Активная молодежь фундамент успешного государства

Обновлено: 28.04.2024

Как использовать потенциал молодежи в интересах Союзного государства? Ведь инициативных парней и девушек с нестандартным взглядом на решение различных задач немало. Каким образом оказать им поддержку? Проблемам и перспективам развития молодежной политики в Союзном государстве была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся 12 октября в Национальном пресс-центре Республики Беларусь по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Сегодня в Беларуси и России создана нормативно-правовая база молодежной политики, в обеих странах разработаны и выполняются соответствующие социальные концепции и планы. В настоящее время разрабатывается перспектива создания молодежного парламента, под эгидой Союзного государства ежегодно проводится ряд мероприятий, молодежных фестивалей творчества, патриотических смен («Знамя юности», 15.10.10).

«Развитие интеграционных процессов в сфере образования на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений сотрудничества между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, – констатировала газета «Союзное вече» (14.10.10). – От успешности проведения мероприятий в этой области во многом зависит сохранение единого образовательного пространства Союзного государства».

По мнению начальника управления по делам молодежи Министерства образования Беларуси И.Дыль, «белорусская и российская молодежь имеют общие ценностные ориентации» ( www . soyuz . by , 12.10.10). Она отметила, что «молодежная политика Беларуси и России развивается в зависимости от трех факторов: историческая и духовная общность двух народов; единые подходы к формированию молодежной политики и схожесть ценностной ориентации белорусской и российской молодежи», на основе которых строятся все проектные программы.

Большой вклад в установление дружеских отношений между молодежью наших стран вносит Белорусский республиканский союз молодежи. Секретарь Центрального комитета БРСМ А.Костунова «высказала надежду на то, что в трудовом семестре 2011 года, помимо возведения олимпийских объектов в Сочи, где белорусские ребята уже успели потрудиться, наша молодежь сможет поработать на других стройках вместе со своими российскими коллегами» («Знамя юности», 15.10.10).

Парламентарии не только отмечали достижения в молодежной политике Союзного государства, но и отмечали те минусы, которые сегодня еще существуют, и предлагали свои варианты их устранения. Так, Член Комиссии Парламентского собрания по социальной политике, науке и культуре и гуманитарным вопросам В. Зданович заявил, что «в Беларуси и России есть организационные разногласия в моделях образовательных систем, но теоретических нет» ( www . tut . by , 12.10.10). «Мы делали попытку создать единое образовательное пространство, если бы оно было создано, то можно было бы говорить об абсолютно равных возможностях доступа к высшему образованию на территории России и Беларуси, но пока у нас существуют некоторые различия», – констатировал парламентарий ( www . soyuz . by , 13.10.10).

«Нужно искать новые подходы к работе с молодежью, переходить от формализма к более деятельным подходам», – заявил В. Зданович ( www . soyuz . by , 12.10.10, «ТРО Союза», 13.10.10). Парламентарий убежден, что «нужно развивать практико-ориентированные проекты». Как он отметил, в работе с молодежью в настоящее время основной упор делается на политические мероприятия (создание молодежного парламента, например), а также культурно-развлекательные, однако сейчас нужно увеличить число практико-ориентированных молодежных проектов: «это могут быть совместные студотряды, разработки молодых ученых, организация мастер-классов и другие» («БелТА», 12.10.10). «Признавая приоритет образования, и белорусы, и россияне прекрасно понимают, что воспитательный акцент должен присутствовать. Без духовного стержня нашим странам грозит потеря национальных корней, ценностей», – убежден В.Зданович («БелаПАН», 12.10.10).

В.Зданович также предложил расширить практику организации совместных студенческих отрядов с участием ребят из Беларуси и России, увеличить количество научных проектов, предлагаемых академиями наук Беларуси и России для совместной разработки молодыми учеными двух государств. Как он отметил, «неплохо было бы создать белорусско-российский молодежный экипаж, который наряду со всеми принял бы участие в соревновании на уборке зерновых культур» («Минская правда», 21.10.10).

В свою очередь, И.Дыль считает, что в Союзном государстве нужно создать консультативный совет по вопросам молодежной политики. По ее словам, аналогичный орган уже существует в рамках СНГ. «Создание консультативного совета по вопросам молодежной политики будет способствовать укреплению Союзного государства», – убеждена она («Первый национальный телеканал», 12.10.10).

«В рамках Союзного государства на ближайшее время ведется разработка плана действий в сфере молодёжной политики. Его реализация поспособствует целенаправленной и организованной деятельности молодежи двух сторон», – констатировала одна из центральных радиостанций Беларуси «Радиус-FM» (12.10.10).


При помощи эффективной молодежной политики государство может и должно облегчить переход представителей этой возрастной категории от одной ступени к другой, создав условия для своевременного принятия решения, осознания реальности и посильного участия в изменении этой реальности. Молодые люди должны ощущать помощь и поддержку, они также должны испытывать воздействие моральных императивов, предлагаемых посредством правильной организации культурной и духовной жизни. Для этого необходимо избежать характерной ошибки, совершаемой управленцами, верящими во всесилие администрирования. Так, например, среди представителей властной вертикали нередко можно встретить тех, кто считает эффективной практику запрета «чуждых» влияний и «ложных» ценностей. И тех, кто наряду с этим стремится заменить их навязыванием «своих» и «правильных» взглядов или ценностей. Но политика избыточных запретов и навязываний уже доказала свою неэффективность, когда молодые люди из духа противоречия начинают «от противного» стремиться к тому, что за них осудили и исключили из оборота.

Разумеется, разрабатывающие и реализующие молодежную политику органы власти и управления могут столкнуться и с другой опасностью — опасностью избыточного либерализма. Идеи либерализма, провозглашающие возможность ничем не ограниченной свободы в выборе ценностей, целей, образов и стилей жизни, приводят молодежь к тому самому хаотическому состоянию, за которым неизбежен распад важнейших социальных институтов, падение нравов и попрание ценностей.

Требование научного обоснования социальных прогнозов еще в большей степени значимо в условиях социального проектирования. Но, к сожалению, в реальной жизни мнения ученых игнорируются гораздо чаще, чем принимаются даже к сведению. «Как это не парадоксально, — пишет Н. У. Ярычев, — социальный проектировщик, о чем мы говорили выше, опирается на знания социальных и культурных наук в минимальной степени, он именно конструирует новые связи и отношения, приписывает их действительности без достаточного основания, принимает желаемое за действительное. Здесь действует своеобразный «проектный фетишизм»: то, что задумано, описано или нарисовано (начерчено) на бумаге, например в виде карты действий, занятий, отношений между людьми и т. д., приобретает статус реальности, мыслится как существующее или могущее существовать». [1,с.12]

Учитывая вышесказанное, необходимо отметить особую роль метода экспертной оценки при разработке программ государственной молодежной политики и проведении их в жизнь. Подбор экспертов и правильная организация их работы — неотъемлемая черта современной работы государственных органов власти и управления при реализации молодежной политики. Однако экспертиза еще находится в стадии формирования — а обеспечение ее независимости представляется трудной проблемой для общества, где не в полной мере еще реализованы стандарты современной институциональной дифференциации.

Важнейшими инструментами, обеспечивающими разработку и проведение молодежной политики, являются социальное проектирование и социальное прогнозирование. Если в поисковом прогнозе основу исследования составляет экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которых в прошлом и настоящем известны, то в нормативном — это оптимизация (выбор наилучшего из возможных) значений этих данных по критериям, заранее заданным средствами целеполагания. Обязательна экспликация цели и направленности прогнозируемого процесса, затем необходимо отвлечься от лимитаций прогнозного фона или, напротив, включить его в качестве контекста.

Осмелимся предложить алгоритм нормативного прогнозирования, который включает в себя три основных этапа:

 моделирование нормативных прогнозов на основе критериев, создаваемых исходя из различных сценариев развития ситуации;

 прохождение экспертизы, в ходе которой оцениваются различные параметры предложенных моделей;

 корректировка моделей с учетом высказанной критики.

Точность прогнозирования зависит и от последующих шагов власти. Эта мысль чрезвычайно важна, ибо прогнозируя ситуацию в обществе, мы автоматически проектируем его. Так, отрицательная демографическая ситуация дает основание социальному пессимизму, что еще более усиливает вышеназванные тенденции. И, наоборот, рост удельного веса молодых людей в возрастной структуре социума способствует росту рождаемости и усиливает социально-демографический драйв общества.

Важнейшим фактором проведения государственной молодежной политики является работа с общественным мнением. Такую работу нельзя сводить исключительно к PR, хотя и PR в современном информационном обществе столь же естественен, сколь и необходим. Но общественное сознание и общественное мнение выступают как элементы, обеспечивающие диалог власти и общества. Без них невозможно добиться поддержки проводимой молодежной политики, а политика, лишенная социальной поддержки, обречена на провал. Общественное мнение не только отсылает к институционализированным темам, т. е. к подтекстам коммуникации, но именно из них, а не из обобщения артикулированных мнений, черпает свое единство. Эти темы вносят свой вклад в принятие решений, ограничивая произвол в области политически возможного. Но они также вносят вклад в демократию, в ее принятом здесь определении, сохраняя те или иные возможности в соответствии с логикой, отличной от применяемой при самом принятии решения.

Работа органов власти с общественным мнением не может сводиться к разъяснительной деятельности и, тем более, не должна допускать применение манипулятивных технологий. На протяжении всего ХХ века под разъяснительной работой понималась обычная пропаганда идей, ценностей и образцов поведения. И это эффективно работало в тех обществах, уровень образованности которых был невысоким, а население — неискушенным. Отсюда и невероятная эффективность пропаганды в советской России, нацистской Германии или буржуазной Польше в первой половине ХХ века. Но с лавинообразным ростом образованности воздействие пропаганды становилось все слабее, а в молодежной среде, наиболее образованной и критически настроенной по отношению к старшим поколениям, это действие чаще вызывало негативную реакцию, вплоть до противодействия. Лидеры СССР все еще призывали усилить антибуржуазную пропаганду, тогда как исполнители все острее осознавали стремительное снижение ее действенности. И поражение в холодной войне, и последующие драматические события явились завершением неумения и нежелания вступить в диалог с обществом, осознать необходимость иных форм поиска социальной поддержки. Все это актуально и по сей день, ибо и сегодня для разработки и проведения эффективной молодежной политики работникам управленческих структур различного уровня необходимо иметь способность к диалогу с обществом. [2,с.169]

Таким образом, можно заключить, что молодежная политика является важнейшим компонентом системы управления социальными процессами и играет в современном обществе все возрастающую роль. Выполняемые молодежной политикой функции многочисленны и многообразны, но главные среди них можно разделить на три базовых блока — политический, социальный и духовный. Политический блок функций — это интегративная, стабилизирующая и репродуктивная функции, ибо средствами молодежной политики удается осуществить интеграцию (вовлечение) молодых людей в политический процесс, обеспечить стабильное функционирование политических и правовых институтов и добиться воспроизводства политических практик в масштабах страны.

  1. Ярычев Н. У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации: Автореф. дис…. доктора педагогических наук / Южно-Уральский государственный университет. Челябинск, 2011. — 45с.
  2. Ярычев Н. У. Становление и развитие отечественной парадигмы социальной помощи и поддержки нуждающихся: историко-социокультурный обзор //Молодой ученый. — 2009. — № 3. — С. 168–171.

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная политика, общественное мнение, государственная молодежная политика, общество, правильная организация, социальная поддержка, социальное проектирование, эффективная молодежная политика.

YouTube
Instagram

Какую поддержку молодежи оказывает государство? На какие льготы и преференции могут рассчитывать вчерашние выпускники вузов? Какие условия созданы в стране для развития потенциала молодых людей и их самореализации? Об этом и многом другом говорили представители различных ведомств на встрече, посвященной старту Недели молодежи.



За круглым столом в пресс-центре БЕЛТА собрались заместитель министра образования Александр Кадлубай, первый заместитель министра спорта и туризма Вячеслав Дурнов, помощник министра обороны по идеологической работе в Вооруженных Силах – начальник главного управления идеологической работы Министерства обороны Леонид Касинский, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун, второй секретарь Центрального комитета БРСМ Александр Прохоров. Во время беседы они говорили…

…о поддержке молодежных инициатив



Александр Кадлубай: По данным Национального статистического комитета, в Беларуси проживает около 1,7 миллиона молодых людей – почти каждый пятый житель страны. Поэтому при определении общенациональных приоритетов обязательно учитываются интересы молодежи. В реализацию государственной молодежной политики вовлечены все без исключения государственные органы и организации всех форм собственности, общественные объединения, гражданское общество. Это позволило создать успешную систему социальных, экономических, политических, организационных и иных мер, направленных на поддержку молодых граждан.

…о помощи спортсменам



Вячеслав Дурнов: В спортивных школах обучаются более 157 тысяч ребят, еще почти 3,5 тысячи проходят подготовку в училищах олимпийского резерва. Наша основная цель – чтобы молодежь была здоровой, повышала спортивное мастерство и оставалась патриотично настроенной, ведь каждый спортсмен на международной арене представляет не только себя, но и свою страну.


На уровне министерства делается многое для закреп­ления ребят в спорте. Большое внимание уделяем молодым специалистам. Чтобы им было легче войти в профессию, за последние два года были приняты нормативно-правовые акты. Так, тренеру-преподавателю по спорту, который впервые приступает к работе, устанавливается надбавка сроком на пять лет с момента приема на работу. Также на пять лет ему присваивается вторая квалификационная категория, за которую полагается надбавка в размере 40 процентов от базовой ставки. В свою очередь ждем результатов от наших спорт­сменов.

…о трудоустройстве



Олег Токун: Благодаря государственной поддержке у нас невысокий уровень молодежной безработицы: по итогам 2020-го он составил 6,5 процента. За последние пять лет количество безработной молодежи снизилось: если раньше эта цифра достигала более чем 100 тысяч человек, то в прошлом году составила 70 тысяч. С молодыми людьми начинаем работать еще со школы. Наши специалисты, специалисты служб занятости и представители предприятий рассказывают выпускникам о профессиях, о том, какие из них востребованы на рынке труда, какие зарплаты, где можно получить соответствующее образование.

Также организована система временной занятости молодежи в свободное от учебы время. Каждый молодой человек в возрасте от 14 лет может трудоустроиться: получить первую зарплату, подумать, как ею распорядиться.

Молодежь на рынке труда очень активна. С ней легко работать, ребята быстро находят подходящую вакансию. Средний период трудо­устройства молодого человека, который обратился в службу занятости, составляет чуть больше месяца.

…о воспитании патриотов



Леонид Касинский: Служба в армии для молодых людей связана с некоторыми ограничениями. Выход из так называемой зоны комфорта – ломка определенных стереотипов, это всегда непросто и в физическом, и в моральном плане. Но это не значит, что молодые люди не хотят служить в армии и защищать свою Родину. Постепенно многие понимают, что время, проведенное в армии, прошло не зря. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов. Подобное анкетирование мы проводим в начале и в конце службы.

С этого года студентам вузов сельскохозяйственного профиля предложено пройти сборы службы в резерве во время летних каникул. Если эксперимент покажет хорошие результаты, то в будущем перенесем проект и на другие университеты.

В 2016-м военное ведомство изучило требования солдат, которые они выдвигают при прохождении службы, опросило гражданскую молодежь, а также ребят, которые уже отслужили. На основе этих данных разработали дорожную карту по повышению мотивации службы в Вооруженных Силах. В настоящий момент парни, прошедшие службу в армии, имеют некоторые преимущества: срок срочной военной службы включен в страховой трудовой стаж, предусмотрены дополнительные льготы при зачислении на государственную службу, а также преимущественное право выбора места работы по специальности при распределении по завершении получения образования.

Особое внимание в министерстве уделяется патриотическому воспитанию. В период летних каникул на территории воинских соединений работают более 60 лагерей для детей и подростков.

…о фидбэке



Александр Прохоров: Государство, вкладывая свои средства и силы, рассчитывает на отдачу со стороны молодежи. Юноши и девушки составляют большую социальную группу. Они инициативны, готовы и хотят жить и работать на родной земле. Часто можно услышать мнение, мол, молодежь сегодня не та. Хочется возразить: она не лучше и не хуже той, что была раньше, она просто другая. Мир меняется: все процессы проходят более динамично, информационный поток активнее. И ребята, взрослеющие в таких условиях, отличаются от других поколений. Наша задача – быть более гибкими, подстраиваться под ситуацию и искать новые формы коммуникаций.

Возможно, не все парни и девушки знают о возможностях, предоставляемых им государством. На мой взгляд, не хватает единого портала, на котором бы размещалась подобная информация.

В нашей стране созданы уникальные условия для трудоустройства молодежи. Пример тому – студенческие отряды. В этом году более 30 тысяч человек будут трудиться в их составе. Для них это отличная возможность научиться чему-то новому, завести друзей и заработать.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.


Государственная молодежная политика в Российской Федерации представляет собой деятельность власти по реализации системы мер финансово-экономического, нормативного, научного, кадрового, организационно-управленческого и информационного характера, направленных на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения, расширение возможностей для реализации его потенциала.

государственная молодежная политика это

Указанные меры осуществляются на основе взаимодействия с различными общественными институтами и отдельными гражданами и активного межведомственного сотрудничества. Цели государственной молодежной политики – достижение устойчивого социального и экономического развития, конкурентоспособности и национальной безопасности РФ, упрочение ее позиций на международной арене.

Терминология

В России существуют разные социально-демографические группы, в которые входят люди различного возраста. Молодежь среди них всех занимает особое место. В настоящее время развитию молодого поколения уделяется большое внимание.

Возраст молодежи, по общим правилам, варьируется от 14 до 30 лет, а в ряде случаев, оговоренных в нормативных актах, - до 35 и более лет.

Молодежь – это социально-демографическая группа людей, которая выделяется на основе особенностей возраста и социального положения. Она характеризуется особенными интересами и ценностями.

Особенности формирования государственной молодежной политики

Программа мер разрабатывается органами власти в соответствии с положениями Конституции, федеральных законов, президентских указов, правительственных постановлений и прочих нормативных актов, издаваемых в России с учетом международных соглашений.

Как показывает анализ современных условий, стратегическими преимуществами обладают те страны, которые ведут активную работу с социально активной молодежью. Именно она является главным носителем инновационного потенциала.

Российская молодежь как самая восприимчивая и достаточно мобильная часть населения всегда поддерживала прогрессивные преобразования и участвовала в их осуществлении. Ее политические устремления способствовали развитию промышленности и науки, обеспечению роста экономики и улучшению качества жизни общества.

Новые вызовы, которые связаны с глобальными изменениями на международной арене, качественно новые социально-экономические цели требуют совершенствования механизмов и задач государственной молодежной политики. Это означает, что в числе приоритетных направлений государственной деятельности должно быть укрепление воспитательных функций государства, общества и института семьи.

В России достаточно четко обозначились основы государственной молодежной политики. В настоящее время она реализуется не только на федеральном и региональном уровнях, но и в муниципалитетах. Нужды и интересы молодежи принимаются во внимание при разработке программ по социально-экономическому развитию страны.

фестиваль молодежи и студентов

В течение нескольких последних лет власть смогла преломить отдельные негативные тенденции в обществе и добиться существенного улучшения качества жизни молодого поколения. Смертность среди молодежи значительно снизилась, усилилось желание вести здоровый образ жизни, уменьшился уровень безработицы и преступности. Сегодня многие молодые люди становятся высококвалифицированными специалистами в разных областях, победителями и призерами международных соревнований, олимпиад, творческих конкурсов.

Актуальные проблемы современного общества

В настоящее время отмечается влияние ряда негативных факторов как внутренних, так и внешних, повышающих риск усиления угроз социально-экономического, общественного, ценностного характера. Один из проблемных факторов – деструктивное влияние информации на молодежь. Его следствием могут стать религиозная, национальная нетерпимость, агрессия, что впоследствии вполне может стать причиной возникновения социального напряжения. Уменьшение численности молодежи – результат демографического кризиса прошлых десятилетий – может оказать системное воздействие на экономическое развитие страны, привести к сокращению трудовых резервов, убыли населения, увеличению пенсионной нагрузки, ослаблению обороноспособности государства.

Приоритетные направления

Молодежь России достойна того, чтобы получить и реализовать возможности для построения и своего будущего, и будущего страны в целом. Важнейшей задачей власти является выработка в молодежной среде приоритета национальной идентичности, воспитание чувства гордости за свою родину.

Стратегический приоритет государственной молодежной политики – это создание условий, необходимых для создания гармоничной, постоянно развивающейся, конкурентоспособной, эрудированной личности, обладающей нравственным стержнем и при этом способной быстро адаптироваться в изменяющемся мире. Главная задача состоит в воспитании патриотично настроенного поколения с независимым мышлением, созидающим мировоззрением и профессиональными знаниями. Оно должно демонстрировать высокую культуру, в т. ч. межнационального общения, способность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. В этом аспекте особую важность приобретает поддержка талантливой молодежи. Власть и общество должны сформировать базовые условия, в которых она будет полноценно самореализовываться в социально-экономической, общественно-политической, культурной и других сферах жизни страны. Развитие индивидуальных качеств должно сопровождаться проявлением высокой социальной активности.

Комплекс всех этих факторов обуславливает важность формирования адекватной государственной молодежной политики. Это означает, что она должны соответствовать не только современным реалиям. Она должна учитывать возможные новые политические, социальные, экономические, культурные вызовы.

Эффективность государственной молодежной политики проявляется в обеспечении устойчивого роста количества молодых людей, ориентированных на позитивную активность, разделяющих национальные и общечеловеческие нравственные ценности, обладающих крепким здоровьем, постоянно работающих над развитием своих личностных и профессиональных качеств, любящих свою страну, готовых защищать ее интересы. Основной ее целью является улучшение социально-экономического положения молодого поколения, увеличение степени его вовлеченности в дела государства.

комитет по делам молодежи

Ключевые принципы

Утвержденная до 2025 года молодежная государственная политика базируется на конституционных гарантиях неприкосновенности и равенства свобод и прав граждан. Реализуется она на основе ряда принципов:

  1. Ответственности государства за соблюдение интересов молодого поколения.
  2. Признании молодежи в качестве равноправного партнера в создании и претворении в жизнь молодежной политики.
  3. Ответственности молодого поколения за осуществление своих прав и обязанностей в сфере общественной и государственной жизни.
  4. Приоритетности господдержки наиболее уязвимых категорий граждан.
  5. Предоставлении властью основного объема услуг для обеспечения культурного, духовного, социального, физического развития, возможностей для получения образования, создания семьи, начала профессиональной деятельности, выбора своего жизненного пути в целом.
  6. Поддержки работы молодежных организаций и объединений.
  7. Развитии государственно-частного партнерства и сотрудничества с общественными институтами.
  8. Повышении эффективности использования имеющихся информационных ресурсов, а также инфраструктуры в интересах реализации молодежной политики.
  9. Укреплении механизмов нормативного регулирования, единства направлений деятельности органов власти на федеральном, региональном и территориальном уровнях.
  10. Взаимодействии разных ведомств при реализации выработанных и утвержденных стратегий в части относящейся к молодежной политике.

формирование государственной молодежной политики

Нравственное воспитание

Государственная молодежная политика – это комплексная программа, направленная на создание системы духовных и нравственных ценностей с учетом многонациональности государства. Реализация этой задачи предполагает создание необходимых условий для патриотического воспитания и развития молодого поколения, знающего и ответственно осуществляющего обязанности и права, закрепленные Конституцией, обладающего гуманистическим мировоззрением, проявляющего знание культурно-исторического, национального наследия России, уважающего его многообразие. Для этого, в свою очередь, необходимы следующие мероприятия:

  1. Разработка и активное внедрение просветительских (интерактивных в т. ч.) проектов и программ гражданско-патриотической направленности, посвященных пропаганде символики РФ, достижениям страны, героям, важным событиям в новейшей отечественной истории.
  2. Реализация просветительских мероприятий, направленных на укрепление межнационального, социального и межконфессионального согласия.
  3. Популяризация русской литературы и литературного языка, национальных, культурных традиций. Для этого проводятся всевозможные фестивали молодежи и студентов.
  4. Вовлечение молодых людей в реализацию проектов по сохранению культуры страны, исторического наследия и традиционных ремесел.
  5. Оказание системной поддержки программ, способствующих формированию гражданской позиции, воспитанию уважения к разным этносам, укреплению духовных ценностей, взаимодействию с неформальными движениями, субкультурами, профилактике экстремизма.
  6. Вовлечение молодых людей в активную деятельность археологических, поисковых, краеведческих, военно-исторических объединений.
  7. Привлечение к творческой деятельности, поддержка молодежи, занимающейся современным творчеством и не имеющей специальностей.
  8. Популяризация людей, которые достигли высот в профессиональной деятельности.
  9. Повышение доступности туризма и развитие туристической инфраструктуры.
  10. Содействие участию молодежи в реализации экологических программ, деятельности, связанной с восстановлением и реставрацией культурно-исторических памятников.
  11. Развитие средств и механизмов обеспечения доступности объектов духовного наследия. Речь в том числе о создании и совершенствовании единой системы свободного или льготного посещения выставок, музеев, театрально-концертных учреждений и пр.
  12. Расширение сети физкультурно-спортивных, компьютерных, военно-патриотических клубов, художественных кружков, библиотек и прочих организаций.

молодежь возраст

Просветительская работа

Она предполагает внедрение инновационных воспитательных и образовательных технологий, формирование условий для самообразования молодых людей. Для реализации этих задач разработаны специальные мероприятия, которые закреплены в государственной молодежной политике. Это:

  1. Развитие правового и гуманитарного просвещения молодого поколения, повышение уровня финансовой культуры.
  2. Улучшение качества подготовки специалистов. В первую очередь внимание уделяется инженерно-техническому и педагогическому направлениям.
  3. Формирование системы и условий мотивации, обеспечивающих самообразование молодежи, организация открытого доступа к просветительским и образовательным курсам в удаленном режиме.
  4. Совершенствование способов поощрения и стимулирования талантливой молодежи.
  5. Улучшение условий, необходимых для инклюзивного образования людей с ОВЗ.
  6. Совершенствование системы сертификации компетенций и знаний, полученных в т. ч. в рамках самообразования.
  7. Повышение профессионального уровня лиц, работающих в комитетах по делам молодежи и других организациях и учреждениях, занимающихся молодежными вопросами.
  8. Активное использование позитивного потенциала неформальных объединений и ресурсов сообществ для дополнительного образования молодых людей.
  9. Формирование условий для вовлечения в профессиональную деятельность молодых специалистов, волонтеров, индивидуальных предпринимателей, студентов, представителей науки и вузов.
  10. Развитие системы молодежного самоуправления в учебных заведениях, привлечение молодежных объединений к мониторингу качества образовательных услуг.

Механизмы реализации политики

Для реализации такой комплексной программы необходимо несколько механизмов:

  1. Правовой.
  2. Организационный.
  3. Информационный.
  4. Научно-аналитический.
  5. Социальный.

Правовой механизм предполагает:

  1. Совершенствование норм федерального и регионального законодательства, правовых актов, издаваемых исполнительными структурами госвласти.
  2. Разработку и анализ программ по внедрению молодежной политики, других комплексных проектов, реализуемых с учетом ее положений.
  3. Совершенствование методов межведомственного взаимодействия.
  4. Развитие механизмов государственно-частного партнерства для вовлечения в процесс реализации молодежной политики бизнес-сообществ, граждан и общественных объединений.
  5. Формирование условий для самореализации молодых людей в разных регионах страны, стимулирование образовательной и трудовой мобильности.

цели государственной молодежной политики

Организационный механизм

  1. Созданием совещательных, консультационных, координационных органов. Речь не только о комитетах по делам молодежи, но и о молодежных объединениях, рабочих группах, отрядах и пр.
  2. Подготовкой ежегодных докладов о положении молодого поколения в России и реализации молодежной политики.
  3. Разработка комплексных планов, мониторинг эффективности их осуществления.
  4. Проведение научных и аналитических исследований по вопросам молодежи на местном, региональном и федеральном уровнях.
  5. Финансирование реализации молодежной политики из государственного, муниципального, регионального бюджетов и за счет привлечения ресурсов внебюджетных источников.

Информационный механизм

Он включает в себя:

  1. Размещение сведений об осуществлении молодежной политики в сети Интернет и СМИ.
  2. Развитие муниципальных и государственных информсистем, в т. ч. экспертных сетей, баз данных, обеспечивающих возможность оказания госуслуг в электронном виде, реализацию обратного взаимодействия молодежи со структурами госуправления.

Научно-аналитический механизм

  1. Расширение научных исследований по вопросам молодежи.
  2. Регулярную организацию межрегиональных, региональных, общероссийских учебно-методических, научно-практических конференций, семинаров, фестивалей молодежи и студентов.
  3. Составление и регулярную оптимизацию списка социологических, статистических, прочих показателей реализации политики, обеспечение сбора соответствующих сведений.

поддержка талантливой молодежи

Социальный механизм

  1. Развитием комплексной системы соцзащиты и поддержки молодого поколения.
  2. Совершенствованием форм и методов работы с молодежью, обеспечивающих улучшение положения разных категорий граждан.
  3. Формирование осознанного отношения к реализации пенсионных прав, улучшение понимания понятий "легальная занятость" и "страховой стаж".

В ходе реализации молодежной политики предполагается внедрение эффективных механизмов консолидации и координации усилий всех субъектов на местном, региональном и государственном уровнях. Это позволит существенно усовершенствовать процесс развития молодого поколения России, улучшить его духовно-нравственные характеристики, повысить социально-экономическую и политическую активность.


В последние годы все большее внимание со стороны государства уделяется молодежной политике. В своем послании Федеральному Собранию 20 февраля этого года Президент РФ Владимир Путин сказал: «Талантливая молодежь одна из самых сильных конкурентных преимуществ России. Для личного роста молодых людей сегодня создаются все возможности». В рамках первого общероссийского молодежного форума «Будущее»студенты ведущих вузов, молодые специалисты, руководители молодежных организаций собрались в Колонном зале Дома Союзов, чтобы обсудить роль молодого поколения в будущем страны, и представить свои инициативы. Участники форума также получили возможность представить свои работы на выставке достижений молодых ученных и изобретателей,

экспозиции науки и IT технологий. Среди почетных гостей форума «Будущее»: руководители министерств и ведомств РФ, депутаты Государственной Думы, сенаторы Совета Федерации, деятели науки и культуры, эксперты общественных организаций России и зарубежных стран. Вместе представители разных поколений приняли участие в работе тематических секций по актуальным вопросам культуры, науки, образования, спорта, социальной политики, здравоохранения, экологии, предпринимательства, международных отношений, политической жизни страны, патриотизма и истории Отечества.


Важным фактором в формирования у молодых людей целостных социальных установок становится связь поколений, историческая память, сохранение и развитие традиций и ценностей народов России. По мнению Специального представителя Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова, говоря о будущем, нельзя забывать и прошлом, вековом культурном и историческом наследии, моральных ориентирах, нравственных установках. Политик также подчеркнул, что сила России заключается в единстве ее народа: « Зная нашу историю, уважая ее и адаптируя к современным реалиям, нам необходимо сохранять наши ценности, воспитывать в соответственном духе молодежь. Приумножая свои достижения, свой исторический опыт, мы можем добиться успехов, потому что от этого зависит будущее нашей страны. Будущее нашей страны — это молодежь. Через десятилетия от вас будет зависеть, как развивается России».

Говоря о взаимодействии молодых людей и государства нельзя не отметить роль национальных проектов, открывающих для будущих лидеров новые возможности. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец рассказала юным участникам форума о реализации национальной политики в области культуры и спорта, а также позитивной тенденции в увеличении числа молодых последователей ЗОЖ: «Согласно исследованию молодежь сегодня имеет приверженность к здоровому образу жизни. Регулярно занимаются спортом почти 30% молодых людей, а время от времени 58%, никогда не занимаются — 13%. Мы должны их найти, рассказать, как это важно, и привлечь на свою сторону. У нас 50% молодежи придерживаются здорового образа жизни и правильного питания. 49,3% молодежи никогда или крайне редко употребляют алкоголь. Сегодня здоровый образ жизни становится синонимом успеха. Если ты хочешь достичь в жизни успеха, ты должен придерживаться здорового образа жизни», — сказала Ольга Голодец.


Молодежная государственная политика России направлена на обязательное участие молодых людей во всех сферах общественной жизни, обеспечение равных образовательных и профессиональных возможностей. «В этом зале есть лидеры нового поколения, за которыми пойдут все остальные. Совсем скоро вы поведете за собой всю нашу страну», — обратилась к залу Заместитель Председателя Государственной Думы Российской Федерации Ольга Епифанова. По мнению депутата, государственная власть должна не просто прислушиваться к инициативам юных специалистов, но и опираться на мнение молодежи в принятии решений внутренней политики: «В век стремительного развития технологий недопустимо и неправильно говорить о патронате власти над молодежью. Должна меняться сама парадигма — мы вместе и сообща строим современную Россию. Образ будущего для любых поколений строится на исторической памяти, поэтому вы сохраните верные ориентиры». При этом важную роль играет активная жизненная позиции нового поколения, и стремление принять участие в судьбе своей страны, отстоять право России быть значимым и сильным государством среди стран-лидеров современного мира.

Первый общероссийский молодежный форум «Будущее» стал площадкой для открытого диалога представителей власти, молодых лидеров и медиа-сообщества. Сегодня с уверенностью можно сказать, что молодежь получает необходимые возможности для реализации своих инициатив, которые должны быть услышаны. В комментарии Медиа-холдингу «Регионы России» молодые участники форума «Будущее» рассказали, в каком направлении должна развиваться современная государственна молодежная политика. Член Экспертного Совета Комитета по делам национальностей Государственной Думы Камил Габдуллин отметил, что сегодня молодёжная политика должна трансформироваться и идти по пути цифровизации: «Инструменты, которые ранее предлагались молодёжи далее работают не так эффективно, и необходимо формировать и вырабатывать принципиально новые форматы взаимодействия. Необходимо создавать единую молодёжную цифровую среду, которая обеспечит молодёжи доступ ко всем необходимым инструментам для саморазвития и самореализации вне зависимости от того, где проживает молодой человек. Я убеждён в том, что именно через цифровизацию работы с молодежью можно реально сделать рывок по вовлечению молодёжи в общественную, научную, предпринимательскую и другие сферы нашей страны».

Президент Ассоциации молодых парламентариев при Государственной Думе Российской Федерации Кристина Татарникова подчеркнула значимость молодежных проектов в развитии межрегиональных связей и международного сотрудничества России с дружественными государствами: «Сегодня молодежь играет существенную роль в укрепление политического имиджа России на международной арене, а также развитии всестороннего взаимодействия и выстраивании добрососедских отношений регионов РФ с приграничными странами. Хочется отметить вклад молодых людей в сохранение истории и культуры своего народа, а также стремление к диалогу с представителями разных культур и конфессий. В России — многонациональное государство, как известно, на территории проживают более 190 народов, поэтому молодежная политика должна основываться на межкультурной коммуникации. Перенимая опыт поколений, вековые традиции и наследие наших предшественников, мы должны сохранить «культурный код» российских территорий, обеспечить мир и согласие представителей разных национальностей».

Стоит отметить, форум также включил в себя разнообразную культурную программу. По окончанию официальной части первого молодёжного форума «Будущее» в Колонном зале Дома союзов состоялся праздничный концерт с участием народных артистов РФ и оркестра «Виртуозы МПГУ». Перед участниками мероприятия выступили: Народный артист России Юрий Розум, оперный певец, тенор, приглашенный солист ведущих российских и зарубежных театров Дмитрий Галихин, президент Фонда им. П.И. Чайковского Оксана Федорова, Заслуженная артистка Республики Татарстан Эльмира Калимуллина, а также многие другие.

Читайте также: