Алые паруса лифт провалился пол дочь известного

Обновлено: 01.05.2024


18 апреля в Москве начнется судебное разбирательство по громкому делу о гибели дочери телеведущего Евгения Кочергина, 36-летней Ирины Володиной в результате крушения лифта в московском ЖК «Алые паруса». По версии обвинения, в трагедии, случившейся 14 января 2016 года, целиком и полностью виноват обслуживавший этот лифт электромеханик Алексей Белоусов. Однако в деле есть немало моментов, указывающих на то, что произошедшее — не трагическая случайность, а закономерная ошибка, к которой привела халатность многих лиц, ответственных за безопасную работу лифтов в одном из самых престижных жилых комплексов Москвы. «Лента.ру» расследовала эту историю.

Смерть в «Алых Парусах»

Авария в лифте ЖК «Алые Паруса» (дом №79 по Авиационной улице в районе Щукино) произошла 14 января 2016 года в 11:20. По исходной информации, у кабины отвалилось дно из-за резкой остановки. Пассажирка Ирина Володина упала в шахту с седьмого этажа и разбилась насмерть. Сообщали еще об одном погибшем — мужчине, однако позже эта информация не подтвердилась.

Почему в Москве падают лифты О двух погибших в «Алых парусах» и причинах трагедии

«Дочь ценой своей жизни показала проблему лифтов в ЖК "Алые паруса"», — говорил вскоре после аварии отец погибшей, Евгений Кочергин. По его словам, Ирина Володина входила в инициативную группу, выступавшую за замену лифтов в жилом комплексе. У нее остались двое несовершеннолетних детей. Один из них вместе с няней в момент падения лифта, в котором была его мать, находился в соседней кабине.

После аварии супруг Ирины Володиной, Алексей, дал показания следователям (они есть в обвинительном заключении, которое имеется в распоряжении «Ленты.ру»).

«Примерно с 2012 года появилась проблема с закрыванием дверей лифта при сильном ветре, который двигался со стороны гаража и подъезда. (. ) Более того, при движении лифтов, в том числе лифта, потерпевшего крушение 14.01.2016, примерно на 6-8 этажах лифт начинало болтать, издавая громкие звуки скрежета и соударения, что вызывало серьезные опасения жителей. По данным фактам жители комплекса писали многочисленные жалобы, на которые управляющая компания — ООО "ДС Эксплуатация" реагировала формально и в недостаточном объеме. По сути, они абстрагировались от решения данной проблемы, перекладывая ответственность на фирму, обслуживавшую лифты», — отмечалось в показаниях Алексея Володина.

По предварительным данным Следственного комитета России (СКР), катастрофа случилась из-за «технической неисправности и разлома кабины» подъемника. Было возбуждено уголовное дело по статье 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

В поисках виновных

Утром 15 января 2016 года в столичном управлении Следственного комитета России (СКР) сообщили о задержании электромеханика Алексея Белоусова — сотрудника компании ООО «Лифтгарант», отвечающей за техническое обслуживание лифтов в ЖК «Алые паруса».

Как следует из обвинительного заключения, 13 января 2016 года, в день накануне аварии, Белоусов произвел осмотр рокового лифта по заявке диспетчера, который сообщил о неполадках в работе подъемника. Однако электромеханик «не установил причины неисправности лифта и возвратил его в режим «нормальная работа» — основной эксплуатационный режим для перевозки грузов и пассажиров».

В день задержания суд заключил Белоусова под стражу до 14 марта, а 22 января в СКР проинформировали о предъявлении ему обвинения по части 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни потребителей, повлекшее по неосторожности смерть человека»).


Фото: архив семьи Алексея Белоусова

20 февраля 2016 года были возбуждены уголовные дела по все той же статье 238 УК РФ в отношении руководства двух компаний, отвечающих за эксплуатацию лифтов в элитном жилом комплексе. В СКР отметили, что инцидент произошел в «результате недобросовестного отношения к своим обязанностям руководителей и работников компаний "ДС Эксплуатация" и "Лифт-гарант"».

«Застройщик "Алых парусов" — компания АО «Дон-Строй Инвест». У нее собственная обслуживающая компания — "Донстрой (ДС) Эксплуатация". Идея проста: человек покупает квартиру в одном из престижных ЖК от застройщика — и вообще не заморачивается с содержанием домового хозяйства, оно как бы идет в комплекте. Именно "ДС Эксплуатация" заключала напрямую договор с собственниками жилья в ЖК "Алые паруса" об оказании услуг по содержанию и обслуживанию объектов общего пользования, в том числе лифтов. Однако вместо того, чтобы обслуживать их самостоятельно, ее сотрудники заключили контракт с подрядчиком, компанией "Лифтгарант", где якобы работал Алексей Белоусов. После трагедии АО «Дон-Строй Инвест» сменил обслуживающую компанию для своих объектов: теперь это не "ДС Эксплуатация", а Smart Service. Впрочем, на сайте легко можно увидеть, что сменилось лишь название», — рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией.

На сайте застройщика можно найти подтверждение этой информации. «Управляющая компания "СМАРТ СЕРВИС" (прежнее наименование — "ДС Эксплуатация") специализируется на обслуживании жилых комплексов классов Business, Premium, De Luxe в Москве», — отмечается там.

Системная ошибка

То, что проблемы с лифтами в «Алых парусах» куда глобальнее, чем роковая неисправность одного подъемника, установила проверка Ростехнадзора от 3 февраля 2016 года (соответствующий акт имеется в распоряжении «Ленты.ру»). Согласно отчету надзорного ведомства многие лифты в ЖК были сильно изношены или находились в аварийном состоянии.

В документе отмечалось, что в некоторых подъемниках «выведены из действия электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв или относительное перемещение (ослабление) тяговых элементов», оборудование ряда лифтов, находящееся в машинных помещениях, не защищено от воздействия внешних факторов, и там не соблюдается температурный режим.

«На канатоведущем шкиве (КВШ) и электродвигателях главных приводов лифтов №№ (. ) демонтированы металлические ограждения, предусмотренные изготовителем. На лифтах №№ (. ) имеется консистентная смазка и грязь на КВШ. Не исключено спадание тяговых канатов, с направляющих элементов, (отводных блоков лебедок) лифтов №№ (. )», — отмечали в Ростехнадзоре.


Также специалисты Ростехнадзора выявили, что некоторые пассажирские лифты использовались не по назначению («На лифтах перевозят строительный материал и мусор»). Словом, все указывало на то, что авария, в которой погибла Ирина Володина, — системная ошибка. Однако единственным обвиняемым в уголовном деле до сих пор остается Алексей Белоусов. 9 декабря 2016 года в СКР сообщили о том, что расследование завершено.

По версии следствия, к смертельной аварии привело некачественное аварийно-техническое обслуживание Белоусовым лифтов в одном из домов ЖК «Алые паруса».

«В ходе расследования были назначены шесть комплексных судебных криминалистических экспертиз и судебно-медицинская экспертиза, выводы которых позволили установить причинно-следственную связь между действиями обвиняемого и произошедшей аварией», — отметили в СКР.

15 марта в ведомстве заявили, что дело Белоусова передается в суд. Начало рассмотрения намечено на 18 апреля.

Загадки следствия

«В расследовании гибели Ирины Володиной в "Алых парусах", несмотря на весь общественный резонанс, много темных пятен. К примеру, камеры, установленные в лифте, почему-то отключились в 11:00 14 января 2016 года — всего за 20 минут до аварии. Кроме того, в лифте марки OTIS, где произошла трагедия, есть специальная плата: на ней даже при полном отключении электричества записываются коды десяти последних ошибок, сбоев в оборудовании. Но следствие не приняло ее во внимание», — говорит источник «Ленты.ру».

По его словам, машинное отделение рухнувшего лифта по непонятным причинам было опечатано лишь через десять дней после катастрофы, 24 января. При этом в материалах уголовного дела нет его фотографий: работавшие там следователи не смогли их сделать из-за внезапной поломки фотоаппарата. Но после того как осмотр машинного отделения все-таки состоялся, детали рухнувшего лифта — фактически вещественные доказательства — по странному стечению обстоятельств были оставлены до проведения экспертиз на ответственном хранении у компании «ДС Эксплуатация». А в отношении ее руководства 20 февраля 2016 года возбудили уголовное дело в связи с гибелью Ирины Володиной.



Фото: архив семьи Алексея Белоусова

«Чтобы найти виновных в гибели Володиной, следствию нужно было понять причину крушения лифта. Вначале речь шла о комплексной экспертизе аварии. Но потом следствие избрало другой путь: были проведены шесть экспертиз отдельных деталей. Эти исследования так и не дали ответа на главный вопрос: что все-таки случилось с лифтом?» — отмечает источник «Ленты.ру».

По его словам, в материалах дела есть лишь мнения экспертов о причинах аварии.

Как следует из комментариев экспертов (имеются в распоряжении «Ленты.ру»), около 11:20 14 января 2016 года Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.

«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечает один из специалистов Ростехнадзора.

В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.

Молодой да крайний

Как следует из материалов дела Алексея Белоусова, он не получал образования в профессиональном техническом училище по какой-либо специальности. При этом следствие установило, что Белоусов все же обладает специальным образованием для обслуживания лифтов, поскольку закончил курсы в учебном центре «УККОМ» и проходил стажировку с начальниками участков. При этом специальные курсы, необходимые непосредственно для работы на лифтах OTIS модели «Европа 2000» (именно в таком и произошла авария 14 января 2016 года) Белоусов не проходил и не изучал инструкцию таких подъемников.


Фото: архив семьи Алексея Белоусова

По словам невесты подсудимого Анастасии Красеньковой, в ходе следствия выяснилось немало странного в работе ее жениха в качестве электромеханика «Алых парусов». Так, профессиональное удостоверение было выдано Алексею Белоусову 24 июня 2014 года. Однако на момент аварии оно было недействительно, поскольку Белоусов в установленном законом порядке не был направлен на переаттестацию. Кроме того, для работы с современными лифтами каждый электромеханик обязан получать как минимум третью квалификационную группу по электробезопасности, которой у Алексея не было. Он не имел права работать с напичканными электроникой лифтами OTIS. Не проходил обвиняемый и обучение в сфере охраны труда, необходимое для всех работающих с лифтами и подъемниками.

«График работы с лифтами строится на плановых технических обслуживаниях (ТО). С даты выпуска лифт должен проходить ежемесячное, ежеквартальное, полугодичное и ежегодное ТО. В каждое из них для поддержания безопасной эксплуатации специалисты должны менять определенные расходники и детали, которые постепенно изнашиваются. Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график ТО, но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняет Анастасия Красенькова.

Кроме того, адвокатами Алексея Белоусова установлено, что обвиняемый вообще не работал в компании ООО «Лифтгарант», обслуживавшей лифты в «Алых парусах». Трудовой договор с Алексеем был заключен другим ООО, возглавляемым другим руководителем. Как выяснилось, объединяет их лишь общий учредитель. Поэтому с юридической точки зрения Белоусов не мог быть ответственным за техническое обслуживание лифтов в «Алых парусах».

«Это, безусловно, вопиющие факты — но важно то, что в "Алых парусах" почему-то допустили Алексея к обслуживанию своих лифтов. Неужели в "ДС Эксплуатация" никто не поинтересовался, каких работников предоставляет подрядчик? Более того, техническое освидетельствование подъемников жилого комплекса проводил инженерный центр «НЕТЭЭЛ», который также не обратил внимания на квалификацию Алексея. Как же работали "ревизоры", если у них не возникло претензий к Белоусову? Вдобавок, по информации Ростехнадзора, сотрудники «НЕТЭЭЛ» не проводили испытания лифта, где произошла смертельная авария, при выдаче разрешения на его дальнейшую эксплуатацию», — возмущается Анастасия Красенькова.

По ее словам, Алексея задержали на основании показаний свидетелей и потерпевших, ни допросов, ни имен которых в материалах дела нет. Более того — авария произошла не в его смену: он сдал смену напарнику в 7 утра, а Ирина Володина погибла около 11:20. Однако, отмечает Красенькова, к напарнику Алексея у следствия вопросов не было.

Параллельно с СКР свое собственное, техническое следствие вел Ростехнадзор. Вместо одного месяца, положенного по закону, оно длилось год. Но причину аварии эксперты так и не установили.

Алексей Белоусов

Хорошевский суд Москвы огласил приговор электромеханику жилого комплекса «Алые паруса» Алексею Белоусову по делу о гибели 36-летней Ирины Володиной — дочери телеведущего Евгения Кочергина. На кабину лифта, в которой спускалась женщина, рухнул оторвавшийся противовес. От полученных травм Володина скончалась на месте. Белоусов признан виновным и осужден на 3,5 года колонии общего режима. Ранее прокурор потребовал для Белоусова четыре года лишения свободы.


Выплату компенсации потерпевшим рассмотрят отдельно

В ходе судебных прений были заявлены гражданские иски Алексею Белоусову со стороны потерпевших на общую сумму три миллиона рублей: два из них — Алексею Володину (мужу погибшей Ирины), еще один миллион — отцу погибшей Евгению Кочергину.

«Прошу удовлетворить частично — по 500 тысяч рублей по каждому заявленному иску», — резюмировала прокурор, сославшись на материальное положение обвиняемого.

Как пояснили «Ленте.ру» в пресс-службе Хорошевского суда Москвы, в рамках рассмотрения уголовного дела Алексея Белоусова эти иски не рассматривались; их предложено рассмотреть в порядке гражданского судопроизводства.

Авария произошла за считаные секунды

Как ранее сообщала «Лента.ру», из комментариев экспертов по уголовному делу следует, что 14 января 2016 года около 11:20 Ирина Володина вошла в лифт OTIS в одном из корпусов ЖК «Алые паруса». Кабина спускалась вниз с восьмого этажа, однако по неизвестным причинам (возможно, из-за износа или дефектов) сработали ловители — устройства, намертво фиксирующие кабину в шахте в случае нештатной ситуации. Одновременно с ловителями должны были сработать два элемента системы безопасности лифта: один — на крыше кабины, и еще один — устройство контроля слабины подъемных канатов (СПК). Если бы они сработали, лебедка бы остановилась, но этого не произошло, и противовес массой около тонны стал подтягиваться вверх внутри шахты при стоячей кабине.

Капсула смерти Расследование: что привело к крушению лифта в «Алых парусах»

«Через некоторое время произошло проскальзывание канатов на канатоведущем шкиве лебедки, и противовес под действием собственного веса двинулся вниз с ускорением», — отмечал один из специалистов Ростехнадзора.

В какой-то момент несущийся вниз к кабине противовес израсходовал всю длину канатов: произошел резкий рывок, его рама разрушилась, и вниз полетели тяжелые чугунные чушки (основа противовеса). Они буквально бомбардировали намертво закрепленную в шахте кабину лифта, из-за чего та разрушилась, и Ирина Володина упала вниз. По словам источника, женщина за считаные секунды до своей гибели пыталась связаться с диспетчерами: связь была установлена, но сказать что-то Володина не успела.

В Ростехнадзоре заявляли об аварийном состоянии лифтов элитного ЖК

15 марта 2016 года Ростехнадзор опубликовал данные об изношенности лифтов в «Алых парусах». В акте надзорного ведомства, на который ссылались в ТАСС, отмечалось, что в лифтах «выведены из строя электрические устройства безопасности, контролирующие обрыв тяговых элементов», некоторые подъемники не защищены от воздействия внешних факторов, в них не соблюдаются температурный и осветительный режимы.

Почему в Москве падают лифты О двух погибших в «Алых парусах» и причинах трагедии

«На канатоведущем шкиве и электродвигателях главных приводных лифтов демонтированы металлические ограждения, имеется грязь, не исключено спадание тяговых канатов с направляющих элементов, износ несущих канатов», — говорилось в документе.

Некачественные услуги

Механик признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть человека»). По версии следствия, в результате действий Белоусова в ЖК «Алые паруса» 14 января 2016 года произошло обрушение конструкций одного из лифтов.


Осужденный не признал свою вину

Адвокат потерпевшей стороны Сергей Булаев сообщал ТАСС, что Белоусов, выступая 13 сентября в суде с последним словом, не признал вину и просил вынести оправдательный приговор, «так как считает себя непричастным к трагедии». «Выступая сегодня с последним словом, Белоусов формально выразил родственникам соболезнования о случившемся, а своей вины не признал», — отмечал Булаев.

Механик — не единственный фигурант резонансного дела

В том же декабре 2016 года сообщалось, что следствие планирует привлечь к уголовной ответственности не только работника, чьи действия прямо привели к трагедии, но и лиц из числа его руководства, дело в отношении которых выделено в отдельное производство.

«Насколько мне известно, для лифта, где погибла Ирина Володина, вообще отсутствовал не только график технического обслуживания (ТО), но и журнал, подтверждающий его проведение. Как он обслуживался — толком никто не знает. При этом Алексей Белоусов в соответствии со своей неподтвержденной квалификацией по закону мог проводить лишь технический осмотр, но никак не обслуживание, а тем более ремонт подъемника», — объясняла «Ленте.ру» ситуацию в «Алых Парусах» невеста осужденного Анастасия Красенькова.

Специалисты объяснили, из-за чего мог рухнуть лифт в элитном доме на северо-западе Москвы. Фото: ВЕСТИ.РУ

В Москве продолжается расследование падения лифта в жилом комплексе «Алые паруса». Напомним, ЧП произошло днем 14 января. Кабина по непонятной пока причине рухнула в шахту с высоты 7 этажа. В этот момент в ней находилась местная жительница Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Женщина скончалась на месте. Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье «оказание работ, не отвечающих требованиям безопасности». В пятницу утром задержали электромеханика Алексея Белоусова из компании «Лифт Гарант», которая в «Алых парусах» отвечала за работу лифтов.

15 ГА БЛАГОСЛОВЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

«Алые паруса» - место шикарное. Один из символов столичной роскоши. Монументальные такие высотки, из окон которых открываются красивые виды на излучину Москва-реки. В теплое время так вообще красота. Вокруг зелень, огромное синее небо над горизонтом. Двухуровневая набережная с каскадами фонтанов, к здешней пристани время от времени пришвартовываются яхты. Вертолетная площадка на крыше одного из зданий. В корпусах - собственный аквапарк при элитном фитнес-центре, бассейн с искусственной волной, спа-салоны, магазины. В общем, 15 гектаров благословенной территории, огороженной от внешнего мира.

Разрушения в шахте лифта. Фото: ВЕСТИ.РУ

Элитный жилой комплекс начали заселять с 2003 года. Квартиры здесь и сейчас одни из самых дорогих в столице. Даже в кризис самое скромное жилье, однушки квадратов в 70, уходит по 35-40 миллионов рублей. 3-комнатные - под 100 млн., 4- и 5-комнатые - за 120 млн.

Живут здесь, сами понимаете, люди небедные. Но если почитать форум, который жильцы завели для обсуждения «косяков» управляющей компании. Жалобы на охрану, дворников, плохой напор воды в кране, неприятный запах из канализации. И много жалоб - на лифты, которые то якобы ездят с полузакрытыми дверями, то вообще неделями отключены. (См. рубрику «Кстати»). Странная какая-то картинка получается. Жилой комплекс - элитный. А проблем у жильцов, как у обычного пролетариата.

После ЧП с лифтом «Алые паруса» ушли в глухую оборону. Территория по всему периметру огорожена забором метра в 2 с половиной высотой. Пройти-проехать можно только через два КПП. Пару лет назад мы делали материал про аренду элитных квартир - в «Алых парусах» сдавались несколько. Цена вопроса: от 750 тысяч рублей до миллиона. В месяц. Я приехал под видом потенциального клиента вместе с риэлтором. Тогда у нас даже документы не посмотрели. Сопровождавший меня мужчина сказал охраннику, что приехал квартиру показывать. И нас пустили. А теперь попасть за забор можно только при личном звонке владельца квартиры на пульт охраны.

В результате крушения лифта погибла Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Фото: 1 канал

В результате крушения лифта погибла Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Фото: 1 канал

- Многих серьезно раздражает, что столько в наших корпусах проблем с ЖКХ, - говорит мне выходящая у КПП из внедорожника женщина лет сорока. - У меня небольшая квартира. Ежемесячно плачу за обслуживание около 25 тысяч рублей месяц. Знаю, есть соседи, которые и по пятьдесят тысяч платят, и по семьдесят. Лифты? Да с ними тут вечно что-то не так.

НА КАБИНУ РУХНУЛИ 1,5 ТОННЫ МЕТАЛЛА?

«Комсомолке» удалось найти электромеханика компании «Русстиль», которая несколько лет назад обслуживала в «Алых парусах» лифты. Сергей жалуется, что их техническое состояние оставляло желать лучшего. (Запись разговора есть в редакции).

- Эти лифты смонтировали еще при строительстве здания (первые корпуса «Алых парусов» начали заселять в 2003 году, - Авт.). Никто их никогда не менял, - говорит мужчина. - Когда мы в 2012-м начали работу, они все были в запущенном состоянии. На восстановление лифтов у нас ушло около года.

По словам Сергея, у многих лифтов были проблемы с направляющими противовеса. (Противовес - это груз, который необходим для уравновешивания системы спуска-подъема кабины. Он тоже находится в лифтовой шахте и движется на противоходе: кабина - вверх, груз - вниз, и наоборот. А направляющие противовеса - это вертикальные «рельсы», которые не дают ему отклоняться от траектории).


- В «Алых парусах» проблема была в том, что направляющие противовеса очень тонкие, - продолжает электромеханик. - Из-за этого при просадке здания их сильно выгибало. В принципе, просадка во всех зданиях присутствует. Обслуживающим компаниям часто приходиться выпрямлять направляющие по всей Москве.

По мнению специалиста, все основные версии трагедии могут быть связаны только с направляющими противовеса. Он с коллегами считает, что груз просто соскочил со своих рельс. По одной из версий, заваливающийся противовес столкнулся с кабиной, которая в этот момент ехала вниз. Скорость приличная, 3 метра в секунду. Кабина лифта весит около тонны, противовес в полтора раза тяжелее. Сильнейший удар в днище кабины - и обломки металла вместе с пассажиркой летят вниз. Эта версия, кстати, популярна и на форумах механиков лифтов. Но есть и другая. Более стройная.

- Вот, все говорят, что кабина начала падать с седьмого этажа. Но в том корпусе этажей 30 (точнее 27, - Авт.). Получается, противовес с кабиной мог столкнуться только в районе 15 этажа, то есть ровно посередине высоты здания. Возможно, груз высыпался и упал на кабину наоборот сверху.

Несложно подсчитать, что в таком случае металлические «кирпичи» падали с высоты 20 этажа.

- В том корпусе стоят лифты французской фирмы «Отис», - говорит Сергей. - Это один из крупнейших мировых производителей. Но металл у кабин очень тонкий. Как консервная банка.

Но тогда возникает другой вопрос. В нижних углах кабины есть так называемые «ловители» - башмаки, которые в случае аварии не дают лифту сорваться с большой высоты. Почему в таком случае не сработали они? Сейчас с этим разбираются следователи.

- У жильцов дома, как выясняется, к лифтам за последние годы было много претензий. Лифт, который упал, был самым проблемным?

- С направляющими практически у всех были проблемы. Но мы за год все устранили. А потом управляющая компания провела новый тендер и обслуживанием стал заниматься «Лифт Гарант». Когда мы им передавали лифты, все было исправно, все работало. Но «Лифт Гарант» - это крупная компания. У них большой штат. Как только они тендер выиграли, нагнали в «Алые паруса» своих механиков. В комплексе каждый день по 2-3 человека присутствовали. А то, что жители жаловались - к сожалению, жалобы есть везде.

«Комсомолка» следит за развитием событий.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Дело в халатности управляющей компании?

- Жители постоянно обращали внимание на плохую работу лифтов, писали на порталы, но реакции не было, - рассказал Радио «Комсомольская Правда» глава комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России Сергей Чернышов. - У нас введено лицензирование управляющих компаний. И они несут ответственность перед жильцами в том числе за услугу безопасной эксплуатации лифта. Другой вопрос, что обслуживание лифтов осуществляют специализированные организации. Ежемесячно должно проводиться техническое обслуживание лифта, обеспечиваться смазка, замена узлов безопасности. И контроль за работой этих организаций должна осуществлять управляющая компания. Если такого нет, это халатное отношение к своим обязанностям.

ВОПРОС ДНЯ

Что нужно сделать в наших домах, чтобы они стали безопаснее?

Галина ХОВАНСКАЯ, депутат Госдумы:

- Только вчера на заседании комитета обсуждали состояние лифтов по всей стране. Есть регионы, где у половины подъемников истек срок эксплуатации. Их надо менять, а это сложная и дорогостоящая процедура, около 1,5 миллиона рублей. Несмотря на сложную финансовую ситуацию, будем находить деньги на решение этой проблемы вместе с регионами, гражданам самим не набрать нужную сумму за короткий период.

Анатолий ВАССЕРМАН, известный интеллектуал:

- Сейчас действует только «экономическая теория» по извлечению прибыли из всего. Даже с ремонтов лифтов. Нужны радикальные преобразования в госструктурах.

Зоя ЗОТОВА, депутат Мосгордумы:

- Нужно сейчас срочно обследовать дома, где не производилась замена лифтов. И в целом контролировать прием работ после любого ремонта в домах. Комиссии должны не формально подписывать акты, а сами подниматься на крыши, опускаться в подвалы. И уж если подписи поставили, то нести реальную ответственность.

Илья ЕСАКОВ, менеджер:

- Многое от самих жильцов зависит. У нас недавно состояние домового газопровода проверяли и газовых плит в квартирах. Половина соседей не открыли двери, а случись что - чиновники будут виноваты.


Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель Московской Хельсинкской группы:

- Управляющие компании должны выполнять свою работу добросовестно. Моя, например, тоже безобразничает. Снег с крыши сгребают, если только старший по дому с ними поскандалит. Вовремя не напомнить им, так потолки начинают течь. Деньги с нас гребут, а работать аккуратно не могут. Есть претензии у людей, и обоснованные.

- Мы создали ТСЖ и сами за порядком в доме следим. Заменили окна в подъездах, поставили датчики, которые свет включают, только когда кто-то идет. Оплачиваем консьержей, уборку. И представьте, дешевле получается, чем если бы управляющая компания нас обслуживала.

МЕЖДУ ТЕМ

Механик лифтов не считает себя виновным в гибели женщины в ЖК "Алые Паруса"

Хорошевский суд Москвы в пятницу, 15 января, удовлетворил ходатайство следователей об аресте электромеханика Алексея Белоусова, который проходит по делу гибели женщины в лифте жилого комплекса «Алые Паруса» на северо-западе столицы. Напомним, что 36-летняя Ирина Володина (дочь диктора Центрального телевидения Гостелерадио СССР Евгения Кочергина) погибла 14 января при падении лифта. По версии следствия, трагедия произошла вследствие технической неисправности и разлома кабины лифта (подробности)

Информация об обнаружении второго тела в шахте лифта ЖК "Алые паруса" не подтвердилась

По предварительным данным сообщалось, что второй погибший - это мужчина. Но, как удалось выяснить "КП", данные об обнаружении второго трупа в шахте лифта оказались ошибочными. (подробности)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В Москве задержали механика, отвечающего за техобслуживание лифта в ЖК «Алые паруса», где погибла женщина

Московские следователи продолжают выяснять обстоятельства, при которых 14 января произошла трагедия в ЖК "Алые паруса" на Авиационной улице.

Вследствие технической неисправности и разлома кабины лифта там погибла 36-летняя Ирина Володина. Она являлась дочерью диктора Центрального телевидения Гостелерадио СССР Евгения Кочергина. По версии следствия, падение лифта произошло из-за обрыва троса (подробности)

Дочь телеведущего Евгения Кочергина погибла в лифте в ЖК «Алые паруса»

Трагедия произошла в четверг днем в одной из пяти высоток жилого комплекса «Алые паруса», что на Авиационной улице на северо-западе столицы. Ирина Володина, дочь известного советского телеведущего Евгения Кочергина, собиралась на прогулку с двумя детьми. Вместе с няней помогла им одеться. Вышли к лифтам. Ирина вызвала кабину. Дети с няней замешкались, а Ирина начала заходить в лифт. (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

Мама двоих детей скончалась на месте

По словам специалистов, трагедия в элитном доме на северо-западе Москвы, - срез нынешнего состояния лифтового хозяйства в России. Напомним, 14 января в элитном жилом комплексе с высоты 7 этажа рухнул лифт. Погибла ехавшая в нем 36-летняя Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Мама двоих детей скончалась на месте.

Сегодня ситуация такова: за многочисленными фирмочками, которые выигрывают тендеры на обслуживание лифтов в домах, по сути и следить-то некому.

Равно как у государства нет механизмов контроля за лифтовыми компаниями в связи с отменой лицензирования, также и управляющие организации не в состоянии проверять работу подрядчиков , выполняющих сложную наладку и настройку.

- В 2013 году лифты постановлением Правительства вывели из прямого контроля государства, - напомнил «Комсомолке» вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. - Видимо, посчитали, что 10 смертельных случаев в год на 500 тысяч лифтов - это немного. Раньше был штат инспекторов, которые контролировали, в каком состоянии тот или иной лифт, кто имеет допуск к его обслуживанию, где этот человек учился. А потом на территории Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, - Авт.) ввели европейскую систему регулирования. Теперь у нас есть Регламент, где все очень обтекаемо написано: лифт надо эксплуатировать, подпускать к нему квалифицированный персонал и осуществлять техобслуживание. По идее, каждая страна должна помимо Регламента ввести собственные методики контроля. Но у нас такой методики до сих пор нет. При этом наши партнеры сохранили за своими лифтовыми хозяйствами госконтроль. В Белоруссии этим занимается Белнадзор, в Казахстане - МЧС. Там они до сих пор выдают лицензии на обслуживание лифтов, проверяют, штрафуют нарушителей. А у нас такого нет. За несоблюдение добровольных стандартов не привлечешь. Максимум штрафы.

Разрушения в шахте лифта. Фото: ВЕСТИ.РУ

«ДАТЬ ВСЕ ПОЛНОМОЧИЯ РОСТЕХНАДЗОРУ»

- Какой выход? Нужно вернуть все лифты под контроль Ростехнадзора?

- Да. И дать ему на это все полномочия. Кстати, у нас сейчас даже нет системы учета лифтов, их сейчас никто не считает. Собственники домов через муниципалитеты формально отчитались. На сайте Федеральной службы по аккредитации выставляются декларации соответствия новых лифтов. Но найти в ней конкретный лифт по конкретному адресу невозможно. Нужен документ, который определял бы обязанности обслуживающих компаний и их персонала, обязанности владельцев лифтов. А Ростехнадзору нужно передать контроль над ними. На мой взгляд, это решит 80% нынешних проблем, если не больше.

Погибла ехавшая в лифте 36-летняя Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина

Погибла ехавшая в лифте 36-летняя Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина Фото: Первый канал

пока в списке подозреваемых только один человек: 29-летний электромеханик Алексей Белоусов

пока в списке подозреваемых только один человек: 29-летний электромеханик Алексей Белоусов Фото: Личная страничка героя публикации в соцсети

- А еще жители дома рассказывают, что незадолго до ЧП полы в лифтах выложили кафельной плиткой.

- Не думаю, что это могло стать причиной трагедии. Плитка в лифтах на данный момент не запрещена. Например, в Храме Христа Спасителя лифты вообще мрамором выложены. Да, это немножко утяжеляет кабину, но не критично. Просто на перемещение кабины будет больше тратиться электроэнергии, вот и все.


Из архива «КП»

В шахте подъемника погибла дочь руководителя Гостелерадио

После беды, случившейся в семье известного диктора Центрального телевидения Евгения Кочергина, многие вспомнили, что при похожих обстоятельствах погибла дочь еще одного деятеля советского ТВ. Сергей Лапин возглавлял Гостелерадио больше 15 лет – с июля 1970-го по декабря 1985-го. Но о его личной трагедии долго время знали только самые близкие друзья. В 1979 году в лифте погибла дочь Лапина. Об этом уже после смерти самого Сергея Георгиевича рассказывали его знакомые. Женщина собиралась она прогулку со своией новорожденной дочерью. Нажала кнопку лифта. Когда створки открылись, не глядя стала заходить внутрь спиной, катя за собой коляску. Из-за какого-то технического сбоя кабина остановилась этажом выше. Молодая мама шагнула в пустоту. А коляска с малышкой так и осталась на лестничной площадке.

При падении лучше сесть

Сергей ДЕДОВ, врач-травматолог:

- Чтобы спастись при падении лифта, лучше всего сесть на пол обхватить колени руками - как при жесткой посадке самолета. В этом случае вам удастся избежать осевой нагрузки на крупные суставы ног и спину. Это значит, что при падении вы вряд ли сломаете ноги и позвоночник - как это часто бывает при падении с большой высоты. Ударная нагрузка будет распределена более равномерно. После падения лифта я бы советовал не пытаться выбраться из него самостоятельно: вы наверняка будете травмированы и любые передвижения только усугубят вашу травму. Так что находитесь на месте и ждите помощи врачей. Пусть вас вытаскивают из кабины именно медики - они знают, как это сделать с наименьшими потерями для вашего здоровья.

В сорвавшимся лифте прыжок не спасет

Скорость прыжка человека слишком мала по сравнению со скоростью падающего лифта, и удар смягчается слишком незначительно. К тому же, угадать момент падения очень сложно

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дочь телеведущего Евгения Кочергина погибла в лифте в ЖК «Алые паруса»

Трагедия произошла в четверг днем в одной из пяти высоток жилого комплекса «Алые паруса», что на Авиационной улице на северо-западе столицы. Ирина Володина, дочь известного советского телеведущего Евгения Кочергина, собиралась на прогулку с двумя детьми. Вместе с няней помогла им одеться. Вышли к лифтам. Ирина вызвала кабину. Дети с няней замешкались, а Ирина начала заходить в лифт (подробности)

Суд арестовал механика лифтов по делу о гибели женщины в ЖК «Алые Паруса»

Хорошевский суд Москвы в пятницу, 15 января, удовлетворил ходатайство следователей об аресте электромеханика Алексея Белоусова, который проходит по делу гибели женщины в лифте жилого комплекса «Алые Паруса» на северо-западе столицы. Напомним, что 36-летняя Ирина Володина (дочь диктора Центрального телевидения Гостелерадио СССР Евгения Кочергина) погибла 14 января при падении лифта. По версии следствия, трагедия произошла вследствие технической неисправности и разлома кабины лифта (подробности)

Невеста механика, арестованного после падения лифта: «За ребятами закрепили больше лифтов, чем можно по нормативам»

Родственники и друзья электромеханика, задержанного после ЧП с лифтом на северо-западе Москвы, собираются провести митинг в его защиту. В соцсетях начали собирать деньги, чтобы оплачивать для него адвоката. Напомним, 14 января в элитном жилом комплексе «Алых парусах» с высоты 7 этажа рухнул лифт. Погибла ехавшая в нем 36-летняя Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Женщина скончалась на месте (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +

После ЧП арестовали электромеханика Алексея Белоусова, сотрудника компании «Лифт Гарант»

Расследование громкой трагедии в суперэлитном жилом комплексе на Москва-реке «Алые паруса» растянулось почти на год. В декабре 2016-го следствие закончило работу. Сейчас с материалами уголовного дела знакомится защита единственного обвиняемого - механика Алексея Белоусова.

Напомним, 14 января прошлого года в «Алых парусах» с высоты 7 этажа рухнул лифт. В этот момент в кабине находилась 36-летняя Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Мама двоих детей скончалась на месте.

ПРОБЛЕМА С НАПРАВЛЯЮЩИМИ

После ЧП арестовали электромеханика Алексея Белоусова, сотрудника компании «Лифт Гарант» - он был последним, кто выезжал на сигнал о поломке лифта и ремонтировал его. Все это время 30-летний житель подмосковной Балашихи находится в изоляторе.

Один его бывший коллега, несколько лет обслуживавший тот самый роковой лифт, тогда рассказывал «Комсомольской Правде»:

- В «Алых парусах» у многих лифтов были проблемы с направляющими противовеса. (От автора: противовес - это груз, который нужен для уравновешивания системы спуска-подъема кабины. Он находится в лифтовой шахте и движется на противоходе: кабина - вверх, груз - вниз, и наоборот. Направляющие противовеса - «рельсы», которые не дают ему отклоняться от траектории). В «Алых парусах» проблема была в том, что направляющие противовеса очень тонкие. Из-за этого при просадке здания их сильно выгибало.

В результате крушения лифта погибла Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Фото: 1 канал

В результате крушения лифта погибла Ирина Володина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина. Фото: 1 канал

О той самой просадке здания писали много. Якобы на берегу реки такие тяжелые здания строить никак нельзя было – геология не позволяла. Но официально эту версию никто не комментировал.

«ЭКСПЕРТИЗЫ ШАХТЫ НЕ БЫЛО»

А еще тогда, год назад, сообщали об уголовных делах, возбужденных на руководителей компании, которая обслуживала лифты и следила за их состоянием. Но по факту срок грозит только исполнителю нижнего уровня, механику. «Стрелочника нашли!», - гудят в Интернетах.

Наверное, стоит напомнить: «Алые паруса» - место роскошное. Полностью охраняемая территория с постами охраны, через которые без письменного приглашения жильцов и мышь не проскочит. Двухуровная набережная, пристань для яхт, вертолетная площадка, альпийский ландшафт во дворах, аквапарк, спа-зона и прочие радости. В корпусах - просторные холлы, отделанные мрамором. Прямо сейчас на продажу выставлено несколько квартир. Трехкомнатная (144 «квадрата») – за 70 миллионов рублей. Четырехкомнатная (172 кв. м.) – за 83 млн. Есть предложения и вовсе сумасшедшие. Например, продаются 9-компантные апартаменты с эксклюзивным ремонтом в стиле дворцовой классики (мрамор, дорогие породы дерева, лепнина). 560 квадратных метров. Вид на набережную. Цена вопроса - 279 миллионов рублей. Шикарное место, шикарное. Вот только на постоянные поломки лифтов жильцы жаловались и до аварии, и продолжают жаловаться после.

Кабина по непонятной пока причине рухнула в шахту с высоты 7 этажа

Корреспонденты «КП» несколько раз пытались получить официальные комментарии пресс-службы компании «Дон-Строй» - она возвела этот жилой комплекс, а ее подразделение по сей день является управляющей компанией «Алых парусов». Проводила ли компания внутреннее расследование? Наказан ли кто-то после гибели женщины? Увы, наши вопросы так и остались без ответа.

Между тем, в единоличную вину механика не верит даже отец погибшей женщины, Евгений Кочергин.

- Этот парень – не главное действующее лицо этой трагедии, - заявил журналистам мужчина. – Главные действующие лица - руководители этой управляющей компании…

На днях Алексею Белоусову в очередной раз продлили арест. До 14 апреля.

- На наш взгляд, причина аварии во время следствия так и не установлена, - говорит мне невеста механика Анастасия Красенкова. - Все доказательства следствия основываются на мнении сомнительных на наш взгляд экспертов, но никак не на фактах. Например, не было экспертизы по шахте лифта, которая по словам Алексея искривляла направляющие противовеса из-за просадки дома - он это видел при ремонте. Также у следствия почему-то не вызвало вопросов, что конструкция лифта была видоизменена при начальном монтаже в доме, что не соответствовало стандартам…

УРОКИ ТРАГЕДИИ

- Вина механика в том, что он согласился работать на нечистоплотную, непрофессиональную компанию, - считает вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров. – Его ведь никто не заставлял? Увидел, что там бардак – мог бы сменить место работы. Здесь, к сожалению, нашли крайнего. Фактически за все отвечать должен владелец лифта - управляющая компания. Я, к сожалению, документов не видел, но они, видимо, при оформлении договоров с обслуживающей компанией юридически себя прикрыли. То же самое - с руководителем этой горе-компании, юридически хорошо обставился и всю ответственность спихнул на работника. Кроме того, как я думаю, механик не делал что-то из регламентных работ, а руководство с него и не требовало. Это большая комплексная проблема. Вы же помните недавний громкий случай в поликлинике? (7 декабря прошлого года в поликлинике на улице Заморенова в лифте упала 71-летняя женщина, ей прищемило дверями ноги, а кабина поехала вверх. Пенсионерке пришлось ампутировать поврежденные конечности, - Авт.). Мы подняли историю вопроса. Обслуживающая фирма получила этот объект, потому что на демпинговали цены, опуская стоимость обслуживания на 50% - нормальные компании не могли у них выиграть на аукционе. По документам видно: эта фирма за год выиграла тендеры по 46 объектам, причем большая часть из них – школы, институты, поликлиники, общежития. О качестве работы этой организации говорит один простой факт. Из ее клиентов только два объекта решили продлить договор на следующий год.

Год назад Алексей Захаров жаловался «Комсомолке», что в 2013 году лифтовое хозяйство вывели из-под контроля государства. Вместо контроля специальных инспекторов мы получили некий Регламент, где принципы обслуживания лифтов прописаны формально, очень обтекаемо. И системы учета лифтов (а в одной Москве их по оценкам специалистов больше 160 тысяч штук!) больше нет. Специалисты предлагали вернуть контроль за лифтами Ростехнадзору. Оказалось, после трагедии в «Алых парусах» систему решили восстановить.

- За год было создано и согласовано с профильными министерствами положение «Порядок безопасного использования и содержания лифтов». Буквально перед Новым годом мы внесли его в Правительство. Ожидаем, что к концу января Дмитрий Анатольевич Медведев подпишет его. Ростехнадзор и Минэкономразвития уже получили поручение начать разработку регламентов по учету лифтов. Инспектор Ростехнадзора теперь будет иметь все полномочия для проверки эксплуатации лифта. В документах прописано по пунктам, что обязан делать владелец лифта. Инспектор получит право в случае нарушений даже приостанавливать работу лифта. Раньше у него таких инструментов было. Кроме того, мы предлагаем возобновить учет лифтов – провести полную ревизию тех, которые уже существуют, и которые еще только будут вводиться в эксплуатацию.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Больше 50 человек пострадало в 2016 году в России в инцидентах с участием лифтов.

16 погибли во время эксплуатации лифтов,

13 - во время ремонтных или строительных работ.

(Данные Национального лифтового союза России).

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: