Базовые идеи составляющие идеологический фундамент социального государства

Обновлено: 19.04.2024

Социальным называют правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и его личность и создает максимально подходящие условия для его достойной жизни и самореализации. Человек в социальном государстве имеет все возможности для свободного развития, для реализации своего профессионального и творческого потенциала.

Многие европейские государства, которые, согласно Конституции, являются социальными, выстраивая социально-экономическую политику, опираются на ряд важнейших принципов и обладают следующими признаками:

  1. наличие экономической свободы человеческой личности. Человек имеет право свободно и самостоятельно выбирать любой вид деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;
  2. доверие к тому, что рынок играет регулирующую роль в современном обществе. Также человек обладает всеми правами на регулирование рынка с использованием экономических устойчивых методов;
  3. развитие и экономическая эффективность рыночного хозяйства, его актуализация в процессе продвижения и внедрения технологических объектов.

Еще один немаловажный признак – это социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые должны обеспечиваться путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным. К сожалению, сегодня этому признаку соответствуют далеко не все государства, а лишь малая их часть. Отсюда и вывод о том, что не каждое современное государство может считаться в полной мере социальным, если благополучие и развитие личности в нем не стоит на первом месте. Также не во всех странах обеспечивается гендерное равенство мужчин и женщин. Многие государства с высоким уровнем жизни (например, ОАЭ) все еще сохраняют традиционные устои, хотя в последние годы женщины обрели намного больше прав и свобод: право на вождение автомобиля, постепенное снятие ограничений в получении образования и собственного дохода. Можно сказать, что такой прорыв к социальности отразился на культурных установках человечества.

Поскольку человеческая личность выходит в социальном обществе на первый план, то индивид имеет право принимать участие в общественных делах и наряду с властными органами участвовать в решении значимых вопросов. Работники вправе вносить свою лепту в управление производством, в развитие системы социального партнерства. Однако и по сей день даже в социально направленном обществе существуют свои ограничения, которые предполагают разделение общества на категории и страты. Но в социальных продвинутых сообществах это деление используется не для того, чтобы продвинуть одних и вытеснить других, а для дифференцирования и структурирования общества, чтобы каждый человек выполнял свои функции. Поэтому государство и общество сравнивают в некотором роде с производственным предприятием - чтобы они благополучно реализовывались, такое разделение просто необходимо, но оно регулируемо, поэтому каждый человек, даже далекий от управления, имеет право высказать свою точку зрения, отстоять свою позицию и продвинуться вперед.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы социального государства

Социальное государство, являясь развивающейся системой, имеет свои принципы. Они поддерживаются и популяризируются, поскольку благодаря им появляется больше возможностей для развития государства, развитие каждого отдельного человека.

Среди приоритетных принципов социального государства можно выделить следующие:

  1. поддержка социально незащищенных категорий населения;
  2. охрана здоровья и труда;
  3. поддержка института семьи, материнства и отцовства;
  4. сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными категориями населения;
  5. поощрение благотворительной деятельности;
  6. финансирование и поддержка фундаментальных научных открытий.

Поддержка социально уязвимых категорий населения позволяет уменьшать протестные настроения граждан и создавать наиболее благоприятную и безопасную обстановку. Нельзя удовлетворить желания и потребности абсолютно каждого человека, но можно проработать проблемные точки чтобы повысить уровень удовлетворенности в среде. Такпринцип сглаживания социального неравенства, который уже упоминался и ранее, является одним из основополагающих. Общие доходы могут и должны перераспределяться между разными социальными категориями несколькими путями: налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы по поддержке населения и финансированию отдельных категорий граждан.

Государство активно борется с безработицей, обеспечивает трудовую занятость населения, трудится над выплатой пособий по безработице. Это позволяет оттянуть момент всеобщего негодования и дает шанс каждому человеку на то, чтобы изменить свою жизнь к лучшему и улучшить материальное и социальное положение. Также государство находится в активном поиске баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан. Эти меры – не пустой звук. Можно понаблюдать за становлением и развитием очень многих современных государств и отметить постепенную реализацию указанных принципов на практике.

Также государство принимает активное участие в реализации межгосударственных экологических и культурных программ, программ социального значения, в решении общечеловеческих вопросов. Это предполагает устранение тех барьеров и граней, которые есть между обществом и государством, когда каждый борется только за свое благополучие, забывая о самом главном – о гражданах, на которых строится государство. Поэтому социальное государство кажется идеальным в своем роде, но вот в реальности организовать его непросто.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Охохонин Евгений Михайлович

Рассматриваются история зарождения идей социального государства и их развитие в трудах выдающихся мыслителей

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Охохонин Евгений Михайлович

The genesis of the social state ideas

The author covers the history of the origin of the social state ideas and their development in the works of outstanding thinkers

Текст научной работы на тему «Генезис идей социального государства»

Проблемы и вопросы теории и истории государства и права

Е. М. Охохонин, адъюнкт Уральского юридического института МВД России

Рассматриваются история заронздения идей социального государства и их развитие в трудах выдающихся мыслителей.

Ключевые слова: генезис, социальное государство, личность.

Современное российское государство характеризуется сложным и противоречивым состоянием. Кардинальное реформирование, охватившее практически все сферы жизнедеятельности российского общества, заметно повлияло на переоценку социальной роли и предназначения государства. В качестве приоритетов провозглашены общечеловеческие ценности: демократия, свобода и равенство, гражданское общество, социально-правовая защищенность личности.

К числу несомненных приоритетов относится и идея социальной государственности, провозглашенная в ст. 7 Конституции РФ: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако, если для развития демократии, обеспечения политической свободы личности государство уже сформировало определенный фундамент, то констатация факта наличия социального государства в России носит больше характер целеполагания. В связи с этим вполне очевидно, что именно государство, стремящееся стать социальным, должно взять на себя обязанность по устранению социальных проблем, порожденных экономическими преобразованиями.

В свою очередь определенный вклад должна внести и отечественная юридическая наука. Так, теоретико-критическое осмысление феномена, отражаемого в термине «социальное государство», выработка необходимых практических рекомендаций должны помочь воплотить идеи социальной государственности. И начать рассмотрение феномена «социального государства», на наш взгляд, необходимо с истории зарождения данной идеи, т.е.

генезиса, поскольку лишь внимательно изучив и проанализировав в историческом аспекте развитие идей социального государства, можно делать выводы о том, каким должно быть современное государство.

Вся история человечества есть непрерывный поиск путей, как сделать свою жизнь и жизнь своих близких лучше, счастливее1.

В содержательном смысле ряд идей как правовой, так и социальной государственности появился уже в античном мире и в средневековье. Понятие же и первые концепции социальной государственности возникают по мере развития буржуазного общества под влиянием идей социализма. Устанавливаются новые параметры взаимоотношений между государством и человеком, связанные с обязанностью государства принимать меры, содействующие обеспечению прав человека -экономических, социальных и культурных, в результате чего возникает идея социального государства.

В основе концепции социального государства находится проблема ценности общества и личности, публичного и частного, позднее трансформировавшаяся в противоречие между обществом и государством. Результатом же его разрешения должна стать социальная гармония и справедливость - снятие противоречия и согласование интересов отдельной личности с интересами общества (равновесие между личным и общественным).

Издревле политико-правовой мысли известны три варианта отношений между отдельной человеческой личностью и человеческим обществом относительно социального вопроса. Первый из них исходит из предположения, что отдельная человеческая личность по своей нравственной и духовной цен-

ности выше ценности государства (социальный индивидуализм). Второй являет собой первичность общего интереса по сравнению с частным («социальный универсализм»2, «коммунизм», «социализм»). Третьему типу свойственна одинаковая ценность отдельной личности и государства3. Именно этот третий тип, на наш взгляд, отражает идею социального государства, разрешая социальный вопрос путем гармонизации человека и общества, частного и публичного интереса (общества и государства).

Следует отметить, что первые концепции социального государства были сформулированы на Востоке раньше, чем в Западной Европе. Так, Абуали ибн Сина (Авиценна) в своем труде «Трактат о семейной жизни» писал, что в идеальном государстве все материальные блага распределяются пропорционально, так, чтобы не было слишком богатых и бедных до изнеможения; население обеспечивается всем самым необходимым. Как видим, ученый провозглашает принципы социального равенства и удовлетворения минимальных потребностей каждого.

Другой государственный деятель Низам аль-Мульк считал, что построение процветающего государства возможно лишь при наличии грамотного, образованного общества. Таджикский ученый XIII века Насиридцин Туси в своем произведении «Мораль Насири» приходит к выводу, что несправедливость в распределении богатства можно устранить с помощью внедрения прогрессивных систем налогообложения и перераспределения через государственный бюджет части общественного богатства в пользу беднейших и нуждающихся слоев населения.

В европейской же культуре модели решения социального вопроса, мы считаем, можно найти уже у Пифагора. По учению Пифагора, в основе всего сущего, мира лежит гармония -гармония небесных сфер. То, что в мире называется гармонией, то в государстве проявляется как порядок (согласие), основанное на хороших законах, в хозяйстве - как умение его хорошо вести.

Идею гармонии и равновесия противоположностей можно проследить в сочинениях Аристотеля, Цицерона4, Макиавелли5 и, конечно, в учении о разделении властей Ш. Л. Монтескье6.

Довольно широко идея социальной гармонии единства противоположностей нашла свое выражение в древнекитайской филосо-

фии. Китайские мыслители считали, что любая вещь имеет две стороны. В каждой вещи присутствуют две противоположные силы, положительная и отрицательная, находящиеся в определенном соотношении. Эти два начала должны постоянно соблюдать надлежащую меру (гармонию)7.

Сделаем вывод о том, что еще на ранних стадиях развития человечества людей интересовал вопрос гармонии и единения противоположностей не только в окружающем их мире природы, но и в их отношениях между собой и государством, а также вопрос справедливости.

Большинство исследователей (зарубежных и российских) связывает появление идей о формировании социального государства с теориями Т. Гоббса и Дж. Локка, являвшимися результатом осмысления Английской революции 1648 года и Славной революции 1688 года. Они выступали сторонниками политических консенсусов и договоров в отношениях между индивидами и государством. В свою очередь другой представитель Нового времени Ж. Ж. Руссо считал одной из задач государства устранение несправедливого и нестерпимого для общества деления людей на богатых и нищих, но не настаивал на устранении богатства вообще и тем более богатых.

Большой интерес представляют взгляды Гегеля на взаимодействие человека и государства, в которых явно прослеживаются как ло-гически-диалектическая сторона учения Гераклита, так и влияние учений о гармонии древнекитайских мыслителей8.

Гегель замечает, что в современном государстве наличествует совместное сосуществование как интересов отдельной личности, так и целого, т.е. государства. При этом конкретная свобода отдельных личностей отчасти растворена во всеобщности государственного организма, отчасти же личность сама признает и вбирает в себя эту всеобщность, усваивает ее как свое собственное достояние9. Кроме того, немецкий философ говорит, что человек как носитель прав немыслим без обращения к категории всеобщности10, в то же время он отвергает и «грубый номинализм» либералов и консерваторов11.

Также интересен анализ учений о государстве К. Маркса и Ф. Энгельса, поскольку они пытались выяснить условия и указать пути реального освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, не-

равенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное гармоничное развитие личности12. Как бы ни видоизменялись подходы к тем или иным воззрениям К. Маркса и Ф. Энгельса, одно остается несомненным: эти взгляды навсегда вошли в историю всемирной политикоюридической мысли, составляют ее солидный пласт, также они сыграли значительную роль в расширении и развитии социальной деятельности государства.

Одним из наиболее значимых учений о справедливости, гармонии и единении противоположностей, на наш взгляд, стала концепция социального государства Л. фон Штейна, характеризующего его как государство, которое поддерживает абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов и для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. В данном определении, по сути, преодолевается социологический подход к государству (как к арене классовой борьбы). В качестве одного из признаков социального государства выделяется равенство всех людей (личностей), а главной целью государства - экономический и социальный прогресс. Такую трактовку понятия социального государства в дальнейшем поддержали Ю. Офнер, Ф. Науманн, А. Вагнер.

Следует отметить, что существенным катализатором процесса развития идей социального государства на Западе стало возникновение советского государства, постоянно декларировавшего социальную ориентированность своей политики, пропагандирующего переход к всеобщему бесплатному образованию, всеобщему бесплатному здравоохранению, бесплатному предоставлению жилья, доступность для рядовых граждан ценностей культуры, отдыха, спорта и т.д. И хотя практика реально существующего в те годы социализма далеко не во всем соответствовала принципам законности, демократии и правового государства, трудно отрицать влияние реальных достижений социалистических государств на формирование идей социального государства. Как отмечал Папа Римский Иоанн Павел II, «капитализм изменился в основном благодаря социалистической мысли».

Идея социального государства также была представлена в трудах отечественных дореволюционных ученых: П. И. Новгородце-

ва13, И. А. Ильина14, В. С. Соловьева15, которые высказывали положительное отношение к государству, определяли его назначение содействовать каждому человеку в достижении своих целей. Большинство российских ученых указывало на необходимость помощи со стороны государства для каждого, но при одновременном условии самостоятельности личности. Таким образом, концепция социального государства, сложившаяся как в зарубежной, так и в отечественной науке, основана на позитивном восприятии государства как активного элемента социальной жизни.

Важным вкладом российских исследователей в теорию социального государства явились формулирование и обоснование права на достойное человеческое существование, реализация которого связывалась с осуществлением социальных реформ на основе реализации принципа равенства. Так, государственный интерес, по утверждению И. А. Ильина, слагается «из всех духовно-правых интересов всех граждан, причем каждый духовноправый личный интерес оказывается через эту государственную включенность общим и политическим».

Дальнейшее развитие понятия «право на достойное человеческое существование» получило в работах П. И. Новгородцева, который был убежден, что данное право должно быть гарантированно государством. По логике рассуждений П. И. Новгородцева, развитие идеи правового государства превращало его, по сути, в социальное правовое государство. И социальное государство становилось просто следующим этапом развития либерального правового государства.

На основе проведенного исследования мы видим, что в отечественной дореволюционной науке сложилась самостоятельная концепция социального правового государства. Современные отечественные исследователи, на наш взгляд, неоправданно оставляют без внимания данное направление политико-правовой мысли, идеализируя теоретические конструкции западных ученых, но идеи Моля, Штейна и др. работают именно в европейских странах с их многовековой историей частной собственности, ответственной позицией капитала. В России таких традиций нет, поэтому необходимо сформировать свой путь реализации идей социального государства, поскольку нельзя игнорировать тот очевидный факт, что в процессе политического развития России, в том числе в советское время, а также в доре-

волюционный период, выработано много самобытных, национальных форм политических институтов и политических механизмов, показавших свою эффективность в российских условиях. В отечественной дореволюционной науке сложилась самостоятельная концепция законодательного решения социальных проблем. Этот опыт должен быть переосмыслен применительно к современным задачам.

Научная разработка идей социального государства продолжается и сегодня в произведениях современных зарубежных и отечественных юристов, экономистов, политологов, социологов. Видное место в науке занимают труды российских ученых: В. С. Нерсесянца, Л. С. Мамута, М. Ю. Федоровой, А. И. Эки-мова, С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, М. В. Баглая, А. Б. Венгерова, А. В. Васильева, Р. В. Енгибаряна, Л. М. Карапетяна, Д. А. Керимова, А. В. Корнева, Ю. К. Краснова, О. Е. Кутафина, В. В. Лазарева, Ю. И. Лей-бо, Г.В. Мальцева, М. Н. Марченко, И. А. Ум-новой, Т. Я. Хабриевой, Б. С. Эбзеева, Д. В. Валового, Н. А. Волгина, Н. Н. Гиценко, С. В. Калашникова, В. А. Каменецкого, Д. Ф. Шавишвили, В. Э. Байкова, К. И. Микульского, Г. А. Николаева, В. Г. Смолькова и др. В их трудах исследуются социальноправовая сущность, признаки и принципы социального государства, его правовые, экономические, политические, социальные и духовно-нравственные предпосылки.

В настоящее время делаются попытки свести к единому знаменателю всю разнородность во взглядах на социальную проблематику. Наступило понимание, что движение лишь в аспекте какой-то группы идей (социально-демократических или либеральных) уже не способствует дальнейшему прогрессу.

В заключении подведем итоги.

Во-первых, базовой идеей стала мысль о взгляде на идею социального государства как на гармонию частного и публичного интереса и достижение справедливости. Экскурс в прошлое позволил нам проследить процесс развития и преломления данных идей в политико-правовых учениях.

Во-вторых, появление термина «социальное государство» фактически ознаменовало признание изменившейся природы государственности. Данное понятие отразило свершившийся переход от «полицейского» государства, «государства общественного договора», «государства как высшей формы власти» к государству, осуществляющему социальные

функции, - государству, которое берет на себя ответственность за благосостояние граждан, обеспечивает доступность социальной поддержки всем членам общества, создает государственные системы социального обеспечения и социальной защиты, вводит бюджетное финансирование социальных программ и новые механизмы социальной политики в виде государственного социального страхования, становится доминирующим субъектом социальных функций в обществе.

В-третьих, для воплощения в жизнь идей социального государства, построения эффективной системы реализации социальных функций и управления социальными

процессами необходимо отказаться как от односторонней, чрезмерно идеологизированной ориентации на западные социально-экономические стандарты, так и от

преувеличения уникальности, исключительности российской специфики. Наиболее плодотворным здесь, как нам представляется, будет путь поиска оптимального сочетания социально-экономического опыта зарубежных стран с историческим опытом и

специфическими условиями социальной жизни России.

В-четвертых, нужно определиться с соотношением понятий правового и социального государств. Поддерживая логику рассуждений В. С. Соловьева и П. И. Нов-городцева, видевших особую роль закона в защите прав на достойное человеческое существование, а роль права в выработке общественного согласия, считаем, что социальное государство выступает лишь следующим этапом развития правового государства; точнее, социальное государство - это не только этап развития правового государства, а также этап развития государственно-организованного общества в целом.

В-пятых, поиск оптимальной модели становления и функционирования социального государства - процесс очень сложный, многогранный, длительный, требующий как активизации законодательной деятельности государства по укреплению социальной защищенности, обеспечения соответствующего социального, экономического, политического, духовного климата в стране, так и активной, ответственной позиции граждан в государстве.

1 Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 507-513.

2 Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 2002. С. 259.

3 Алексеев H. Н. Идея государства. СПБ., 2001. С. 343.

4 Цицерон. О государстве. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1994. С. 32, 33, 49.

5 Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. М., 1997. С. 20-121.

6 Монтескье Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. С. 290-296.

7 Цзы Сы. Чигун-Ю о законах духовной жизни или же учение о принципах середины // Конфуций. М., 2004. С. 351.

8 Rosekranz K. Wissenschalt der logischen Idee, zit., Band I.

9 Гегель Г. В. Ф. Философия права / под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М., 1990. С. 279-286.

10 Там же. С. 279-280.

11 Там же. С. 269-271.

12 Мамут Л. С. Карл Маркс как теоретик государства. М., 1979. С. 264.

13 Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 47.

14 Ильин И. А. Теория права и государства. С. 258.

15 Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия: соч.: в 2 т. М., 1990. Т. I. С. 281-286.

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Политическая основа современного социального государства
демократические политические институты, опирающиеся на развитое гражданское общество
эффективная деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность государства
сильная властная вертикаль
авторитарная политическая система, в которой властные полномочия концентрируются в руках узкой группы лиц

2. Гражданское общество – это …
совокупность относительно независимых от государства отношений и институтов, в которых граждане реализуют свои интересы, в т.ч. в политической сфере
синоним политической демократии
идеальное безгосударственное устройство общественной жизни
переходный этап от авторитаризма к демократии

3. Элемент социальной структуры общества, составляющий, по мнению многих специалистов, социальный фундамент социального государства
средний класс
политическая и экономическая элита
молодежь
рабочий класс
маргинальные слои
интеллигенция

4. Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс» состоит в …
малой численностью этой социальной группы
отсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности
радикальная политическая настроенность представителей этой группы

5. Официальная социальная политика в период 1990-х гг. в Российской Федерации была связана …
с выравниванием социально-экономических различий между различными слоями населения
с целенаправленным формированием общества социальной справедливости
с целенаправленным формированием постиндустриального общества
со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

6. Электоральная политика – это …
деятельность власти, направленная на обеспечение поддержки власти со стороны избирателей во время выборов
деятельность субъектов политической системы по мобилизации населения для участия в выборах
синоним избирательного законодательства
избирательная поддержка государством определенных социальных групп

7. Социальная структура общества – это …
совокупность различных общественных групп и связей между ними
синоним социального неравенства
подсистема общества, в которой происходит перераспределение национального дохода
классово-экономическое деление общества

8. В развитых странах средний класс включает в первую очередь …
представителей малого и среднего бизнеса и высококвалифицированных наемных работников
граждан со средним уровнем дохода
только малых и средних предпринимателей
граждан, получающих социальные пособия

9. Нормативное разделение ответственности за социальную политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что …
государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии социальной поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам
законодательное закрепление функций негосударственных субъектов социальной политики (работодателей, профсоюзов, благотворительных организаций и т.п.)
целенаправленное формирование определенной социальной структуры общества
перекладывание основной ответственности за социальную поддержку малоимущих слоев населения на бизнес

10. В период 2000-2008 гг. в Российской Федерации …
была восстановлена доминирующая роль государства в социальной политике;
произошел возврат к советской модели социальной политики
установлена система с доминирование негосударственных субъектов социальной политики

11. Экономическая основа современного социального государства
рыночная экономика с развитым государственным регулированием её функционирования
государственная собственность на основные средства производства
информационный сектор экономики
свободная рыночная экономика с минимальным участием государства

12. Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства
свобода
справедливость
солидарность
порядок
безопасность
религиозность

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Государство всеобщего благосостояния
модель социального государства, получившая распространение в развитых странах после Второй мировой войны
синоним социального государства
модель социального государства в странах «реального социализма» (СССР, ГДР и др.)

2. «Классическим» опытом создания социального государства в современном мире принято считать …
модель социального государства в скандинавских странах
англо-американскую модель
советский опыт социальной политики
практику создания социального государства в странах Восточной Азии

3. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан в …
Хельсинки в 1975 г.
Сан-Франциско в 1945 г.
Женеве в 1999 г.
Кэмп-Дэвиде (США) в 1979 г.

4. Омбудсмен – это …
уполномоченный по правам человека в ряде государств
активист правозащитного движения
лидер политической партии
руководитель государственного ведомства, отвечающего за проведение социальной политики

5. Либеральная модель социального государства и социальной политики в первую очередь предполагает …
активное вмешательство государства в распределение доходов
минимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы
тотальный контроль над всеми сторонами жизни граждан
равное распределение ответственности за поддержку социально не защищенных слоев населения между государством и бизнесом

6. Соответствие модели социального государства и её основной характеристики
Основная и активная роль государства в социальной поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)
Сочетание государственной и корпоративной социальной политики Континентально-европейская (смешанная)
Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)
Государство – единственный субъект социальной политики Социалистическая (Куба, КНР, КНДР)

7. Основные тенденции в изменении социального государства
снижение роли государства в социальной политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)
повышение роли государства в социальной политике
стимулирование граждан к профессиональной самореализации
рост государственной опеки и контроля над слабо защищенными слоями населения

8. Субсидиарность – это …
форма солидарной ответственности, которая возлагает необходимость граждан самостоятельно обеспечивать свое экономическое благосостоянии
финансирование социальных программ государством
полный контроль государства над отношениями работодателей и работников

9. Юридическое закрепление статуса Российской Федерации как социального государства содержится в …
Федеративном договоре 1992 г.
Ст.7 Конституции Российской Федерации
специальном Федеральном конституционном Законе
в международных соглашениях, подписанных и ратифицированных РФ

10. Патернализм – это …
государство берет на себя активную роль в социальной поддержке и защите граждан
тотальный контроль государства за гражданами
адресная социальная поддержка
социальная защита населения, которая прямо увязывается с требованием политической лояльности

11. Впервые конституционное закрепление понятие «социальное государство» получило в …
Конституции ФРГ
Конституции СССР
Конституции США
Конституции Франции

12. Основные акторы социальной активности, направленной на обеспечение прав человека
институты государства
институты гражданского общества
малый и средний бизнес
граждане государства

13. Характерная черта корпоративной модели социального государства (Германия, Франция, Япония и др. страны) характеризуется …
солидарной ответственностью государства, работодателей (бизнеса) и работников за решение социальных проблем
основной нагрузкой в решении социальных проблем на бизнес
основной нагрузкой в решении социальных проблем берет на себя гражданское общество
основной нагрузкой в решении социальных проблем на государство

14. Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в … году.
1952
1979
1945
1989

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

Цель политики с точки зрения Аристотеля:
безопасность государства
справедливость (общее благо)
счастье каждого человека
всеобщее равенство

«Классическим» опытом создания социального государства в современном мире принято считать …
советский опыт социальной политики
практику создания социального государства в странах Восточной Азии
модель социального государства в скандинавских странах
англо-американскую модель

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому — по его труду» сформулировал …
А. Сен-Симон
К. Маркс
Т. Мор
Р. Оуэн

Экономическая основа идеального государства, с точки зрения Т. Мора — …
частная собственность
государственное регулирование рынка
«военный коммунизм»
отмена частной собственности

Политические проблемы современного светского демократического государства:
неравномерность представительства социальных групп граждан в работе политических институтов
однопартийная система и тотальный контроль народных масс
политика равных минимальных социальных гарантий для всех слоёв населения
ограниченность и династичность правящих социальных групп и коррупция

Кто является основоположником понятия социального государства?
Л. Фон Штайн
Маркс
Гегель
Кант

Социальное государство признает высшей ценностью …
отдельные социальные группы
гражданина данного государства
человека, живущего на территории данного государства
правящий класс общества
общество в целом

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства:
свобода
порядок
солидарность
справедливость
безопасность
религиозность

Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени сегодня ориентирована …
оказание помощи депрессивным регионам
участие в реализации социальных программ федерального уровня
на развитие персонала предприятий
поддержку малоимущих слоев населения

Во внутренней жизни страны социальное государство реализуется в …
социальной политике
внутренней политике
конституционно-правовых нормах
бюджетной и налоговой политике

Социальная ответственность государства находит свое выражение в проведении эффективной социальной политики в интересах …
всех членов общества
малоимущих слоев населения
представителей малого бизнеса
политической элиты общества

Государство всеобщего благосостояния — это …
модель социального государства, получившая распространение в развитых странах после Второй мировой войны
модель социального государства в странах «реального социализма» (СССР, ГДР и др.)
синоним социального государства

Читайте также: