Бетонная отмостка на асфальт

Обновлено: 22.04.2024

Обустройство отмостки – это неотъемлемая часть любого проекта по строительству дома. Для ее покрытия могут использоваться разные материалы: бетон, плитка, щебень, гравий и другие. Нередко для этих целей берется и асфальт.

Отмостка дома выполняет такие функции:

  • Защищает грунт у основания здания от намокания и размытия
  • Предохраняет фундамент и цоколь от попадания дождевой воды с крыши
  • Служит в качестве дорожки
  • Играет роль декоративного элемента

Соответственно, покрытие отмостки должно обладать рядом свойств:

  • Водонепроницаемость
  • Прочность и долговечность
  • Устойчивость к перепадам температуры
  • Стойкость к разрушению водой и льдом
  • Эстетичный внешний вид

В этой статье мы поговорим о том, насколько асфальтобетон отвечает этим требованиям и какие его разновидности подходят для такого вида работ.

Плюсы и минусы отмостки из асфальта

Если пройтись по городу и оглядеться, то можно заметить, что зачастую отмостка возле многих зданий – именно асфальтовая. Да и собственники частных домов тоже нередко отдают предпочтение отмостке из этого материала. С чем же связана такая популярность асфальтобетона, основная сфера применения которого – дорожное строительство?

У асфальта есть ряд преимуществ:

  • Быстрая укладка
  • Прочность
  • Материал полностью затвердевает за 1-2 дня и не требует особого ухода в этот период
  • Покрытие получается ровным и бесшовным
  • Покрытие не пылит, легко очищается от грязи и мусора
  • Отмостку из асфальта можно ремонтировать без демонтажа всей конструкции
  • Старое покрытие можно снять ломом или отбойным молотком, измельчить в крошку и использовать заново

Впрочем, есть у него и свои недостатки.

В качестве основных можно перечислить такие:

  • Для качественной укладки покрытия нужна специальная техника – виброплита или ручной каток (весом как минимум 70-80 кг)
  • При резких перепадах температуры асфальт трескается
  • Материал с низкими показателями качества сильно подвержен разрушению водой и льдом
  • Сразу после укладки и в жару асфальт выделяет летучие соединения, которые имеют неприятный запах
  • Срок службы асфальта часто не превышает 7-8 лет в условиях сурового российского климата

Как видите, идеальным этот материал назвать нельзя. И при планировании работ нужно в равной степени учитывать его плюсы и минусы.

Асфальтовая или бетонная отмостка – что лучше?

Основной «конкурент» асфальта при выборе материала для бытового строительства – это бетон. Оба материала относятся к типу жестких отмосток и выполняют одинаковые функции. Как же тогда сделать выбор?

В таблице ниже мы привели сравнение обоих разновидностей по ряду ключевых показателей:

С одной стороны, укладка асфальтовой отмостки – предприятие гораздо менее трудо- и времязатратное, чем ее строительство с использованием бетона. К тому же она не требует никакого особого ухода в период затвердения.

С другой стороны, бетон можно замешать и залить самостоятельно. В общем-то, многие собственники так и делают. Асфальт же придется заказывать в готовом виде. Да и качественно уложить его своими руками сложнее. Исключение – это асфальтовая крошка, которая и стоит дешево, и в обращении неприхотлива.

Можно сделать такой вывод:

  • Если вы хотите сэкономить время и силы, то вам лучше подойдет асфальт
  • Если вы предпочитаете строить «на века» и имеете достаточно свободного времени, то оптимальным выбором будет бетон.

Оба материала по-своему хороши. Какому из них отдать предпочтение – каждый решает сам.

А если после нашего обзора вы склоняетесь к асфальту, то читайте статью дальше. Ведь в следующем разделе мы поговорим о том, какие разновидности материала лучше подойдут для таких строительных работ.

Марка асфальта для отмостки – как выбрать асфальт для отмостки

К асфальту для отмостки не предъявляются многие требования, регулируемые ГОСТами. Они для этого материала просто не актуальны – ведь по отмостке не ездят машины и грузовой транспорт. Да и люди по ней ходят не так часто.

Поэтому здесь на первый план выходят такие характеристики:

  • Удобоукладываемость и уплотняемость
    Асфальтобетонная смесь (АБС) для отмостки должна быть такой, чтобы ее можно было уложить лопатой и качественно уплотнить ручным оборудованием без привлечения тяжелой техники. Этому критерию соответствуют составы на основе мелкого щебня или песка.
  • Водонасыщение
    Оно обозначает количество воды, которое может впитать образец асфальта. У материала отмостки этот показатель должен быть минимальным. Иначе она не сможет выполнять свою задачу и быстро разрушится под действием влаги и перепадов температуры.
  • Водостойкость
    Она показывает, насколько хорошо материал сопротивляется разрушению водой. Чем выше значение водостойкости, тем более надежным и долговечным будет покрытие.
  • Стоимость
    Этот фактор при обустройстве отмостки тоже немаловажен. Ведь многим хочется сэкономить на материалах , чтобы эти деньги потом вложить в более ответственные и сложные работы.

Какие же разновидности асфальта лучше всего отвечают перечисленным требованиям?

Мы можем порекомендовать такие варианты (от оптимального к менее выгодным и надежным):

  • Горячий песчаный асфальт типов Д или Г
    Это песчаная смесь, с которой легко работать вручную. Поскольку в ее состав входит только мелкий наполнитель, при уплотнении она образует однородное и плотное покрытие с низким содержанием воздушных пустот. Да и цена у такого материала ниже, чем у щебеночного.
  • Горячий мелкозернистый плотный асфальт типов А, Б, В
    Он производится на основе щебня, доля которого составляет от 30% до 60%. Покрытие из такой АБС получается более прочное и жесткое, устойчивое к воздействию нагрузок. Но, как мы отмечали, для отмостки это не особо принципиально.
  • Срезка асфальта (асфальтовая крошка)
    Этот материал получают путем дробления старых асфальтобетонных покрытий. Цена у него очень выгодная – раза в 3-4 ниже, чем у обычной смеси с завода. Но поскольку срезка – это, по сути, строительный отход, она никак не испытывается и не сертифицируется. Сложно предсказать, сколько прослужит такое покрытие. Но для временной отмостки это оптимальный вариант.
  • Холодный асфальт
    Это особый вид АБС, который не требует нагрева перед укладкой. Работать с ним проще, но на особую долговечность отмостки из холодного асфальта рассчитывать не стоит. Ведь материал имеет скромные качественные характеристики. Да и по деньгам он не особо выгоден. Он продается мешками по 25-50 кг, а для обустройства отмостки нужны оптовые объемы – особенно если дом большой.

Есть и другие виды АБС, которые не попали в этот список, – это, например, крупнозернистый или литой асфальт. Но эти материалы имеют свои узкие сферы применения и не используются в бытовом строительстве. Поэтому мы даже рассматривать их не стали.

Отдельно стоит поговорить о марках материала.

У асфальта их существует три:

  • Марка I (МI)
  • Марка II (МII)
  • Марка III (МIII)

Каждая из них указывает на определенную степень качества и присуждается на основании испытаний. Технически для работ по обустройству отмостки подойдет любая. Но если вы рассчитываете на долгий срок службы своего покрытия, то лучше выбирать материал самого высокого качества.

К чему такие требования, если отмостке не нужно выдерживать большие нагрузки? Дело в том, что от марки зависит водостойкость материала.

У меня такая проблема: На входе в гараж необходимо уложить слой бетона на старое асфальтное покрытие для ремонта и восстановления отмостки. Подскажите пожалуйста как подготовить основание, необходима ли огрунтовка и какими материалами и какие ещё подводные камни?

Если старый асфальт снять не судьба, то достаточно просто в него наколотить вертикальных стержней из арматуры. Чего-то более радикального в принципе не требуется.
Если уж очень хочется, то можно его промазать битумом (чтобы бетон потом в себя из-под асфальта воду не тянул).

Бетон льют на песчаную подушку и ничего с ним не делается, а тут асфальт, уточните лучше толщину слоя, это более важно для бетона.

sarlen написал :
Бетон льют на песчаную подушку и ничего с ним не делается, а тут асфальт, уточните лучше толщину слоя, это более важно для бетона.

Толщина слоя нужна максимум 40мм, в виде пандуса шириной вдоль ворот 30-40 см. Просто я боюсь, что бетон имеет плохую адгезию к асфальту и в конечном итоге отвалится после первой зимы.

У меня такая же была ситуация - старая отмостка вокруг дома была из асфальта. Местами, где получилось - удалил его, а где он не крошился, и был цельным - положил прямо сверху сетку с очком в 100*100 кладочную так, чтобы при заливке бетона она была в середине слоя. И залил бетоном. Стоит, все нормально.




TGV67 написал :
Толщина слоя нужна максимум 40мм, в виде пандуса шириной вдоль ворот 30-40 см. Просто я боюсь, что бетон имеет плохую адгезию к асфальту и в конечном итоге отвалится после первой зимы.

Бетон в любом случае будет лежать отдельным слоем. 40 мм маловато для бетона будет, если это декоративная отмостка и ходить ездить по ней не будут лейте с армировкой кладочной сеткой, ничего с ним не случится.

Сегодня мы завершаем наш разговор об отмостке из асфальта.

Мы разберем два вопроса:

  • Как ремонтировать отмостку из асфальта
  • Можно ли укладывать асфальт на бетонную отмостку

Ремонт отмостки из асфальта

Со временем даже самая качественная отмостка потребует ремонта. Если оперативно устранять появляющиеся дефекты, вы сможете значительно продлить срок службы покрытия.

В асфальтовой отмостке могут появляться такие повреждения:

  • Трещины
  • Щель между отмосткой и цоколем

Они опасны тем, что через них в толщу покрытия и грунт около фундамента может попадать вода. Это значит, что отмостка перестает выполнять свою главную функцию. Кроме того, трещины в асфальте приводят к его быстрому разрушению.

Для устранения таких дефектов могут использоваться:

  • Горячий битум
  • Битумная мастика
  • Полимерный герметик

Как и укладка асфальта, его ремонт осуществляется в сухую погоду, при температуре не ниже 5°C.

Процедура обработки выглядит так:

  1. Щель или трещина очищается от мусора, вычищается щеткой или продувается воздуходувкой.
  2. В очищенную полость заливается ремонтный материал, разравнивается скребком или шпателем.
  3. Поверхность трещины посыпается песком, чтобы материал не налипал на обувь.

Если щель между отмосткой и цоколем очень большая, в нее можно засыпать холодный асфальт и утрамбовать его вручную. Для дополнительной гидроизоляции промажьте его битумной мастикой.

И в завершении давайте разберемся с таким необычным вопросом как укладка асфальта на бетонную отмостку.

Можно ли укладывать асфальт на бетонную отмостку

Такой вопрос иногда можно встретить на строительных форумах. Например, вы купили уже готовый дом, отмостка которого залита бетоном, а вы бы предпочли асфальтовое покрытие. Или если старая отмостка начала разрушаться, а полностью демонтировать ее не хочется.

Ответить на него можно двояко:

  • Если бетонная отмостка в хорошем состоянии (без крупных трещин, сколов, раскрашивания) – да, на нее можно уложить асфальт. Но особого смысла в этом нет. Она уже отлично выполняет свою функцию. В такой ситуации тратить деньги на достаточно дорогой асфальт – нерационально. Если вас не устраивает внешний вид отмостки, проще будет покрасить бетон или уложить на него сверху плитку.
  • Если старая отмостка отошла от цоколя, растрескалась, начала крошиться – укладывать на нее асфальт не следует. Из-за ненадежного основания он сам долго не продержится и скоро придет в негодность.

Технически асфальт можно укладывать на бетонное основание. Более того – это значительно повышает прочность и долговечность покрытия. Именно так строят самые загруженные трассы по всему миру. Но в бытовом строительстве это, как правило, не нужно.

Если же по какой-то причине вам нужно уложить асфальт на бетон, порядок действий будет такой:

  1. Очистите поверхность отмостки от мусора и грязи, хорошенько ее просушите.
  2. Если в бетоне есть небольшие трещины – заделайте их цементно-песчаной смесью и дайте ей затвердеть.
  3. Воспользуйтесь нашей инструкцией по обустройству отмостки из асфальта, сразу переходя к шагу 4.

Подведем общий итог по теме.

Типовая отмостка имеет такие параметры:

  • Ширина – от 60 см до 2 м
  • Глубина траншеи – от 25 до 40 см
  • Уклон – от 3 до 5%
  • Толщина песчаной подушки – 10-20 см
  • Толщина щебеночной подушки – 10-15 см
  • Толщина асфальта – 3-4 см

Устройство асфальтовой отмостки включает в себя такие шаги как подготовка траншеи, засыпка и трамбовка песка, засыпка и трамбовка щебня, укладка финишного покрытия из асфальта. При необходимости она может также утепляться плитами из пенополистирола.

Ремонт такой конструкции подразумевает своевременную заделку трещин и щелей между цоколем и отмосткой. Для этого используются битум, битумные мастики или полимерные герметики.

Полную версию данной статьи вы найдете на этой странице .

Также мы рекомендуем ознакомиться с другими полезными статьями на нашем сайте .

Строительство любого дома или сооружения подразумевает обустройство отмостки. Это требование приводится в пункте 3.182 Пособия к СНиП 2.02.01-83 «Основания зданий и сооружений» .

Такая конструкция выполняет ряд функций:

  • Защищает грунт около фундамента от размытия дождевой водой и переувлажнения, которое приводит к снижению его несущей способности
  • Снижает глубину промерзания грунта возле фундамента (при условии дополнительного утепления)
  • Обеспечивает дополнительную гидроизоляцию цоколя и фундамента

Достаточно надежными грунтами для строительства считаются:

К слабым грунтам относятся суглинки, глинистые и торфянистые разновидности. Они подвержены переувлажнению и морозному пучению. Если ваш дом построен на таком грунте, перед началом работ лучше проконсультироваться с местными специалистами в области строительства. Они подскажут, какие особенности обустройства отмостки будут конкретно в вашем случае.

Отмостки делают из разных материалов: асфальта, бетона , тротуарной плитки, гравия, щебня и других. В каждом случае есть свои нюансы и особенности.

Требования к отмостке из асфальта

Планирование работ по обустройству отмостки осложняется тем, что единого норматива конкретно для них нет. Чтобы сделать все по уму, нужно перелопатить кучу противоречивой информации и разобраться, что к чему. И времени на это может уйти больше, чем на саму укладку.

Чтобы облегчить вам задачу, в этом разделе мы собрали все основные параметры, которые нужно знать и учитывать в ходе подготовительных работ. Часть из них устанавливается официальными документами, а часть взята из реальной строительной практики.

Мы рассмотрим такие характеристики отмостки:

  • Ширина
  • Конструкция и глубина
  • Уклон
  • Используемые материалы

Давайте остановимся на каждом пункте отдельно.

Ширина отмостки

Четкие требования предъявляются к отмосткам зданий, построенных на просадочных грунтах. Они даны в пункте 3.182 Пособия к СНиП 2.02.01-83 .

В документе устанавливаются такие нормы по ширине отмостки:

Для отмосток на непросадочных грунтах этот параметр особо не нормируется.

Главное, чтобы соблюдались следующие условия:

  • Ширина отмостки превышает ширину пазух фундамента не менее чем на 0,4 м
  • Ширина отмостки достаточна для отвода дождевой воды с крыши от фундамента (для малоэтажных частных домов обычно берут цифру в 20 см от края кровли)

Отсюда получаем минимальную рекомендуемую ширину – 60-80 см. А если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки вокруг дома, то стоит увеличить цифру до 1 м, чтобы по ней было комфортнее ходить.

Глубина и конструкция отмостки

Какой глубины выкапывать траншею для обустройства отмостки? Однозначного ответа на этот вопрос нет и не может быть. Все зависит от того , какую конструкцию вы выбираете.

Единых требований к составу слоев отмостки нет. Их набор будет зависеть от конкретных грунтовых условий.

Чаще всего укладывают такой типовой «пирог»:

  1. Песчаная подушка (10-20 см)
  2. Утеплитель (3-10 см)
  3. Щебень (10-15 см)
  4. Асфальтобетон (3-4 см)

Это конструкция утепленной отмостки. Мы приводим именно ее, потому что она более актуальна для российских условий. Дело в том, что на территории нашей страны распространены глинистые и суглинистые грунты, которые пучинятся при замерзании. А поскольку зимы во многих регионах морозные и долгие, то и на фундаментах такие деформации сказываются очень сильно.

Отказаться от утепления отмостки можно, если:

Для утепления отмостки проще всего использовать плиты из экструдированного пенополистирола. Они легко укладываются и не боятся влаги (последним, кстати, грешат многие другие теплоизолирующие материалы). Поэтому в качестве утеплителя в нашем типовом «пироге» мы возьмем именно их.

Глубина траншеи под отмостку должна быть такой, чтобы кромка верхнего покрытия была вровень с землей вокруг дома или немного выступала. Так, под приведенную выше конструкцию нужно будет снять слой грунта в 25-50 см – то есть примерно на длину штыка лопаты.

Более глубокая траншея выкапывается в таких случаях:

  • Дом стоит на пучинистом грунте
  • Фундамент не утеплен
  • Фундамент расположен выше уровня промерзания грунта

При таких условиях нужно снимать как минимум 40 см грунта и делать подстилающие слои отмостки более толстыми.

Уклон отмостки

В пункте 6.26 СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий» приводятся общие требования к уклону отмосток вокруг домов: от 1% до 10% (от 0,6° до 5,7°).

Мы рекомендуем обустраивать уклон в 3-5% (или 2-3°). С одной стороны, такого наклона достаточно, чтобы на отмостке не задерживалась вода. С другой стороны, он достаточно пологий, чтобы по верхнему покрытию было комфортно ходить. Это важно, если вы планируете использовать отмостку в качестве дорожки.

Как соблюсти нужный уклон по всей длине отмостки вокруг дома? Самый простой вариант – воспользоваться уровнем, который уже может быть у вас в хозяйстве. Главное, чтобы он имел либо деления для обозначения наклона, либо поворотный глазок для выставления углов.

Если уровня-угломера под рукой нет, придется вспомнить школьную математику. Допустим, вы засыпаете песчаную подушку, толщина которой у края отмостки – 10 см. Ширина отмостки – 1 м. Если мы берем уклон в 5%, это значит, что с каждым метром ширины слой утолщается на 0,05 м (5 см). То есть толщина отсыпки у цоколя будет 15 см.

Асфальт является крайне долговечным и популярным покрытием: можно уложить дорожный пласт или отремонтировать уже имеющуюся дорогу. Технология укладки асфальта на бетонное основание производится вручную или с использованием спецтехники. Последний вариант применяется при существенном объеме работ.

асфальт на бетон

Технические требования

Укладка асфальта на бетонное основание по технологии требует особых знаний, опыта и умений от исполнителя. Перед ремонтом или укладкой следует изучить ГОСТы и нормативную документацию.

Эти нормативные документы определяют, можно ли класть бетон на асфальт. Дополнительно обязательно учитываются и нормы СЭВ. В них отражены характеристики автомобильных трасс общественного пользования. Если положить бетон без учета норм СЭВ, то покрытие быстро покроется трещинками и прочими дефектами, поэтому их нужно изучить перед тем как уложить асфальт.

Материалы для покрытия

От правильности выбора смесей зависит экономическая составляющая всей работы. При этом на них не стоит экономить.

Современный рынок предлагает большой выбор подобной продукции. Потребители могут с легкостью подобрать смесь, которая эффективно укрепит грунт, что положительно скажется на прочности и долговечности покрытия.

Порядок укладки и уплотнения

Перед тем как заливать бетонную смесь, нужно выполнить такие подготовительные работы:

  1. Из поверхностного почвенного слоя нужно убрать растения, а по грунту проехаться катком. Масса катка должна быть не меньше 1,5 т. Грунтовая поверхность должна быть максимально ровной. Предельная погрешность наклона — 3 см на каждые 300 см.
  2. Дополнительно почву следует обработать препаратами для стерилизации. Это нужно для того, чтобы предупредить прорастание сорных растений. Если этого не сделать, то уложенный материал быстро повредится и покроется глубокими трещинами.
  3. Перед укладкой бетонного раствора или плиты нужно подготовить дренаж. Его слой состоит из карьерного песка и щебенки. При этом нужно укладывать 2-3 слоя. Для достижения максимального результата, основание при укладке желательно поливать водой. Песчаная смесь должна утрамбоваться минимум на 90%, в противном случае покрытие начнет быстро проваливаться и деформироваться.

После подготовки бетонной смеси можно приступать к укладке. Промедление недопустимо. Это требование отражено в каждом ГОСТе.

Если работа обладает существенным объемом, то рекомендуется пользоваться катками и специальными укладчиками. Для укладки садовых дорожек можно применять подручные средства.

Если предстоит укладка на даче или во дворе, то можно не обращаться к услугам проектировщика. При этом покрытие должно иметь правильную толщину:

  • для подъездов (возле гаража или ворот) слой должен иметь толщину минимум 5 см;
  • для садовых дорожек слой должен обладать толщиной около 4 см.

Долговечность и надежность укладки зависит от соблюдения технологии. Уплотнение основания может выполняться с использованием катка, вибрационного воздействия или вручную. Для этой цели могут применяться следующие виды спецтехники:

  • виброплита;
  • виброкаток;
  • ручной каток;
  • автоматизированный каток.

Согласно требованиям ГОСТ, температура бетонного раствора при укладке должна быть не меньше +100°C. В таких условиях формируемое покрытие будет лучше уплотняться. Если температурные показатели будут ниже, то основание придется дольше уплотнять.

Чтобы поверхность получилась одинаково ровной и гладкой, нужно контролировать количество проходов катка. При этом спецтехника не должна выполнять реверсивных движений. Чтобы предотвратить прилипание бетонного раствора к виброплите или катку, оборудование желательно заблаговременно полить водой.

некачественный бетон

Уход за покрытием из асфальтобетона

Для того чтобыполотно прослужило как можно дольше, нужно придерживаться ряда правил, касающихся ухода. Не стоит допускать, чтобы по только что уложенному покрытию проезжала массивная техника, особенно гусеничная.

Если этим пренебречь, то образовавшиеся вмятины вызовут разрушение покрытия, которое придется чинить или укладывать заново. Особенно подобное ограничение касается эксплуатации дорожного полотна в летний сезон. Это объясняется тем, что в жаркую погоду асфальтированное покрытие сильней размягчается и подвержено деформации.

Если на покрытии появились какие-то изъяны, их нужно оперативно заделать. При любых сложностях рекомендуется обратиться к профессионалам, которые расскажут о том, можно ли класть асфальт на бетон.

красивое асфальтное покрытие

Укладка асфальтобетона на старый бетон либо асфальт

Асфальтобетон допускается помещать на старое асфальтированное покрытие. Это решение позволяет заменить укладку основы, которая связана с излишними затратами.

Для начала уже имеющееся полотно следует почистить от загрязнений и кусков асфальта. Если на покрытии есть трещины, их следует сделать глубже и шире. Это можно сделать подручными средствами.

Затем следует взять битум и нагреть его. После прогрева смеси можно начинать дальнейшие манипуляции. Со всех сторон покрытия выливается битум и осторожно размазывается. На заключительном этапе работы должна получиться битумная полоса, ширина которой составляет около 50 см.

уложенный асфальт на бетон

Подобные полоски нужно изготовить по всему покрытию. После прохождения этой стадии укладка продолжается по классической технологии.

Читайте также: