Белить потолок переходный или непереходный глагол

Обновлено: 25.04.2024

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го глагола.

Что такое переходные глаголы

Переходность — это спо­соб­ность гла­го­ла обо­зна­чать, что дей­ствие пере­хо­дит на объ­ект (пред­мет, лицо, живот­ное и пр.).

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, например:

  • нян­чить (кого?) малы­ша;
  • пре­вос­хо­дить (кого?) соперника;
  • нести (что?) корзинку;
  • раз­ли­чать (что?) признаки;
  • уви­деть (кого?) её;
  • заме­тить (что?) нечто серое.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти санкибро­дить по лесу
уви­деть мальчикасто­ять на мосту
напи­сать письмопомо­гать маме
учу уро­кируко­во­дить командой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выражается:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

  • встре­тить (кого?) подругу;
  • нари­со­вать (что?) пейзаж;
  • хва­лить (кого?) его;
  • обо­зна­чить (что?) место;

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от целого:

  • отрежь (чего?) хле­ба;
  • намажь­те (чего?) мас­ла;
  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, апель­си­нов, кол­ба­сы, мяса;

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отрицанием:

  • не подо­ждешь (кого?) приятеля;
  • не брал (чего?) тетради;
  • не услы­шал (кого?) его;
  • не вижу (чего?) ничего.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, например:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Переходные и непереходные глаголы

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
  • верить (во что?) в справедливость;
  • сочув­ство­вать (кому?) ему;
  • раз­мыш­лять (над чем?) над проблемой.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два предложения:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие глаголы:

  • пока­зал (что?) мир;
  • офи­цер (что сде­лал?) показался.

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го дополнения.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шутку;
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сестру;
  • оскор­бить­ся (чем?) замечанием;
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти решения.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в формах:

1. роди­тель­но­го падежа:

  • отвык­нуть (от чего?) от привычки;
  • доби­вать­ся (чего?) успехов;
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дерева;

2. датель­но­го падежа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подруге;
  • слу­жил (чему?) Отечеству;
  • ску­чать (по чему?) по дому;
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спортом;

3. вини­тель­но­го паде­жа с предлогом:

  • вери­ла (во что?) в судьбу;
  • попасть (во что?) в мир картин;
  • вой­ти (во что?) в зал;
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

4. тво­ри­тель­но­го падежа:

  • пове­я­ло (чем?) весной;
  • уто­ми­ла (чем?) рассказом;
  • доро­жим (чем?) временем;
  • шумит (над чем?) над городом;

5. пред­лож­но­го падежа:

  • пла­вать (в чём?) в реке;
  • сто­ять (на чём?) на крыльце;
  • думать (о чём?) о доме.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Видео «Переходные и непереходные глаголы»

Zhychok

***** Жизненная задача. 1. Ситуация. Создание органов школьного самоуправления. 2. Твоя роль. Один из претендентов. 3. Описание ситуации. Предстоят в … ыборы комитета школьного само- управления. Опираясь на результаты своего «Портфеля достижений», которые ты накопил за 6 лет учёбы, составить свой собственный «пор- трет» — автобиографию. В ней как можно полнее нужно рассказать о себе (своём характере, интересах, людях, которые на тебя повлияли) и вехах своего пути (детский сад, школа, класс), самых ярких событи- ях в твоей жизни. В автобиографии можно отразить свои успехи в области предметных умений и универсальных учебных действий, ука- зать, что у тебя получается лучше всего. 4. Результат. Два текста: твоя автобиография в официально- деловом стиле и автобиография в художественном стиле (она может быть юмористической — по желанию). Вторую автобиогра- фию может сопровождать презентация с фотографиями, грамота- ми, дипломами и др. і 76 C Л​

изложение „береза" Возле речки росла береза много лет,с самого моего детства. И росла березка на моих глазах,Сначала это была моя маленькая подружка,н … о она росла гораздо быстрее меня.Мы с ребятами ходили на речку купаться.И я всегда мысленно здоровалась с ней,правда,чтоб ребята не видели,а когда я была одна,я всегда к ней подходила,здоровалась,гладила ее по белой коре,и ,как мне казалось,она мне отвечала взаимностью. Потом она выросла,превратилась в красивое,белоствольное ,стройное дерево,я тоже выросла,встречались мы часто.В её тени люди поставили лавочку.Мы под ее сень приходили читать книжки перед экзаменами,нам было хорошо.В тени было прохладно,да и ветерок с речки обдувал,так что жарко не было,даже в самое пекло..Однажды в горах прошли затяжные дожди и наша Кубань вышла из берегов,стала более быстрой,широкой.Её воды размыли берег и моя березка наклонилась к воде - в воду опустилась ее крона..Мне показалось что она тонет.Березе срочно нужно было помогать.Мы с друзьями прибежали с лопатами на берег наверное в последний момент.Если бы мы не пришли мою березу унесла бы река.Мы ее вытащили,она была в плачевном состоянии:землю с корней смыло,крону вода потрепала,веточки переломала.Мы ее перенесли к моему дому и в большую яму с удобренной землей её посадили.Она долго болела,листочки высохли и облетели.Но мы с ребятами продолжали ее поливать.Мы боялись,что дерево засохло,но весной она вся покрылась листочками на радость всем нам.Она долго радовала соседей,родственников своей красотой.​

изложение „береза" Возле речки росла береза много лет,с самого моего детства. И росла березка на моих глазах,Сначала это была моя маленькая подружка,н … о она росла гораздо быстрее меня.Мы с ребятами ходили на речку купаться.И я всегда мысленно здоровалась с ней,правда,чтоб ребята не видели,а когда я была одна,я всегда к ней подходила,здоровалась,гладила ее по белой коре,и ,как мне казалось,она мне отвечала взаимностью. Потом она выросла,превратилась в красивое,белоствольное ,стройное дерево,я тоже выросла,встречались мы часто.В её тени люди поставили лавочку.Мы под ее сень приходили читать книжки перед экзаменами,нам было хорошо.В тени было прохладно,да и ветерок с речки обдувал,так что жарко не было,даже в самое пекло..Однажды в горах прошли затяжные дожди и наша Кубань вышла из берегов,стала более быстрой,широкой.Её воды размыли берег и моя березка наклонилась к воде - в воду опустилась ее крона..Мне показалось что она тонет.Березе срочно нужно было помогать.Мы с друзьями прибежали с лопатами на берег наверное в последний момент.Если бы мы не пришли мою березу унесла бы река.Мы ее вытащили,она была в плачевном состоянии:землю с корней смыло,крону вода потрепала,веточки переломала.Мы ее перенесли к моему дому и в большую яму с удобренной землей её посадили.Она долго болела,листочки высохли и облетели.Но мы с ребятами продолжали ее поливать.Мы боялись,что дерево засохло,но весной она вся покрылась листочками на радость всем нам.Она долго радовала соседей,родственников своей красотой.​

)Тысячи лет тому назад людям нравилось селиться по берегам рек и озер. 2)Они ловили рыбу, ели ракушки, о чистоте и порядке вокруг своих жилищ, конечно … , не заботились. 3)Отбросы еды – раковины, кости рыб – накапливались на их стоянках целыми огромными кучами и сохранились до наших дней. 4)Ученые осторожно раскапывают эти кучи и читают, точно листы драгоценной книги, и узнают по ним, как жили и охотились наши предки. 5)Сомы в то время (судя по костям) часто вырастали в огромных, опасных для человека чудовищ. 6)Древний человек выходил на охоту за ними в жалком челноке-долбленке, вооруженный копьем с каменным или костяным наконечником. 7) Он был очень храбрым человеком. 8) И теперешний не такой крупный сом, попав на крючок (а крючок должен быть очень крепкий), отчаянно борется за жизнь, даже бросается на лодку, и если это долбленка, то может ее и перевернуть. 9) А он – малыш по сравнению с теми, чьи кости сохранились. 10) Спасибо, древние неряшливые хозяйки! (С.Радзиевская 7. Среди предложений 5 – 7 найдите слово (а), образованное (ые) суффиксальным способом 9. Выпишите и выполните синтаксический разбор предложения № 8.

3. Образуйте сравнительную степень указанных прилагательных двумя способами : дорогой, умный, тихий, слабый.5.Образуйте превосходную степень прилагате … льных тремя способами : мудрый, добрый, быстрый, красивый.

Безличные глаголы — это глаголы, которые называют действия или состояния, происходящие как бы сами по себе, без участия деятеля: знобить, тошнить, нездоровиться, светать, рассветать, холодать, вечереть, смеркаться и др. Они обозначают состояния человека или природы.

kzazhigina02

kzazhigina02

Новые вопросы в Русский язык

Укажите предложение, в котором знаки препинания расставлены верно. А потом пошли метели, засыпая снегом, и слепя окна. Пронесся вихрь, и, будто догоня … я его, повалил липкий снег. Снег, нападавший ночью, и еще не изборожденный полозьями, лежал ровными пеленами. Один за другим к угасающему костру подходили кони, и, осмотрев нас большими умными глазами, неподвижно останавливались, окружая нас плотным кольцом. (ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА!)

ПОмогите пожалуйста . Напишите сочинение на тему бабушка на пожаре по отрывку из повести "Детство" НЕ менее 2 страниц

Составьте вопросный план текста: С большой любовью вспоминаю свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю, о тех, кто окружал меня в эту сч … астливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство. Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых вы выросли. Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны. И Ханне, нашей английской воспитательнице , прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ. Среди трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.​

Задание 1. Спишите предложения, найдите и обозначьте все орфограммы. Если рус..кий язык – твой родной язык. то (с) ран..(его) де..с..ва ты г..в..риш. … . (по) рус..ки. (Н..) кто (н..) разу (н..) ..делал тебе зам..чания, что ты со..сем (н..) зна..ш..свой р..дной язык, но п..чему (же) (в) пис..мен..ых работах ты (не) ре..ко д..пуска..ш.. (о)ш..(б)ки? (По Л. Виноградовой.) Задание 2. Спишите, заменяя один из глаголов-сказуемых сначала причастием, затем деепричастием, далее попробуйте простое предложение заменить сложным. а) Листья кружатся в воздухе и медленно падают на землю. б) Осеннее солнце согревает своими лучами землю и испаряет влагу. в) Животные готовятся к зиме и кажутся очень озабоченными. г) Белочка мелькает среди деревьев, отыскивает последние орехи. д) Сестрёнка беспрерывно болтала и не слушала даже своих слов. е) Гром не умолкал ни на минуту и оглушал нас.

Непереходные: обессилеть, белеть, чернеть, синеть, обезлесеть.

Показатель - суффикс Е.

У глаголов в форме прошедшего времени перед суффиксом -л пишется та же гласная, которая находится в неопределённой форме перед -ть: обессилеть - обессилел, обессилить - обессилил, белить - белил, белеть - белел, чернить - чернил, чернеть - чернел, синить - синил, синеть-синел, обезлесить- обезлесил, обезлесеть - обезлесел.

3 Лицо единственного числа: обессилит - обессилеет, белит - белеет, чернит - чернеет, синит - синеет, обезлесит - обезлесеет.

Новые вопросы в Русский язык

Говорение 4. Создайте аргументированное устное высказывание по теме, которую выбрали и вы свою позицию «За» и «Против». У Вас есть 1 минута для подгот … овки и 2 минуты Для у Ответа. Во время подготовки можно делать записи. Соблюдайте речевые нормы и ИЗ. Тожения на териа. 1а. у (у пествует и проблема отцов и детей в современном мире? Можно и считать Интернет средством массовой информации? Как вы думаете. В.Ияет ли глобализация на национальную культуру Казахстана.​

3. Сделайте подвый разбор предложения (7 баллов) Микроскопический клещ, переносящий опасные болезни, высасывает из пчелы все жизненные соки. Подчеркну … ть главные и второстепенные члены предложения (2 балла) Определить чем выражено полежащее (1 била) . Определить вид сказуемого (1 балл) Определить вид осложнения (1 балл) • Сделать разбор словосочетаний (2 балла) 2. Микроскопический клен 2 Переносящий болезни • Высасываетсоки Высасывает из пчелыможете помочь пожалуйста срочно​

по совести говоря не могу смотреть в глаза животных. К сожалению некоторые собаки до встречи с хозяином могут и не дожить. Говорят вой собаки предсказ … ывает смерть Раставте знаки припинания​

Задание 6 No 10) Благодаря удачному дню у нас все получилось. 2) Раскрыв свежую газету , отец начал читать. 3) Бабушка любила и гордилась своим внуком … . - 4) По прилету в город мы поселились в гостинице.​

Укажите в каком случае пишется две буквы Н.1) ДРУЖЕЛЮБ(H/HH)O HACTPOEH, PEMECЛE H/HH)CE УЧИЛИЩЕ, УДИВЛЁН НН Ый взгляд4) MAHEBPE(H/HH)bIЙ ХOД, ПОДЖAPE … H/H)bЕ ГРЕНКИ, BETPE(H/HH)Bй день.3) КОВА(Н/НН)АЯ ОГРАДА, КОЖA(H/HH)bIЙ PEMEHЬ, ОТКРОВЕ(H/HH)ЫЙ РАЗГОВОР2) ПРИМОРОЖЕ(H/HH)bE ЩËЧКИ, БЕЗДО(H/HH)АЯ ГЛУБИНА, ГОСУДАРСТВЕН/HH)bй строй

1. Существует ли проблема отцов и детей в современном мире? 2. Можно ли считать Интернет средством массовой информации? 3.Как вы думаете, влияет ли гл … обализация на национальную культуру Казахстана.


Переходность глаголов обычно проходят в 6 классе, но эта тема может встретиться и на ЕГЭ. Вспомнить различия переходных и непереходных глаголов и закрепить знания на примерах поможет наша статья.

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол сочетаться с существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Онлайн-подготовка к ЕГЭ по русскому языку в школе Skysmart — без стресса и на реальных экзаменационных заданиях. Попробуйте бесплатно на вводном уроке!

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Примеры непереходных глаголов:

  • беспокоиться (о ком?) о друге;
  • размышлять (над чем?) над вопросом.

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

В русском языке все возвратные глаголы являются непереходными. Например: обидеться (на что?) на шутку, сомневаться (в чем?) в выборе.

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

  • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
  • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

2. Дательного падежа:

  • скучать (по чему?) по дому;
  • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

3. Винительного падежа с предлогом:

4. Творительного падежа:

5. Предложного падежа:

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:

Читайте также: