Бетонные и асфальтовые полы

Обновлено: 19.05.2024

Асфальт – это строительный материал на основе щебня, песка и битумного вяжущего, которым традиционно покрывают дороги и тротуары в городах. Но его сфера применения этим не ограничивается.

  • Асфальт для крыш
  • Можно ли класть асфальт на крыши?
  • Виды и свойства асфальта для крыши
  • Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше
  • Что делать, если течет асфальтовая крыша в гараже
  • Ремонт асфальтовой крыши гаража
  • Защита гаража от протечек

Его также можно брать для обустройства:

  • Выравнивающей стяжки под кровельную гидроизоляцию
  • Покрытия плоской кровли
  • Крыш-проездов в двухярусных гаражных кооперативах

Сразу проясним один важный момент. Довольно часто люди используют фразы вроде «асфальт для крыши» или «асфальтовая крыша», но имеют в виду совсем не тот асфальт , который лежит на городских улицах.

Под этим может подразумеваться следующее:

  • Асфальтовая черепица – недорогое и простое в применении кровельное покрытие
  • Асфальтовая (битумная) мастика – пластичная вязкая масса, которая используется в качестве гидроизоляционного материала

Откуда берется такая путаница? Дело в том, что в промышленности и науке асфальтом называется вяжущее вещество (разновидность нефтяного битума), которое входит в состав всех этих материалов. А вот готовая строительная смесь, которую кладут на дороги и тротуары – это асфальтобетон (по аналогии с цементобетоном). Но в быту уже устоялось понимание асфальта именно как дорожного покрытия. Из-за этого могут возникать недопонимания.

Простоты ради мы тоже будем использовать термин «асфальт», имея в виду асфальтобетон.

Эта статья будет актуальна для:

  • Жителей многоквартирных домов, которым предлагают положить асфальтовую стяжку на крыше вместо бетонной
  • Собственников боксов с эксплуатируемой асфальтовой крышей в гаражно-строительных кооперативах (ГСК)
  • Собственников торговых и бизнес-центров, которые хотят обустроить парковку или зону отдыха на крыше здания
  • Обычных граждан , которым интересна идея превратить крышу своего многоквартирного здания в эксплуатируемое общественное пространство

Мы поговорим о том, зачем вообще кладут асфальт на крыши, какие у этого есть плюсы и минусы. Также мы дадим рекомендации по выбору подходящего материала для конкретных работ и разберем основные нюансы асфальтирования крыш. А в заключительном разделе мы подробнее остановимся на такой проблеме как протекающая крыша из асфальта в гараже.

Укладка асфальта на крышу дома

Можно ли класть асфальт на крыши?

Практика укладки асфальтобетона на крыши домов (в том числе многоквартирных) действительно существует. У многих она вызывает непонимание и недоумение. А кто-то и вовсе видит в этом грубое нарушение технологии. Ведь асфальт в представлении людей – это материал для покрытия дорог и улиц. Разве можно такое класть на кровлю?

Но на самом деле – это вполне рабочий вариант.

Он предусмотрен в таких нормативных документах:

В них рассматривается обустройство выравнивающей стяжки на плоской крыше. Она используется как прочное и надежное основание под рулонную или бесшовную кровлю. При этом СНиПы разрешают использовать для этого как бетон, так и асфальт. Но поскольку первый вариант в таком «амплуа» более привычен , то про второй часто забывают.

Между тем у асфальта есть ряд преимуществ перед бетоном.

Он:

  • Легко и быстро укладывается
  • Не требует обустройства опалубки и армирования
  • Не требует особого ухода при затвердении
  • Набирает полную прочность за 1-2 дня
  • В отличие от бетона, который растрескивается, может укладываться в жаркую и сухую погоду без ограничений
  • Позволяет начинать наклеивание или наплавление кровельного покрытия сразу же после укладки
  • Обеспечивает отличное сцепление с рулонной кровлей за счет наличия в обоих материалах битума
  • Защищает крышу от попадания влаги даже при случайном повреждении верхнего гидроизоляционного слоя (например, если покрытие пробили ломом во время уборки снега)
  • За счет своей упругости частично гасит звук, обеспечивая дополнительную звукоизоляцию

Как видите, по сравнению с бетоном асфальт – гораздо менее «капризный» и требовательный материал. Сделать из него стяжку проще и быстрее. А за счет этого снижается и стоимость работ.

Однако у него есть ряд недостатков и ограничений:

  • Укладывать асфальт нужно при температуре воздуха не ниже 5-10°C, в сухую и ясную погоду. Исключение – литые смеси и материалы с пластифицирующими добавками, которые сохраняют свои свойства при температурах до -10°C
  • Для уплотнения материала требуется специальное оборудование: ручной каток или виброплита
  • Асфальт нельзя укладывать на слой рыхлого или нестойкого к высоким температурам утеплителя
  • Асфальт уступает бетону по долговечности (при условии, что бетон достаточно высокого качества и залит с соблюдением технологии)

Итак, давайте подытожим.

Асфальт на крыше – это не что-то из ряда вон выходящее, а реальная строительная практика. По качественным характеристикам он не особо превосходит бетон, а в чем-то и проигрывает ему. Но на его укладку требуется гораздо меньше времени и сил. Если стоит задача обустроить кровельное покрытие в сжатые сроки и сэкономить на уходе за стяжкой, то использование асфальта – это хороший выход из положения. По этой же причине асфальту часто отдают предпочтение при обустройстве крышных парковок и зон отдыха на плоских крышах.

В следующем разделе мы подробнее поговорим о том, как выбирается материал для таких работ.

Виды и свойства асфальта для крыши

Строгих требований к характеристикам асфальтобетона в кровельных работах нет. Все-таки основная сфера применения материала – это дорожные работы. При выборе нужной разновидности руководствуются в основном здравым смыслом и сложившейся строительной практикой.

При этом учитывают такие свойства асфальтобетонных смесей (АБС):

  • Удобоукладываемость и уплотняемость
    На крыше не получится использовать асфальтоукладчики и тяжелые дорожные катки. Поэтому смесь должна быть такой, чтобы ее было легко укладывать и трамбовать с использованием ручной техники. По этому критерию идеально подходит литой асфальт , который сам растекается по основанию и уплотняется под собственным весом. Также удобно работать с горячим песчаным или мелкозернистым асфальтом типов В, Г, Д.
  • Прочность
    Это свойство непринципиально для асфальтовых стяжек и покрытий крыши, не предназначенной для движения транспорта. Ведь вес человека и рулонной кровли спокойно выдерживает любой асфальт. А вот для паркинга лучше использовать смеси на основе щебня: типа В или Б. Наличие крупного заполнителя придает им прочность и устойчивость к деформации.
  • Шероховатость
    Поверхность асфальтовой стяжки должна быть максимально ровной и гладкой. Этому требованию отвечают песчаные АБС (типы Г и Д), а также литой песчаный асфальт типа III. В то же время покрытие парковки должно быть шероховатым, чтобы обеспечить хорошее сцепление с шинами. Для этого берут мелкозернистые смеси типов Б и В. А если использовался литой асфальт, то его поверхность дополнительно обрабатывают щебнем фракции 5-10.
  • Пористость
    В кровельных работах используют высокоплотные и плотные АБС, содержание воздушных пустот в которых после укладки не превышает 5%. Такой асфальт меньше подвержен разрушению водой. А в качестве стяжки он обеспечивает максимальное сцепление с рулонным покрытием. Это особенно важно для высотных зданий (выше 75 м), где ветровая нагрузка на крышу очень большая.
  • Трещиностойкость
    Асфальтобетон по мере старения вяжущего битума становится склонен к растрескиванию. Особенно уязвим он в морозы и при резких перепадах температуры. Чтобы продлить срок службы материала, нужно выбирать смеси с более высокими показателями трещиностойкости. Это литой асфальт и горячий асфальт на полимерно-битумном вяжущем (ПБВ). Однако стоит отметить, что стоят такие материалы дороже обычных.

Если опираться на эти основные критерии, то работы по укладке асфальта на крыше будут более эффективными, а сам материал прослужит дольше.

А теперь давайте обобщим все сказанное выше.

Если вы заказываете асфальт для работ на крыше, то оптимальным выбором будет:

  • Для асфальтобетонной стяжки – горячий (тип Г, Д) или литой (тип III) песчаный асфальт
  • Для парковки на крыше – мелкозернистый горячий асфальт (тип Б , В) или литой асфальт с дополнительной обработкой мелким щебнем
  • Для зоны отдыха, не предназначенной для движения транспорта – горячий или литой песчаный асфальт, мелкозернистый асфальт типа В

Мы не рекомендуем брать для этой задачи крупнозернистые или холодные АБС. Первые укладываются толстыми слоями, которые будут создавать лишнюю нагрузку на строение. К тому же их нельзя качественно уплотнить без применения тяжелой техники. Холодный асфальт стоит дорого, при этом по качеству сильно уступает горячим смесям. Брать его просто невыгодно.

В продолжении статьи мы рассмотрим основные тонкости укладки асфальта на плоской крыше.

Особенности укладки асфальта и асфальтовой стяжки на крыше

Обустройство покрытия крышной парковки или общественной зоны отдыха в целом делается по стандартной технологии, которую мы подробно описывали в статье Технология укладки горячего асфальта. Отличие заключается в том, что специальная песчано-щебеночная подушка в этих случаях не обустраивается. Асфальт кладется сразу на бетонные плиты перекрытия , обработанные битумной эмульсией для лучшего сцепления.

Свои нюансы есть у обустройства асфальтобетонной стяжки. Они обусловлены тем, что сверху на нее будет наклеиваться рулонное гидроизоляционное покрытие. Ознакомиться с ними можно в СП 17.13330.2017 и СП 71.13330.2017.

Для вашего удобства мы приведем выжимку основных моментов:

  • Стяжка укладывается одним слоем толщиной от 30-40 мм
  • Асфальт нельзя класть на сжимаемые, засыпные и нестойкие к воздействию высоких температур утеплители (к ним относятся минеральная вата, керамзит, перлитовый песок, пенополистирол и другие)
  • В стяжке нужно обустроить температурные швы шириной до 10 мм так, чтобы они делили асфальтобетон на участки не более 4×4 м
  • В местах примыкания асфальтового слоя к вертикальным поверхностям делают клиновидные бортики со сторонами до 100 мм

Готовое основание под кровлю должно отвечать таким требованиям СП 71.13330.2017:

Показатель Допустимое значение
Уклон Не более 0,2%
Ровность Отклонение вдоль уклона и на горизонтальной поверхности – не более 5 мм.

Для вашего удобства, ниже мы разместили эту таблицу в виде картинки:

Требования из СП 71.13330.2017 к готовому основанию под кровлю

Это главные особенности при обустройстве кровельной стяжки из асфальта, которые регулируются нормативами. Их нужно учитывать, чтобы избежать появления дефектов в кровельном покрытии и лишних расходов на ремонт.

А в заключительном разделе мы поговорим о проблеме , с которой периодически сталкиваются владельцы гаражей. Она касается ремонта кровельного асфальтового покрытия.

Что делать, если течет асфальтовая крыша в гараже

В гаражно-строительных кооперативах (ГСК) достаточно распространена такая ситуация, когда гаражи построены в два этажа, и крыши нижних боксов выполняют функцию подъездных дорог для верхних. Автолюбители покупают гаражи с такими эксплуатируемыми кровлями, прельстившись низкой ценой. А спустя какое-то время сталкиваются с проблемой постоянных протечек. Ведь многим таким постройкам уже десятки лет, и ремонта они за все это время не видали.

Решить эту проблему можно двумя способами:

  • Капитально – отремонтировав саму крышу-дорогу
  • Локально – попытавшись защитить свой гараж изнутри

Давайте остановимся на каждом методе отдельно.

Ремонт асфальтовой крыши гаража

Несложно догадаться, что этот способ наиболее надежный. Ведь он направлен на решение самой проблемы – плохого состояния покрытия на крыше.

Если масштаб повреждений асфальта «на глаз» не превышает 12-15% от общей площади, то можно обойтись текущим ремонтом.

Он включает в себя такие шаги:

  1. Пройдитесь по асфальту метлой и очистите его от крупного мусора, камней, грязи.
  2. Ямы высушите при помощи воздуходувки или строительного фена, засыпьте холодным асфальтом и тщательно утрамбуйте. Стыки между заплатой и остальным покрытием обработайте битумной эмульсией или мастикой.
  3. Узкие трещины почистите при помощи жесткой щетки , продуйте и залейте битумной эмульсией, мастикой или полимерным герметиком.
  4. Зазоры между асфальтом и стенами гаража также как следует загерметизируйте.
  5. Заплаты и места розлива битума отсыпьте толстым слоем песка или мелкого отсева, чтобы битум не налипал на колеса машин.
  6. Если есть возможность ограничить движение хотя бы на 1-2 дня, то на весь отремонтированный участок можно нанести защитную битумную пропитку. Она загерметизирует поры и мелкие трещины на поверхности асфальта, сделав его максимально водонепроницаемым.

Плюс такого метода заключается в том, что он позволяет быстро открыть движение по крыше. А это немаловажно, если вы не хотите навлечь на себя недовольство соседей.

Но в любом случае это – временная мера. Если крыша была построена халтурно или если постройке уже много лет, то вся конструкция продолжит разрушаться и трескаться. А значит, рано или поздно протечки вновь появятся. В этом случае поможет только капитальный ремонт.

Обычно это выглядит так:

  1. Слой старого асфальта полностью снимают при помощи лома или отбойного молотка.
  2. Если под ним была бетонная стяжка, которая начала разрушаться, ее тоже убирают. Демонтируют старую гидроизоляцию (если она изначально была) и счищают покрытие до плит перекрытия.
  3. Плиты очищают от мусора и высушивают. Стыки между ними зачищают и продувают из строительного фена или воздуходувки.
  4. Бетонную поверхность грунтуют битумным праймером и дают подсохнуть в течение 1 часа.
  5. Сверху на плиты перекрытия укладывают 1-2 слоя наплавляемой рулонной гидроизоляции. Для этого используется строительная газовая горелка.
  6. Сверху обустраивают армированную бетонную стяжку толщиной 5-10 см. В течение 7-15 дней после заливки за бетоном ухаживают: содержат его под пленкой и периодически увлажняют. Затем оставляют созревать до набора полной прочности еще на 2-3 недели.
  7. Бетонное основание также грунтуют битумным праймером, после чего укладывают сверху асфальт толщиной не менее 6 см.

Этот способ наиболее надежный. Так можно гарантированно защитить себя от протечек на долгое время.

Но организовать капитальный ремонт крыши – очень сложно. Для этого придется перекрывать проезд к боксам второго яруса. А это с большой вероятностью не понравится соседям сверху. И даже если вы сможете заручиться их согласием , за все работы придется отстегнуть немаленькую сумму.

Поэтому многие владельцы «неудачных» гаражей предпочитают не связываться с ремонтом крыши и спасаться полумерами. Давайте посмотрим, какие «дедовские» способы пользуются популярностью.

Защита гаража от протечек

Сразу оговоримся, что все приведенные ниже решения – это не более чем лечение симптомов. Они помогут не допустить полного затопления гаража, но проблема протечек никуда не денется.

Спасти машину от потопа можно так:

  • Договориться с хозяином гаража на втором этаже и сделать навес над дорогой. По крайней мере, он отведет большую часть дождевой воды от вашей крыши.
  • Запенить все трещины, стыки и зазоры, из которых в гараж просачивается влага. Но это чревато тем, что вода будет просто застаиваться между плит перекрытия и ускорять их разрушение.
  • Натянуть под потолком баннерную ткань, плотный брезент или полиэтиленовую пленку с уклоном в сторону одного из углов. Туда поставить ведро, в которое будет стекать вода, и периодически его опустошать.
  • Навесить «второй потолок» из профнастила, с уклоном и водостоком, который будет выводить воду на улицу.

Такие меры позволяют как минимум защитить свою машину от постоянного промокания. Но они приносят только временное облегчение.

Если договориться с соседями или председателем ГСК о полноценном ремонте никак не получается, то проще будет переехать в другой гараж.

Подведем итог.

Помимо дорожного строительства , асфальтобетон может использоваться и в других, иногда неожиданных видах работ. В частности, его применяют для обустройства эксплуатируемых плоских крыш, крышных паркингов, выравнивающих стяжек под мягкую кровлю, крыш-проездов в двухярусных гаражно-строительных кооперативах (ГСК). Для этих работ, как правило, берут мелкозернистые асфальтобетонные смеси на основе песка или с низким содержанием щебня. В более сложных и дорогих проектах (ТЦ, крупные промышленные и офисные здания) предпочтение часто отдают литому асфальту.

Асфальт является крайне долговечным и популярным покрытием: можно уложить дорожный пласт или отремонтировать уже имеющуюся дорогу. Технология укладки асфальта на бетонное основание производится вручную или с использованием спецтехники. Последний вариант применяется при существенном объеме работ.

асфальт на бетон

Технические требования

Укладка асфальта на бетонное основание по технологии требует особых знаний, опыта и умений от исполнителя. Перед ремонтом или укладкой следует изучить ГОСТы и нормативную документацию.

Эти нормативные документы определяют, можно ли класть бетон на асфальт. Дополнительно обязательно учитываются и нормы СЭВ. В них отражены характеристики автомобильных трасс общественного пользования. Если положить бетон без учета норм СЭВ, то покрытие быстро покроется трещинками и прочими дефектами, поэтому их нужно изучить перед тем как уложить асфальт.

Материалы для покрытия

От правильности выбора смесей зависит экономическая составляющая всей работы. При этом на них не стоит экономить.

Современный рынок предлагает большой выбор подобной продукции. Потребители могут с легкостью подобрать смесь, которая эффективно укрепит грунт, что положительно скажется на прочности и долговечности покрытия.

Порядок укладки и уплотнения

Перед тем как заливать бетонную смесь, нужно выполнить такие подготовительные работы:

  1. Из поверхностного почвенного слоя нужно убрать растения, а по грунту проехаться катком. Масса катка должна быть не меньше 1,5 т. Грунтовая поверхность должна быть максимально ровной. Предельная погрешность наклона — 3 см на каждые 300 см.
  2. Дополнительно почву следует обработать препаратами для стерилизации. Это нужно для того, чтобы предупредить прорастание сорных растений. Если этого не сделать, то уложенный материал быстро повредится и покроется глубокими трещинами.
  3. Перед укладкой бетонного раствора или плиты нужно подготовить дренаж. Его слой состоит из карьерного песка и щебенки. При этом нужно укладывать 2-3 слоя. Для достижения максимального результата, основание при укладке желательно поливать водой. Песчаная смесь должна утрамбоваться минимум на 90%, в противном случае покрытие начнет быстро проваливаться и деформироваться.

После подготовки бетонной смеси можно приступать к укладке. Промедление недопустимо. Это требование отражено в каждом ГОСТе.

Если работа обладает существенным объемом, то рекомендуется пользоваться катками и специальными укладчиками. Для укладки садовых дорожек можно применять подручные средства.

Если предстоит укладка на даче или во дворе, то можно не обращаться к услугам проектировщика. При этом покрытие должно иметь правильную толщину:

  • для подъездов (возле гаража или ворот) слой должен иметь толщину минимум 5 см;
  • для садовых дорожек слой должен обладать толщиной около 4 см.

Долговечность и надежность укладки зависит от соблюдения технологии. Уплотнение основания может выполняться с использованием катка, вибрационного воздействия или вручную. Для этой цели могут применяться следующие виды спецтехники:

  • виброплита;
  • виброкаток;
  • ручной каток;
  • автоматизированный каток.

Согласно требованиям ГОСТ, температура бетонного раствора при укладке должна быть не меньше +100°C. В таких условиях формируемое покрытие будет лучше уплотняться. Если температурные показатели будут ниже, то основание придется дольше уплотнять.

Чтобы поверхность получилась одинаково ровной и гладкой, нужно контролировать количество проходов катка. При этом спецтехника не должна выполнять реверсивных движений. Чтобы предотвратить прилипание бетонного раствора к виброплите или катку, оборудование желательно заблаговременно полить водой.

некачественный бетон

Уход за покрытием из асфальтобетона

Для того чтобыполотно прослужило как можно дольше, нужно придерживаться ряда правил, касающихся ухода. Не стоит допускать, чтобы по только что уложенному покрытию проезжала массивная техника, особенно гусеничная.

Если этим пренебречь, то образовавшиеся вмятины вызовут разрушение покрытия, которое придется чинить или укладывать заново. Особенно подобное ограничение касается эксплуатации дорожного полотна в летний сезон. Это объясняется тем, что в жаркую погоду асфальтированное покрытие сильней размягчается и подвержено деформации.

Если на покрытии появились какие-то изъяны, их нужно оперативно заделать. При любых сложностях рекомендуется обратиться к профессионалам, которые расскажут о том, можно ли класть асфальт на бетон.

красивое асфальтное покрытие

Укладка асфальтобетона на старый бетон либо асфальт

Асфальтобетон допускается помещать на старое асфальтированное покрытие. Это решение позволяет заменить укладку основы, которая связана с излишними затратами.

Для начала уже имеющееся полотно следует почистить от загрязнений и кусков асфальта. Если на покрытии есть трещины, их следует сделать глубже и шире. Это можно сделать подручными средствами.

Затем следует взять битум и нагреть его. После прогрева смеси можно начинать дальнейшие манипуляции. Со всех сторон покрытия выливается битум и осторожно размазывается. На заключительном этапе работы должна получиться битумная полоса, ширина которой составляет около 50 см.

уложенный асфальт на бетон

Подобные полоски нужно изготовить по всему покрытию. После прохождения этой стадии укладка продолжается по классической технологии.

Вопрос о том, что лучше во дворе – асфальт или бетон – актуален практически для всех на этапе облагораживания частной территории. Эти два материала – наиболее приемлемые и распространенные варианты покрытия территорий в индивидуальном строительстве. Обычно их используют для выполнения разных плоскостей, тротуаров, подъездных, садовых дорожек и площадок, пространства перед домом, за ним.

асфальт или бетон

Чтобы определить, стелить асфальт или бетон во дворе, нужно тщательно рассмотреть свойства, преимущества и недостатки обоих вариантов, учесть условия эксплуатации, требования к покрытию, просчитать стоимость, выбрать наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Критерии оценки материала

При определении, что лучше, асфальт или бетон, учитывают несколько основных параметров. В разных условиях и при определении основных требований те или иные свойства материалов могут выходить на первый план либо не иметь значения.

Основные факторы оценки материалов:

  • Комплексные затраты на покупку и транспортировку
  • Расходы на подготовку поверхности и непосредственно устройство основания (сколько нужно времени и людей для выполнения работ, можно ли делать все самостоятельно без привлечения спецтехники, закупки инструмента и т.д.)
  • Качество, длительность эксплуатации (прочность покрытия, оптимальная нагрузка, стойкость к разным воздействиям
  • Необходимость в особом уходе, частота ремонта

Отличие асфальта от бетона

Основные отличия асфальтобетона и бетона заключаются в составе смеси, они же определяют и эксплуатационные характеристики, особенности работы с материалом. Асфальтовая смесь в составе включает такие компоненты: битум в качестве вяжущего, щебень или гравий, песок в роли наполнителя. В составе природного горного асфальта битума около 70%, в искусственном – от 13% до 60%.

укладка асфальта

В состав искусственного асфальта включает еще минеральные порошки. Асфальт может использоваться в качестве дорожного полотна в строительстве дорог, как гидроизоляционный, электроизоляционный, кровельный материал, входить в состав лаков, клеев и т.д.

Бетон готовится из цемента, щебня в качестве наполнителя, песка и воды. В состав смеси могут вводиться разнообразные добавки для изменения или повышения определенных характеристик – это может быть более высокая прочность, стойкость к химическим воздействиям, влаге, морозу и т.д.

Основное отличие асфальта от бетона – то, что в составе асфальта работает более гибкий и не предполагающий усадки битум, а в составе бетона – цемент (более подверженный деформациям и усадке).

Преимущества и недостатки асфальтированного покрытия

укатка асфальта

Определяя, что дешевле (бетон или асфальт), сначала нужно изучить свойства каждого из материалов. Асфальтирование – чрезвычайно популярный метод выполнения дорожных покрытий. Материал долговечный, прочный, эстетически красивый, гладкий. Обычно его используют для монтажа покрытия там, где нет больших нагрузок. В работе используют специальную технику.

Основные достоинства асфальтирования: длительный срок эксплуатации, высокий уровень прочности, гибкость, стойкость к износу, экономичность, простота ремонта и устранения деформаций, безопасность для автотранспорта и людей, доступность, стойкость ко влаге, возможность создать идеально ровное покрытие.

Технология укладки асфальта очень простая, требует минимума времени – уже через несколько дней покрытие можно эксплуатировать. Ремонтировать можно самостоятельно с использованием технологии холодного асфальта.

К недостаткам асфальта стоит отнести: плавление и испарение битума при высоких температурах, появление колеи и вмятин на жаре, нужно обязательно минимум раз в 3 года выполнять обслуживание (необходимо уплотнять слой, пропитывать битумной эмульсией, заделывать ямы), нестойкость к низким температурам (на покрытии могут появляться трещины, деформации).

Плюсы и минусы покрытия из бетона

Просчитывая, что дороже, асфальт или бетон, нужно тщательно изучить и характеристики второго материала. Бетонирование также сегодня актуально как никогда. Бетон прекрасно выдерживает немалые нагрузки, обладает повышенным уровнем прочности, позволяет работы все выполнять самостоятельно, без сложной техники и специалистов, что существенно удешевляет процесс.

заливка бетоном

Основные преимущества бетонного покрытия:

  • Долговечность – до нескольких десятков лет, если при заливке была приготовлена качественная смесь и обеспечено соблюдение технологии
  • Надежность и прочность
  • Стойкость к самым разным внешним негативным факторам
  • Высокий уровень стойкости к износу
  • Прекрасные показатели экологичности
  • Отсутствие необходимости в привлечении профессионалов, спецтехники, дорогого инструмента
  • Возможность все этапы работ осуществить самостоятельно

К минусам бетонного покрытия относят: поверхность деформируется при сильных морозах (как и асфальт, в принципе), бетон пылит, предполагает дополнительное покрытие финишным слоем или праймером, прочность материал набирает по прошествии 28 дней, обходится покрытие сравнительно дорого, не очень эстетично, при возникновении трещин ремонту не подлежит (лишь полной замене слоя).

Выбираем покрытие для двора – что лучше?

Определяя тип покрытия, стоит учитывать и то, какой тип площадок заливается. Так, асфальт идеально подходит для крытых стоянок авто, тротуаров, садовых дорожек. Материал прочный, не предполагает просадки и возможности прорастания травы, скопления мусора. Покрытие ровное и гладкое, сравнительно недорогое.

Но асфальт боится солнца, поэтому на открытых площадках может выделять неприятный аромат, размягчаться. При плохой трамбовке может проседать под авто. Обязательно требует специальной техники, поэтому там, где нет подъездов, обустроить покрытие не удастся, как и выполнить все работы своими руками. Стоимость укладки порой в несколько раз превышает цену материала. Уход за асфальтированными дорогами дороже обходится, но зато смотрится такое покрытие красиво, эстетично.

Бетон – надежный и простой материал, недорогой, выдерживает немалые нагрузки, поэтому может использоваться для обустройства любых площадок и дорожек, подъездных путей. Если бетонная поверхность армируется, то покрытие может использоваться для любых нужд и выдерживать вес тяжелых автотранспортных средств.

бетонная дорожка во дворе

Бетонную смесь можно укладывать самостоятельно либо заказать готовую на заводе, выбрать нужный уровень прочности, улучшить определенные характеристики за счет добавок, повысив морозостойкость, прочность и т.д. (в случае с асфальтом такой возможности нет). Поэтому бетон подходит для более сложных условий и требований, он более безопасен, чем асфальт, не выделяет никаких веществ.

Смотрится бетон хуже, чем асфальтовое покрытие, поэтому если ключевым критерием выбора является эстетика, такой вариант не актуален. Обычный бетон при условии самостоятельной укладки предполагает меньшие затраты, материал намного дешевле применять и готовить.

Что же выгоднее?

При равных условиях монтажа покрытий технические характеристики асфальта и бетона примерно одинаковы. Обоими материалами можно залить площадку любой формы, но для работы с асфальтом нужен подъезд, для самостоятельной укладки бетона – нет.

Определенные свойства бетона (стойкость к морозу, химикатам, прочность) можно улучшить, добавив различные присадки, асфальт – нет. Укладка асфальта и ремонтные работы обходятся значительно дешевле бетонирования (особенно с армированием). Но бетон более прочный, может выдерживать значительные нагрузки, регулярного ухода и ремонта не требует вообще при условии правильной укладки бетонной смеси.

Асфальт более эстетичен, но боится высоких температур, поэтому для покрытия открытых участков у дома не подходит. Требует тщательной предварительной трамбовки (желательно специальным инструментом), в противном случае может проседать. Асфальт можно ремонтировать (заделывать ямы, трещины), используя битум, специальные герметики, бетон нужно снимать всем слоем и заливать заново.

Можно сделать вывод, что бетон более универсален, так как может использоваться для покрытия любых дорог и площадок своими руками, с добавками не боится ничего, ухода не требует, служит долго, ремонту не подлежит. Асфальт смотрится намного эстетичнее, укладывается с использованием спецсредств, капризен в монтаже, боится высоких и низких температур, требует регулярного ухода, но обходится дешевле, предполагает ремонт.

Выбирать асфальт или бетон следует с учетом предполагаемых нагрузок, особенностей расположения площадки, доступности материала, возможности привлечь работников и спецтранспорт, требований к эстетике и прочности покрытия. Можно выбрать какой-то один материал либо обустроить отдельные объекты бетоном и асфальтом в соответствии с вышеперечисленными факторами.

Асфальтобетонное покрытие – прекрасный вариант обустройства дорог различного назначения, тротуаров, дорожек, отличающийся прочностью, надежностью, долговечностью. Асфальтобетон очень давно используется для выполнения дорожных покрытий и за эти годы достойной альтернативы материалу не нашлось.

покрытие асфальта

С использованием плотного асфальта М1200 можно покрывать дороги с высокими нагрузками, менее плотный состав актуален для обустройства придомовой территории (оформления дорожек, тротуаров и т.д.). В частном строительстве асфальтобетон обычно готовят и укладывают своими руками, но с обязательным соблюдением всех правил, требований СНИП, ГОСТов.

Определение

Асфальтовое покрытие изготавливают из специальной смеси, состав которой обычно неизменный, а вот пропорции материалов могут быть разными в зависимости от предполагаемых нагрузок, функций дорожного покрытия. С помощью раствора обустраивают садовые дорожки, аэродромные покрытия, автомагистрали, площади, трассы, улицы и другие объекты.

Содержание асфальтовой смеси определяется действующим ГОСТом. Особенности приготовления, состав и настил асфальтобетонного покрытия остаются практически неизменными на протяжении многих лет.

  • Битум в роли вяжущего (обычно используют синтетический, который получают из отходов нефтепромышленности)
  • Карьерный песок и минеральные добавки в качестве наполнителя (щебень, гравий, дробленая скальная порода, шлаки)
  • Синтетически созданная присадка для улучшения определенных характеристик (вязкости, морозостойкости и т.д.)

Какие бывают составы

Асфальтное покрытие сегодня производится в самых разных вариантах, для определенных целей, функций, в широком диапазоне цен. Виды асфальта выделяют в соответствии с назначением смеси, что напрямую влияет на состав.

  • Песчаные смеси – для выполнения садовых дорожек, тротуарных покрытий, различных покрытий в обустройстве частной придомовой территории, где не будет слишком больших нагрузок
  • Растворы мелкого полома – для ямочного ремонта, укладки на улицах города с не очень активным транспортным движением
  • Асфальтобетонное покрытие крупного помола – используется в качестве пласта для подстилки при выборе многослойного способа
  • Раствор с полимерами и битумом – обычно выполняется укладка трассы, крупных дорожных развязок, мостов и других мест, где нужно добиться повышенных характеристик надежности и долговечности
  • Бетон с мастичным и щебневым составом – самый прочный, используется для покрытия скоростных трасс
  • Бетон с битумным составом – используется для выполнения покрытия спортивного направления

Правила укладки покрытий

Технологии настила асфальтобетонных покрытий на протяжении многих лет остаются практически неизменными. Правила и стандарты описаны в соответствующих ГОСТах и СНиПах.

Для укладки бетонных смесей сначала тщательно планируют и размечают участок. Здесь главное – назначение покрытия и нагрузки, которые будут на него воздействовать.

Так, для автострад с низким потоком транспортных средств насыпают лишь один слой щебня, для строительства покрытия с большими нагрузками делают три слоя, сверху должна укладываться армирующая сетка, повышающая прочность. Фракции щебня должны идти от большей к меньшей, после засыпки укатываются катком.

  1. Холодный метод – обычно актуален для ямочного ремонта, обустройства приусадебной территории (быстро схватывается, не слишком прочный асфальт)
  2. Горячий метод – актуален для создания новых прочных покрытий: температура укладки состава тут играет ключевую роль. Смесь заливают горячей и укатывают до остывания

Одной тонны асфальта должно хватить на 10 квадратных метров площади при условии, что толщина асфальтобетонного покрытия будет составлять около 10 сантиметров.

Подготовительные работы

Асфальтобетонное покрытие – это вариант качественного и надежного выполнения дороги или тротуара, который прослужит очень долго, но при условии соблюдения всех требований и параметров. Начинают работы с разметки территории – точного определения места расположения слоя, реализации сливных и дренажных систем. Если планируется установка подземных конструкций, до момента заливки асфальтобетона они должны быть сделаны.

После разметки территории начинают копать траншею под покрытие. Обычно тротуары и покрытия улиц выполняют на одном уровне, поэтому почву нужно убирать на всю ширину покрытия, даже если отдельные его части будут разных типов.

Монтаж скоростных трасс делают по-другому, но данная технология не актуальна для выполнения своими руками.

Желательно выполнить процесс трамбовки грунта. Если планируется обустраивать бордюры, их устанавливают на этом этапе. В зависимости от назначения покрытия и его состава, нужно правильно подготовить место. Так, для пешеходных асфальтобетонных дорожек, где есть вероятность проезда транспорта, достаточно застелить площадь смесью щебенки и гравия слоем толщиной в 15 сантиметров (при условии, что слой асфальта составит 5-6 сантиметров). При укладке покрытия с большими нагрузками делают несколько слоев щебня общей толщиной 30 сантиметров, а асфальт кладут в 2-3 слоя.

укладка покрытия

Слои щебенки и гравия плотно утрамбовывают – виброкатком либо ручным катком. Если место очень узкое и доступ к нему труден, можно использовать так называемые «пятки» — небольшие металлические пластины с ручкой. Чтобы упрочнить слой, катком проходят несколько раз, при этом подушка должна регулярно поливаться водой.

Для обустройства асфальта в домашних условиях подушка делается из мелкого гравия или щебня фракции 20-40 сантиметров, вполне достаточно одного слоя толщиной 5-10 сантиметров. Чтобы обеспечить более крепкое и надежное сцепление, слой желательно пролить растопленным битумом: расход примерно 0.5-0.5 литра на квадратный метр, расплавляется при температуре +100-150С.

Изготовление асфальта в домашних условиях

В современном индивидуальном строительстве многие выполняют асфальтобетонное покрытие самостоятельно и это целесообразно – для обустройства дорожек, тротуаров, подъездных путей и т.д., которые не будут выдерживать огромные нагрузки, вполне возможно сделать смесь своими руками и правильно ее уложить. Такие асфальтобетонные покрытия демонстрируют достаточные свойства и характеристики, служат не один год. Способов приготовления асфальта существует несколько и каждый из них находит свое применение.

Классический метод

Стандартный рецепт предполагает приготовление смеси из карьерного или речного песка, щебня фракции 30-40 миллиметров, битума или битумной смолы, с использованием обычного ведра и металлической бочки. Асфальт обычно готовят на костре.

Сначала насыпают щебень с песком в соотношении 2:1, тщательно перемешивают, заливают водой и подвешивают над открытым огнем. В это время занимаются приготовлением битумной основы: в металлическом ведре расплавляют битум, доведя до температуры кипения, вливают в него пластификатор (могут подойти даже обычное моющее средство либо шампунь).

После разогрева смолы и закипания воды в бочке с щебнем их смешивают. Воду добавляют в смесь изначально для того, чтобы песок и щебень не перегрелись до уровня +100С. Смесь помешивают, позволяя воде полностью выкипеть, после этого заливают раствор горячим.

Применение старого покрытия

Старое покрытие может выступить в роли материала для приготовления новой смеси. Технология схожа с вариантом приготовления новой смеси, но имеет определенные нюансы. В промышленных масштабах может выполняться термопрофилирование – технология, при которой старое асфальтовое покрытие демонтируют, измельчают, разрыхляют, переплавляют и используют вновь.

  • Демонтаж старого асфальтобетонного покрытия кувалдой и специальным инструментом ударного типа. Обычно используют лишь битумный слой асфальта, без разбора подушки.
  • Переработка старого покрытия – сначала его разбивают на мелкие куски с фракцией 40 миллиметров максимум, потом заливают водой, расплавляют, добавляют битум из расчета 10 килограммов на 100 килограммов старой асфальтобетонной смеси.
  • Последующие этапы аналогичны предыдущему варианту – битум плавят, смешивают с асфальтом, выпаривают воду и заливают дорожку или тротуар.

Метод работы с холодным асфальтом

Данный способ подходит для покрытия асфальтобетоном больших площадей, где качество дорог не должно быть максимальным. Холодный асфальт обеспечит хорошее и прочное покрытие там, где нет постоянных нагрузок тяжеловесных транспортных средств, поэтому хорошо подходит для обустройства придомовых территорий.

Холодные полимерные составы появились на рынке сравнительно недавно. Принцип работы такого состава схож с холодной сваркой. В качестве связки тут используется модифицированный синтетический битум, который может укладываться даже при большом морозе. Инструкция использования обязательно указывается на упаковке материала.

Состав демонстрирует хорошие свойства и характеристики, но дорого стоит. При этом, он выручает там, где нет возможности использования обыкновенных бетонных смесей, укладываемых горячим методом.

Влияние материалов на качество покрытия

Качество дороги напрямую зависит от состава и свойств материалов, используемых для приготовления и укладки асфальтобетонного покрытия.

Чтобы не испытывать необходимости регулярно выполнять дорогостоящий и трудоемкий ямочный ремонт, необходимо приобретать лишь качественные материалы, не экономя на данной статье расходов.

Важно подбирать щебень и гравий нужной фракции для обустройства подушки. Если есть необходимость в сооружении нескольких слоев, не стоит пренебрегать требованием. Обязательно нужно придерживаться технологии и при засыпании щебня слоями – разные типы материала укладываются в несколько шаров: первый слой самый крупный, дальше мельче и самый мелкий. Так будет обеспечен хороший дренаж и увеличится прочность покрытия.

Для упрочнения бетона используют особые типы мастики, состоящие из резиновых полимеров и битумных эмульсий. Основное свойство обычного применяемого битума – возможность стелить смесь только в горячем состоянии, а вот эмульсия может применяться и в охлажденном виде. Битумная мастика нужна для качественной герметизации поверхности, защиты от появления трещин и деформацией бетона.

Самостоятельная укладка асфальта

  1. Первый и главный этап – уборка территории от мусора, удаление грунта слоем до 30 сантиметров, тщательная укатка (могут использоваться ручные катки или другое оборудование)
  2. Установка бордюров, сливных конструкций
  3. Обустройство подушки из щебня толщиной 15 сантиметров, проливка водой, укатка (можно засыпать еще один слой щебня и слой песка для пущей прочности)
  4. Приготовление асфальтобетонной смеси одним из вышеизложенных способов
  5. Укладка асфальтового покрытия слоем толщиной 6-10 сантиметров, тщательное разравнивание шваброй-движком, заполнение углублений новыми порциями материала – данный этап выполнять нужно быстро, так как застывает асфальт за короткий срок. Важно следить за температурным режимом – в процессе укладки поддерживать температуру асфальта на уровне +120С
  6. Уплотнение свежеуложенного слоя ручным катком – желательно перед работой по основанию литого свежего слоя каток смазывать соляркой, чтобы покрытие было гладким и ровным (соляркой же можно смазывать все инструменты, чтобы не прилипали к асфальту)
  7. Пропитка асфальта специальным красящим составом для получения нужного оттенка (необязательная опция)

Ремонт асфальта

Необходимость в ремонтировании слоя асфальтобетонного покрытия может появиться в нескольких случаях – если покрытие старое и по объективным причинам разрушается, если толщина слоя была недостаточной, если подушка выполнена неправильно. Также в случаях нарушения технологии укладки покрытия могут появляться проблемы в процессе эксплуатации.

ремонт покрытия

Чтобы исключить разрушения асфальтобетонного слоя, желательно раз в 4-5 лет его обновлять, а появившиеся трещины и другие дефекты чинить сразу, заделывать герметиками, стойкими к химическому воздействию и воде. Раскрошившийся асфальт нужно менять полностью.

  1. Заделка трещин гудроном – очищают поверхность, засыпают песком на 2-3 сантиметра трещины, заполняют их гудроном (если трещины маленькие, можно обойтись без песка и просто залить их гудроном), выравнивают шпателем слой асфальта
  2. Использование рулонов с готовым асфальтобетонным покрытием – рулоны раскатывают, удаляют защитный слой, клейкой стороной укладывают на дорожное покрытие, прижимают на пару секунд
  3. Битум – сначала очищают дефект от мусора и пыли, заполняют битумом пустоты, через 2-3 минуты тщательно выравнивают и трамбуют

Ремонт асфальта в зимний период

Чтобы отремонтировать асфальт зимой, нужно сначала убрать снег и лед с покрытия, место трещины или ямы аккуратно обработать специальным составом. Работы по укладке и ремонту асфальта вообще лучше выполнять в сухую и солнечную погоду, а зимой влага способна разрушать полотно, поэтому серьезные работы и манипуляции с толстым слоем покрытия лучше не проводить.

асфальт зимой

Если осадки несильные, работы допускается выполнять по всему полотну, а вот по частям и с большими промежутками времени, при сильном дожде, метели лучше не работать. В месте ремонта старый слой удаляют фрезерованием или швонарезчиком. Смесь доставляют в кохере.

Хорошим выходом при необходимости ремонта зимой важных дорожных развязок, частей асфальтового покрытия является использование холодного асфальта. Смесь может укладываться даже при минусовой температуре, не требует предварительного подогрева, застывает быстро, сразу после укладки может выдерживать нагрузки транспорта, в работе не требует привлечения тяжелой техники, актуальна для использования в труднодоступных местах.

Ямочный ремонт

Необходимость в выполнении данного типа работ появляется в случае повреждения небольших зон покрытий, локальных дефектов. Обычно дефекты заполняют битумным составом при условии, что дорожное полотно повреждено максимум на 15%.

Этапы выполнения работ: разметка покрытия с захватом целого полотна вокруг трещины или ямы, демонтаж разрушенного слоя фрезерованием или отбойным молотком, зачистка места и удаление мусора, обработка битумным составом мест.

Заключение

Использование асфальтобетона при создании дорожных покрытий в крупном и индивидуальном строительстве сегодня наиболее целесообразно. При соблюдении технологии приготовления смеси и ее укладки все работы вполне можно выполнить в домашних условиях своими руками.

Главное – выбирать качественные материалы, тщательно следить за пропорциями в процессе приготовления состава, правильно укладывать покрытие. В таком случае асфальт прослужит долго и качественно, обеспечив необходимые прочностные характеристики и эстетичный внешний вид.


Устройство бесшовных покрытий полов


Устройство бесшовных покрытий полов

Бесшовные полы устраивают из цементного раствора, бетона, асфальтобетона, ксилолитовой смеси и пластобетона, приготовленного на основе полимерных вяжущих эмульсий и смол. Возможность придавать перечисленным материалам высокую степень пластичности позволяет изготовлять из них монолитные покрытия полов, лишенные швов.

Бесшовные полы зачастую оказываются дешевле, чем полы нз штучных материалов, однако следует иметь в виду, что в случае механического повреждения бесшовных покрытий их дефекты почти невозможно скрыть ремонтом, так как вновь укладываемый материал будет отличаться по цвету и фактуре от ранее уложенного. Тем не менее долговечность монолитных полов, их устойчивость по отношению к внешним воздействиям позволяют эксплуатировать монолитные покрытия в течение многих лет без ремонта.

Цементные, бетонные и асфальтобетонные полы

Полы из цементно-песчаного раствора и бетона устраивают по цементным или бетонным стяжкам до окончания их схватывания. Такие полы делают лишь в зданиях производственного назначения.

Цементные покрытия полов имеют толщину 20—30 мм и выполняются в два слоя. Первый слой толщиной 10—20 мм устраивается из бетона с мелким гравием, второй, лицевой, — из цементно-песчаного раствора.

Для того чтобы обеспечить качественную укладку покрытия, работы ведутся отдельными полосами шириной 2—2,5 м, разграниченными маячными рейками с толщиной, равной толщине покрытия. Полосы покрытая укладывают через одну и разравнивают правилом. После того как полосы покрытия несколько схватятся, начинают укладку раствора между ними, удалив разграничительные маячные рейки. Выравнивание поверхности производят правилом, опирая его на кромки схватившихся полос или на маячные рейки.

Через сутки после укладки поверхность пола покрывают влажными опилками и поддерживают влажностный режим до 10 суток.

Поверхности покрытия может придаваться тот или иной цвет добавлением пигментов в раствор.

Бетонные покрытия выполняют в той же технологической последовательности, что и цементные. Поверхность бетонных полов после укладки уплотняют площадочными вибраторами и заглаживают гладилками.

Для увеличения стойкости бетонного покрытия от истирания в его верхний слой иногда добавляют металлические опилки или стружки.

Асфальтобетонные покрытия выполняют из материала, представляющего собой горячую смесь битума с пылевидными и песчаными наполнителями. Приготовляют асфальтобетон в заводских условиях и доставляют на стройку в готовом для укладки виде с температурой 100—140 °С.

Укладку асфальтобетонной смеси производят по маячным рейкам на огрунтованное битумной мастикой основание. Уложенное покрытие должно быть тщательно уплотнено трамбованием. При укладке асфальтобетонных полов в стесненных условиях, когда нет возможности применить механическое уплотнение, используют асфальтовые смеси пластичной консистенции с температурой 140—180 °С. Укладку, разравнивание и уплотнение такой смеси производят вручную простыми инструментами. Толщина асфальтобетонного покрытия принимается в пределах 20—25 мм.

Терраццевые (мозаичные) полы

Терраццо — цементные растворы, приготовленные на обычном или цветном цементе с наполнителем из мелких цветных крошек.

Порядок устройства терраццевых полов мало отличается от устройства обычных цементных покрытий. В качестве прослойки для мозаичного покрытия используют це-ментно-песчаный раствор; верхний лицевой слой выполняют из терраццо.

Для того чтобы предотвратить появление температурных и усадочных трещин, слой терраццо разрезают на участки жилками из стекла или цветных металлов, которые втапливают в прослойку. После установки маячной жилки (по периметру стен помещения), устанавливают продольные и поперечные жилки. Расстояние между их рядами определяется рисунком пола. Затем укладывают цементно-песча-ный раствор марки 150 и мозаичную смесь марки 100. При одноцветном и многоцветном рисунках мозаичную смесь укладывают по всем картам пола одновременно. Смесь лицевого покрытия уплотняют легкими трамбовками осторожно, чтобы не сдвинуть жилки и не нарушить рисунка.

Чтобы обеспечить благоприятные условия твердения лицевого слоя терраццо, его покрывают через сутки после укладки слоем опилок, которые в течение 3—5 дней поддерживают во влажном состоянии. Только по истечении этого срока можно приступить к отделке поверхности полов.


Рис. 1. Устройство терраццевого пола

Для того чтобы удалить верхний цементный слой полов и обнажить каменную крошку, производят оттирку, а затем шлифование поверхности. При шлифовке полов верхняя часть каменных крошек стирается до получения плоских сечений, которые выглядят на фоне пола цветными крапинками. Полированием поверхность пола доводят до блеска.

Все процессы отделки полов из терраццевых растворов выполняют механизмами с помощью абразивных материалов, крупность зерен которых уменьшается по мере возрастания чистоты обработки.

Ксилолитовые полы

Ксилолитовые полы изготовляют на основе цемента сореля, представляющего собой пластичную массу, полученную затворени-ем обожженного каустического магнезита раствором хлористого магния. Для придания цементу заданных физических свойств в него добавляют заполнители: каменную муку, песок, асбест или сухие опилки хвойных пород деревьев.

Так как укладка ксилолитовой смеси должна производиться не позже чем через час после изготовления, то приходится отказываться от централизованной ее доставки. На строительной площадке сухие составляющие (каустический магнезит, опилки, пигменты) перемешивают и просеивают через сито. Затворение сухой смеси производят раствором хлористого магния, выдержанного в течение 10—15 ч. Полученную массу тщательно перемешивают в растворомешалке и подают к месту укладки.

Ксилолитовые покрытия выполняют в один или два слоя по жесткому основанию в сухих помещениях, где закончены штукатурные работы, смонтированы и опробованы системы отопления, остеклены окна, установлены дверные полотна. Побелку потолков лучше производить после укладки покрытия, а не до него, так как следы красочного состава на шероховатом основании удаляются с большим трудом и снижают связь ксилолитового покрытия с основанием. Для защиты поверхности чистого ксилолитового пола от попадания красочного состава его следует перед побелкой покрыть слоем опилок или толем.

За 30—40 мин до укладки покрытия поверхность основания должна быть огрунтована смесью каустического магнезита и раствора хлористого магния. Нельзя производить огрунтовку задолго до устройства покрытия, так как его укладывают в период твердения грунтовки.

Ксилолитовую смесь укладывают так же, как и цементную по маячным рейкам отдельными полосами шириной 2—2,5 м. Поверхность пола разравнивают правйлом, уплотняют трамбовками и заглаживают металлическими гладилками. Толщина однослойного покрытия обычно — 15 мм, двухслойного — 20 мм. Двухслойное покрытие выполняется за два приема: сначала укладывается нижний слой толщиной 10 мм, затем после его отвердения — верхний такой же толщины.

При устройстве ксилолитовых полов в оштукатуренных помещениях следует иметь в виду, что в месте контакта свежего ксилолита со штукатуркой произойдет впитывание в штукатурный раствор хлористого магния, что приведет к порче нижней части облицовки стены. Поэтому, если есть возможность, лучше низ стен оштукатурить после укладки покрытия полов или проложить по периметру помещения полосу толя, которая изолирует штукатурный раствор от свежей ксилолитовой смеси. Выступающая над поверхностью кромка толевой полоски после затвердевания покрытия может быть срезана и закрыта плинтусом.

В зависимости от температуры воздуха время твердения ксилолитового покрытия колеблется от 6 до 48 ч.

В помещениях, где к поверхности ксилолитовых полов предъявляются повышенные эстетические требования, производится отделка покрытия, для чего еще до окончания твердения ксилолитовой смеси циклюют его поверхность. После того как оциклеванный пол набрал прочность, его шлифуют. В дальнейшем пол может быть протерт масляными составами, что улучшает его эксплуатационные качества, и покрыт с помощью полотерных машин восковой мастикой.

Пластбетонные полы

Пластбетон изготовляют на основе полимерных связующих материалов (эпоксидная смола ЭД-5, связующее марки ИКАС-1, по-ливинилацетатная эмульсия и др.). Состав заполнителей в зависимости от требований к покрытию и вида связующего может быть различным: кварцевый песок, щебень, тонкомолотый песок, мел, диабазовая мука и светоустойчивые пигменты (железный сурик, окись хрома или другие органические и (неорганические красители).

К устройству пластбетонных покрытий полов приступают после окончания всех общестроительных, специальных и отделочных работ, включая установку плинтусов. Пластбетонные покрытия полов устраиваются по бетонному подстилающему слою или монолитным стяжкам: железобетонным, бетонным, керамзитобетонным, а также выполненным из цементно-песчаного раствора марки 100. Толщина монолитных стяжек принимается равной 15—20 мм по бетонным плитам перекрытия и 35—55 мм — по тепло- или звукоизоляционному слою.

Приготовляют пластбетон на – строительной площадке. Содержание его составляющих на базе эпоксидной смолы зависит от толщины слоя покрытия: для слоя покрытия толщиной 20—30 мм смешивают кварцевый песок — 85%, эпоксидную смолу—10— 15% и отвердитель — 4% по весу; для слоя толщиной более 30 мм исходными материалами являются песок —30%, щебень (крупность фракций 5—20 мм)—50%, эпоксидная смола — 10—15% и отвердитель — 4%. В обоих случаях вначале перемешивают (Связующее с отвердителем, а потом полученную массу с заполнителями.

Такие полы устраивают в помещениях с различными эксплуатационными условиями (в производственных цехах приборостроительных и химических заводов, торговых залах магазинов, залах столовых и ресторанов, административных зданиях и больницах).

Пластбетонные полы обладают очень высокой химической стойкостью, прочность их в условиях агрессивной среды практически не уменьшается с течением времени. Покрытие гигиенично и бактерио-фобно, поэтому может с успехом применяться на предприятиях химической, фармацевтической и пищевой промышленностей.

В настоящее время разработано несколько различных по составу пластбетонных полов. Пластбетонную мастику для выполнения покрытия бесшовных полов на основе связующей поливинилацетатной водной эмульсии можно приготовлять с добавлением в ПВА — эмульсии, которую наносят на поверхность краскораспылителем. Через несколько часов на огрунтованную поверхность наносят выравнивающий слой, который после затвердения шлифуют и покрывают вторым выравнивающим слоем. После шлифовки второго выравнивающего слоя на поверхность с помощью окрасочных агрегатов за два раза (с перерывом в 24 часа) наносят лицевые слои мастики. Для защиты лицевого слоя от увлажнения его покрывают сверху водостойким лаком.

Для получения цветного покрытия в мастику вводят различные пигменты. Например, коричневые полы можно получить, добавляя в мастику сурик, желтые —охру, голубые — мел и ультрамарин, зеленые — окись хрома, синие — ультрамарин и т. д.

В качестве заполнителей полимерцементных покрытий применяют те же материалы, что и для пластбетонных полов на основе связующего эпоксидной смолы. Крупность заполнителя зависит от толщины слоя покрытия, которая может колебаться от 3 до 15 мм.

Для придания полимерцементным полам большей декоративности в состав лицевого слоя может быть введена мраморная или гранитная крошка.

Московскими строителями разработана технология устройства бесшовных наливных полов из резинопластраствора, в состав которого входят (в частях по весу): связующее марки «ПЭК-2»—100, гидроперекись изопропилбензола — 3—6, нафтенат кобальта — 6—8, резиновая крошка крупностью 0,2—0,8 мм — 19 и белый цемент марки 500—8. Резинопластраствор приготовляют на строительной площадае в лопастных растворомешалках. После перемешивания в течение 8—10 мин раствор процеживают через сито с ячейками диаметром 1,2 мм. За 3—4 ч до устройства покрытия основание грунтуют составом, представляющим собой 50—60%-ный раствор связующего с отвердителями в ацетоне. Резинопластраствор укладывают слоем толщиной 3—4 мм, разравнивая его специальными рейками, рабочая грань которых сделана из дюралюминия. Через 1—3 суток (в зависимости от температуры воздуха) на покрытие наносят слой карбамидного или полиуретанового лака. Через 7 суток после начала работы полы готовы к эксплуатации.

Наливные полы из резинопластраствора могут быть цветными, однотонными или мраморовидными. Цветового эффекта добиваются, применяя резиновую крошку различного цвета.

Полы из резинопластраствора обладают высокой износоустойчивостью и водостойкостью и вполне могут заменить наливные поливинилацетатные полы в производственных цехах приборостроительных заводов и предприятий легкой промышленности, в лабораторных корпусах научно-исследовательских институтов. По долговечности они превосходят поливинилацетатные полы, а стоимость их на 10—15% ниже.

Читайте также: