметра. Есть несколько типовых размеров изделия от 0,2 м до 0,6 м, также возможно цветовое исполнение. Выполняется из мелкозернистого бетона В-22,5.

Производство

Изделия производятся по нескольким методикам с обязательным выдерживанием размеров. Технологии:

  • заливка жидкой смеси в гладкую опалубку;
  • литье с использованием вибрационного воздействия;
  • одновременное применение прессования и вибрации.

Применение двух первых методик целесообразно в домашних условиях или на небольшом предприятии.

Третий способ требует наличия дорогого специального оборудования. Состав смеси подбирается в зависимости от размеров бордюра. Мелкозернистый песок и заполнитель используются при изготовлении длинных элементов (больше 1 м). Для усиления камни снабжаются арматурой.

Подробная статья о создании бордюров тут.

Правила и технология установки

Перед началом работ необходимо разметить территорию и подготовить поверхность. Понадобится натянуть веревку по линии установки камня. Затем нужно выкопать траншею глубиной на 2/3 высоты поребрика, а шириной 200 мм (ширина изделия + 5 см с каждой стороны). Следующие действия:

фото 21715_7

  1. Уложить на дно слой щебня толщиной 3-4 см и утрамбовать.
  2. Сверху насыпать слой песка (2 см).
  3. Уложить и выровнять бордюр по высоте.
  4. Приготовить раствор из цемента, песка и воды (1:3:1,5).
  5. Выложить раствор ровным слоем толщиной 2 см в траншею.
  6. Окончательно выставить камень, выравнивая с помощью резинового молотка.
  7. Залить бетоном все пустоты.

Дать время застыть бетону и засыпать траншею.

О монтаже в деталях в этой статье.

Плюсы и минусы таких бордюров

Преимущества ЖБК-блоков:

  • большой перечень функциональных возможностей изделия;
  • высокий показатель прочности;
  • точность геометрических форм и размеров;
  • морозостойкость;
  • устойчивость к механическим повреждениям;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • стоимость;
  • продуктивность и долговечность;
  • внешний вид;
  • простота установки;
  • большой ассортимент изделий.

Факторы, влияющие на цены и установку

На стоимость изделий влияет:

Цена на установку зависит от:

  • габаритов изделия;
  • сложности монтажа;
  • формы конструкции;
  • количества;
  • характеристик грунта;
  • срочности выполнения работ;
  • места выполнения работ.

Также на стоимость установки влияет профессионализм работников.

О ценообразовании дополнительно по ссылке.

Заключение

Железобетонный бордюр — необходимый элемент в садовом проектировании и дорожном строительстве. Изготовление и установку элементов можно выполнить самостоятельно. Главное, определить вид камня, его назначение и четко выдерживать требования технологии.

Читайте также: