31 особенности портландцемента для бетона для автомобильных дорог и аэродромов

Обновлено: 23.04.2024

Основными компонентами для получения дорожного бетона являются цемент, мелкий заполнитель (песок), крупный заполнитель (щебень или гравий), вода.

При строительстве покрытия из дорожного бетона на песчаном основании, а также при прохождении автомобильной дороги через болота и на участках, где высота земляного полотна превышает пять метров, предусматривается армирование покрытия плоскими сварными сетками из стали периодического профиля с расходом арматуры 1,8. 4 кг/м 2 покрытия. Кроме того, металл используют в качестве штырей в покрытии.

В качестве прокладок в швах расширения применяют такие материалы, как доски из дерева мягких пород, гидроизол, асбестовый картон, пропитанный битумом, прокладки из синтетических материалов. Заполнение швов производят мастикой, а уход за свежеуложенным бетоном путем распределения пленкообразующих материалов.

Цемент. Для дорожного бетона применяют портландцемент и его разновидности; пластифицированный и гидрофобный портландцемент М 500. В порядке исключения на дорогах III, IV категорий - М 400. При устройстве оснований разрешается применять шлакопортландцемент марки не ниже 300. Основные характеристики цементов, применяемых для устройства цементобетонных покрытий и оснований, приведены в ГОСТ 30515-97.

Выбор марки цемента определяется проектной прочностью бетона. Начало схватывания цемента должно наступить не ранее чем через 2 часа после его затворения водой.

Мелкий заполнитель. В качестве мелкого заполнителя для приготовления цементобетонной смеси используют природные и дробленые пески. Основной характеристикой песков является их зерновой состав, который характеризуется модулем крупности песка Мк и полным остатком на сите 0,63. Модуль крупности песка определяют на основании рассева песка (фракции 0. 5 мм) на стандартных ситах по формуле

где А2,5, А1,25, А0,63, А0,315, А0,14- полные остатки на ситах с размерами ячеек 2,5; 1,25; 0,63; 0,315; 0,14 мм.

Классификация песков по крупности приведена в главе 6, табл. 6.2.6.

Содержание в песке для дорожного бетона глинистых и пылеватых фракций допускается не более 2 % по массе для природных песков и не более 5 % - для дробленых.

Крупный заполнитель. В качестве крупного заполнителя применяют щебень, получаемый при дроблении горных пород, гравия или доменного шлака, а также гравий крупностью до 40 мм для покрытий и до 70 мм для оснований.

Физико-механические свойства горной породы для крупного заполнителя должны соответствовать требованиям, указанным в ГОСТ 8267-93.

Наибольший размер зерен щебня и гравия должен быть не более:

а) для однослойных и нижнего слоя двухслойных покрытий - 40 мм;

б) для верхнего слоя двухслойных покрытий - 20 мм;

в) для оснований капитальных усовершенствованных покрытий - 70 мм.

Чтобы обеспечить постоянство зернового состава заполнителей, щебень или гравий дозируют по двум фракциям. При максимальной крупности заполнителя 70 мм - на фракции - 5. 40 и 40. 70 мм, при максимальной крупности 40 мм - 5. 20 и 20. 40 мм, при максимальной крупности 20 мм - 5. 10 и 10. 20 мм. Форма зерен щебня должна быть кубовидная.

Вода. Для приготовления бетона и поливки цементобетонного покрытия применяют воду, пригодную для питья. Вода не должна содержать вредных примесей, препятствующих нормальному схватыванию и твердению цемента. Общее содержание растворимых солей в воде должно быть не более 5000 мг/л. Содержание ионов SО4 должно быть не более 2700 мг/л, водородный показатель рН должен быть менее 4.

Арматурная сталь. При недостаточной надежности земляного полотна обычные монолитные бетонные покрытия армируют сварными сетками с продольной арматурой диаметром 6 мм и поперечной - диаметром 4 мм. Продольная рабочая арматура сеток выполнена из горячекатаной стали периодического профиля марки 25 ГС или 35 ГС. Расстояние между продольными стержнями принимают 100 мм, поперечными -250 мм. Расход металла при армировании сварными сетками составляет 3. 4 кг/м 2 .

Штыри деформационных швов изготовляют длиной 0,5 м из горячекатаной стали класса A-I, А-II диаметром 16..18 мм для швов сжатия и 20. 25 мм для швов расширения. В продольных швах применяют гладкую арматуру класса A-I длиной 0,75 мм и диаметром 16 мм.




Стальные каркасы для закрепления штырей и прокладок выполняют из холоднотянутой проволоки диаметром 6 мм (класс B-I).

Основные характеристики арматурных сталей приведены в [58].

Пленкообразующие материалы. Пленкообразующие материалы обеспечивают наиболее надежную и экономическую защиту свежеуложенного бетона в период строительства. Их применяют при температуре воздуха выше +5°С. Нормы расхода наиболее распространенных пленкообразующих материалов, применяемых для ухода за бетоном, приведены в [68].

Требования к цементобетону. Требования к дорожному бетону определяются проектом автомобильной дороги в зависимости от конструкции дорожной одежды и климатических условий района строительства. В соответствии с этим к дорожному бетону предъявляют требования по прочности и морозостойкости.

Основные показатели цементобетонных смесей и бетонов, применяемых для дорожных одежд, приведены в ГОСТ 26633-91.

При проектировании состава бетонной смеси водоцементное отношение двухслойных покрытий следует принимать не более 0,50; для нижнего слоя двухслойных покрытий - не более 0,60; для оснований усовершенствованных капитальных покрытий - не более 0,75.

Как вы уже, наверное, догадались, дорожный цемент предназначен для строительства различных дорог, в том числе и в аэропорту. Требования к такому цементу предъявляют самые высокие , судите сами:

Чтобы добиться таких показателей, при помоле этого цемента следует добавить пластифицирующие, а также гидрофобно-пластифицирующие добавки. Здесь допустимо и добавление гранулированного доменного шлака, однако его количество не должно превышать 15% от всей массы цемента. Что касается С3А, то его количество в клинкере не должно быть больше 8%.

Дорожный цемент, как для однослойных, так и для двухслойных дорожных покрытий обязательно должен быть не ниже марки 300. Это очень важно, в противном случае, качество покрытия будет оставлять желать лучшего. В качестве основного составляющего дорожного покрытия может служить и шлакопортландцемент.

Шлакопортландцемент – это вид цемента, в состав которого входят портландцементный клинкер, гранулированный доменный шлак (30-60%) и гипс (5%). Характерно то, что для изготовления этого вида цемента можно использовать и основные и кислые доменные шлаки. Если говорить о прочности, то шлакопортландцемент выпускают 200-500 марки. Самым оптимальным вариантом для дорожного покрытия послужат 400 и 500 марки цемента.

Особенностью шлакопортландцемента является то, что при застывании он выделяет намного меньше тепла, чем обычный портландцемент. Он обладает большей водостойкостью, а также сопротивляемостью сульфатной коррозии. Что касается такого качества, как морозостойкость, то здесь шлакопортландцемент немного проигрывает обычному цементу. Отсюда, география применения его в качестве дорожного цемента достаточно ограничена.

Главной особенностью любого дорожного цемента является то, что он начинает схватываться не раньше, чем через несколько часов (тогда как обычный портландцемент схватывается через 45 минут) после затвердения. Такое положение дел позволяет привозить уже готовую бетонную смесь к месту ее заливки. Помимо шлакопортландцемента, при строительстве дорог и дорожных покрытий допустимо применение и напрягающего цемента.

Напрягающий цемент – это одна из многих разновидностей расширяющегося цемента. Он получается в итоге помола портландцементного клинкера (до 65%), гипсового камня и извести (5%) и глиноземистого шлака (15%). Напрягающий цемент в затвердевшем состоянии обладает высокой водостойкостью. Напрягающий цемент с малой энергией самонапряжения может послужить прекрасной основой для дорожного покрытия.

Если в состав цемента, который будут использовать для строительства дороги, изначально не входят пластифицирующие, гидрофобные или смешанные (гидрофобно-пластифицирующие) добавки, то их необходимо ввести самостоятельно во время приготовления бетонной смеси. Активные минеральные добавки в составе дорожного цемента допускать не следует, так как они значительно снижают его морозостойкость.

ГОСТ Р 55224-2012

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕМЕНТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Cements for transport construction. Specifications

Дата введения 2013-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью Фирма "ЦЕМИСКОН" (ООО Фирма "ЦЕМИСКОН")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 "Строительство"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Введение

* См. раздел Библиография. - Примечание изготовителя базы данных.

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к специальным цементам, применяемым в транспортном строительстве, классы прочности и типы по вещественному составу в зависимости от назначения цемента с учетом классификации и методов испытаний цементов, установленных в ГОСТ 30515, ГОСТ 31108 и ГОСТ 30744 соответственно.

В текст настоящего стандарта в отличие от ГОСТ 31108 включены следующие основные требования:

- классификация цементов для транспортного строительства по назначению;

- ограничения по типам и классам прочности цементов, которые могут применяться в транспортном строительстве;

- предел прочности на растяжение при изгибе цемента для бетонов дорожных и аэродромных покрытий;

- дополнительные требования к вещественному составу цемента и минералогическому составу клинкера.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на цементы, изготавливаемые на основе портландцементного клинкера нормированного состава и применяемые в транспортном строительстве для изготовления бетонов дорожных и аэродромных покрытий, мостовых конструкций, железобетонных изделий, в том числе железобетонных труб, шпал, опор линий электропередачи, бордюрного камня и др., а также для бетона дорожных оснований и укрепления грунтов, для которых специальные требования к минералогическому составу клинкера не предъявляются (далее - цементы), и устанавливает требования к цементам и компонентам их вещественного состава.

Требования настоящего стандарта допускается использовать при проектировании и изготовлении других железобетонных изделий и конструкций, если это не противоречит действующим нормативным документам на эти изделия и конструкции (стандартам, сводам правил и др.).

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 310.4 Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии

ГОСТ 310.6 Цементы. Метод определения водоотделения

ГОСТ 3476 Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цемента

ГОСТ 4013 Камень гипсовый и гипсоангидритовый для производства вяжущих материалов. Технические условия

ГОСТ 5382 Цементы и материалы цементного производства. Методы химического анализа

ГОСТ ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ 10178 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 30515 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ 30744 Цементы. Методы испытаний с использованием полифракционного песка

ГОСТ Р 51795 Цементы. Методы определения содержания минеральных добавок

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30515.

4 Классификация

4.1 По назначению цементы для транспортного строительства подразделяют на:

- цемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий;

- цемент для бетонов дорожных оснований;

- цемент для изготовления железобетонных изделий и мостовых конструкций, применяемых в транспортном строительстве;

- цемент для укрепления грунтов.

4.2 Классификация цементов, указанных в 4.1, по типам и классам прочности приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Типы и классы прочности цементов для транспортного строительства

Обозначение по назначению

Типы по вещественному составу

Для бетона дорожных и аэродромных покрытий

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для бетона дорожных оснований

ЦЕМ II/А-Ш, ЦЕМ II/В-Ш, ЦЕМ Ill/A, ЦЕМ V/A**

Для железобетонных изделий и мостовых конструкций

32,5Н; 32,5Б; 42,5Н; 42,5Б; 52,5Н; 52,5Б

Для укрепления грунтов

Типы не устанавливают***. Содержание минеральных добавок допускается до 80% массы цемента без учета материалов, содержащих сульфат кальция

* Содержание доменного гранулированного шлака по ГОСТ 3476 в цементах типа ЦЕМ II/A-Ш должно быть не более 15% суммарной массы основных компонентов цемента.

** Композиционный цемент типа ЦЕМ V/A допускается применять для бетона дорожных оснований только на основании заключения о его пригодности, выданного испытательным центром, аккредитованным на право выполнения испытаний цементов или бетонов.

*** Возможность применения конкретного цемента должна быть подтверждена экспериментально.

Примечание - В настоящей таблице для цементов каждого назначения приведены разрешенные к применению типы и классы прочности цементов. В проектной документации указывают конкретный тип и класс прочности цемента из числа указанных в таблице, который должен быть применен при изготовлении бетонных и/или растворных смесей согласно данному проекту.

4.3 Условное обозначение цемента, кроме цемента для укрепления грунтов, должно включать в себя:

- наименование цемента по ГОСТ 31108;

- обозначение типа и класса прочности цемента в соответствии с таблицей 1;

- обозначение цемента по назначению в соответствии с таблицей 1;

- обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения портландцемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий ДП, типа ЦЕМ I, класса прочности 42,5Н:

Портландцемент ЦЕМ I 42,5Н ДП ГОСТ Р

То же композиционного цемента для бетона дорожных оснований ДО, типа ЦЕМ V/A со смесью золы и шлака, класса прочности 32,5Н:

Композиционный цемент ЦЕМ V/A (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ Р

В условное обозначение цемента допускается не включать его наименование по ГОСТ 31108, например:

ЦЕМ V/А (Ш-З) 32,5Н ДО ГОСТ Р

4.4 Условное обозначение цемента, предназначенного для укрепления грунтов, должно включать в себя слово "цемент", класс прочности цемента, обозначение по назначению УГ и обозначение настоящего стандарта.

Пример условного обозначения цемента класса прочности 22,5 Н для укрепления грунтов:

Цемент 22,5Н УГ ГОСТ Р

4.5 Условное обозначение цемента, в котором содержание щелочных оксидов не превышает 0,6% его массы, дополняют словом "низкощелочной" или обозначением "НЩ". Обозначение "НЩ" помещают после обозначения класса прочности цемента.

Пример условного обозначения низкощелочного цемента со шлаком для бетона дорожных и аэродромных покрытий, класса прочности 42,5Б:

Низкощелочной цемент ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б ДП ГОСТ Р

или ЦЕМ II/А-Ш 42,5Б НЩ ДП ГОСТ Р

5 Технические требования

Цементы, применяемые в транспортном строительстве, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготавливаться по технологической документации, утвержденной предприятием-изготовителем.

5.1 Вещественный состав цемента конкретного типа с учетом примечания к таблице 1 должен соответствовать ГОСТ 31108.

5.2 Прочность на сжатие цемента конкретного класса прочности в возрасте 2; 7 и 28 сут должна соответствовать требованиям ГОСТ 31108.

Примечание - До отмены ГОСТ 10178 ориентировочное соотношение между марками цемента по ГОСТ 10178 и классами прочности по ГОСТ 31108, если необходимо, определяют по приложению А настоящего стандарта.

5.3 Прочность на растяжение при изгибе цемента для бетона дорожных и аэродромных покрытий должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ СОСТАВОВ ЦЕМЕНТОБЕТОНОВ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОНАХ И С УЧЕТОМ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ

ОКС 93.080
ОКВЭД 45.23.1

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Уральским филиалом "УралГИПРОДОРНИИ" ОАО "ГИПРОДОРНИИ" (к.т.н. Чудинов С.А.) при участии д.т.н. Дмитриева В.Н., инж. Шаламовой Е.Н., инж. Козлова О.А. (ООО "Научно-исследовательский центр "ГИПРОДОРНИИ"), к.т.н., доцента Гриневич Н.А. (ФГБОУ ВПО "Уральский государственный лесотехнический университет").

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящий методический документ содержит рекомендации по проектированию и подбору состава дорожного цементобетона в различных климатических зонах и с учётом эксплуатационных условий работы дорожных покрытий, а также технические требования к исходным материалам, цементобетонным смесям и цементобетону и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.

1.2 Настоящий ОДМ предназначен для применения федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомагистралей, межрегиональными дирекциями по дорожному строительству автомобильных дорог федерального значения, а также проектными, обследовательскими, строительными, эксплуатирующими организациями, занимающимися проектированием, строительством, содержанием, обследованием, ремонтом, капитальным ремонтом, реконструкцией транспортных сооружений на автомобильных дорогах федерального значения.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 3476-74 Шлаки доменные и электротермофосфорные гранулированные для производства цементов

ГОСТ 7473-2010 Смеси бетонные. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 10180-2012 Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 10181-2014 Смеси бетонные. Методы испытаний

ГОСТ 12730.5-84 Бетоны. Методы определения водонепроницаемости

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 21286-82 Каолин обогащенный для керамических изделий. Технические условия

ГОСТ 22266-2013 Цементы сульфатостойкие. Технические условия

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 22783-77 Бетоны. Метод ускоренного определения прочности на сжатие

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 24211-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

ГОСТ 25192-2012 Бетоны. Классификация и общие технические требования

ГОСТ 26633-2015 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 27006-86 Бетоны. Правила подбора состава

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30459-2008 Добавки для бетонов и строительных растворов. Определение и оценка эффективности

ГОСТ 30515-2013 Цементы. Общие технические условия

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

ГОСТ 31384-2008 Защита бетонных и железобетонных конструкций от коррозии. Общие технические требования

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32721-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение насыпной плотности и пустотности

ГОСТ 32723-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение минералого-петрографического состава

ГОСТ 32726-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глины в комках

ГОСТ 32727-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение гранулометрического (зернового) состава и модуля крупности

ГОСТ 32730-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования

ГОСТ 32824-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования

ГОСТ 33026-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания глины в комках (дата введения 01.06.2016)

ГОСТ 33047-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение насыпной плотности и пустотности (дата введения 01.06.2016)

ГОСТ 33054-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания зерен слабых пород в щебне (гравии)

ГОСТ 33055-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение содержания пылевидных и глинистых частиц (дата введения 01.06.2016)

ГОСТ 33109-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение морозостойкости (дата введения 01.06.2016)

ГОСТ 33174-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Цемент. Технические требования

ГОСТ Р 55224-2012 Цементы для транспортного строительства. Технические условия

ГОСТ Р 56592-2015 Добавки минеральные для бетонов и строительных растворов. Общие технические условия

СП 28.13330.2012 Защита строительных конструкций от коррозии. Актуализированная редакция СНиП 2.03.11-85

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы Актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*

СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная версия СНиП 23-01-99*

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85

Примечание - При пользовании настоящим ОДМ целесообразно проверить действия ссылочных стандартов на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения. Если после утверждения настоящего ОДМ в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 воздействие окружающей среды: Не силовое воздействие на бетон в конструкции или сооружении, вызванное физическими, химическими, физико-химическими или иными проявлениями, приводящими к изменению структуры бетона или состояния арматуры.

3.2 водоотделение бетонной смеси: Характеризуется объёмом воды, выделенным бетонной смесью при спокойном отстаивании в закрытом сосуде в течение определённого промежутка времени, отнесённым к объёму бетонной смеси в сосуде и определяется в процентах.

3.2* дорожный цементобетон: Рационально подобранная смесь подготовленного зернистого минерального материала (щебня, гравия, песка), цемента, воды и специальных добавок (пластифицирующих, воздухововлекающих, гидрофобизирующих, изменяющих время твердения и др.), образующая после смешения, укладки и затвердевания жесткие основания и покрытия дорожных одежд с заданными физико-механическими эксплуатационными свойствами.

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

3.3 золь (коллоидный раствор): Высокодисперсная коллоидная система (коллоидный раствор) с жидкой или газообразной дисперсионной средой, в объёме которой распределена другая дисперсная фаза в виде капелек жидкости, пузырьков газа или мелких твёрдых частиц, размер которых лежит в пределе от 1 до 100 нм.

3.4 климатическая зона: Условная часть территории страны с едиными климатообразующими факторами.

3.5 раствороотделение бетонной смеси: Характеризует ее расслаиваемость при динамическом воздействии и определяется путем сопоставления содержания растворной составляющей в нижней и верхней частях бетонной смеси, уплотненной в мерном сосуде или форме для изготовления контрольных образцов бетона и выражается в процентах.

3.6 эксплуатационные условия: Комплекс химических, биологических и физических воздействий, которым подвергается дорожный бетон покрытий и оснований автомобильных дорог в процессе эксплуатации.

Такой цемент не всегда удовлетворяет требованиям, преъявляемым к цементам в некоторых областях строительства.

Например, в гидротехн строительстве предпочтительны цементы в пониж тепловыделением и повыш мрз в минерализованных водах

Цемент для дорожного бетона должен иметь высок прочн и мрз + трещиностойкость, пониж усадку и набухание.

При строительстве при отриц тем-рах предпочтительно использовать ПЦ быстро твердеющих в начальные сроки и облад повышенным тепловыделением. БТЦ также хороши при заводском производстве изделий, т.к. увеличивается оборачиваемость форм.

Поэтому разработаны особые виды ПЦ. В их наименованиях указываются особые св-ва (БТ, сульф стойкий, белый, гидрофобный), либо указываются области их применения (ПЦ для дорож бетона, для асбестоцем изделий, тампонажный и др.), либо указывается отличие от обычных по составу (кремнеземистый).

быстротвердеющий пц (БТЦ) получают совм тонк помолом спец клинкера и гипса. При помоле допускается вводить не более 10 ос АМД и не более 15% шлаков.

Обладает интенсивным набором прочности в течение первых 3 сут: набирает 60-70% марочной прочности. Далее интенсивность набора прочности снижается, и через 28 сут прочность такая же, как у обычных ПЦ – марки 400 и 500.

Достигается это тонким помолом алито-алюминатного клинкера (С3S+C3A – 60-65%) с малым содержанием свободной окиси кальция (до 0,5%). Сырье должно содержать пониженное количество МgO, SO3, R2О. КН сырьевой смеси повышенный 0,9-0,92. Помол до 3000-4000. Топливо беззольное (газ, мазут).

Интенсивность роста прочности еще возрастает при ТВО при 70-80оС. Через 6-8 ч 70-80% от марочной. Пропаривание выше 80 о С приводит к снижению прочности.

Имеет небольшой срок годности (под влиянием влаги и СО2 воздуха теряет активность)

Применяется при производстве сборных ЖБК, в монолитных немассивных (из-за повышенного тепловыделения) ЖБК, в особенности при зимнем бетонировании.

БТЦ (или ОБТЦ) марок 550 и 600 изготавливают помолом клинкера (С3S-65% и С3А не более 8%) с гипсом без минеральрных добавок. Измельчают до 4000-4500. Такой цемент в возрасте 1 сут имеет прочность 30-40% от марочной.

Разрабатываются экстра-цементы на основе клинкера с сульфоалюминатной добавкой, скорость твередния которых обеспечивает через 4-8 ч прочность 30-50% марочной. Такие цементы имеют НГ 35-40%, уд пов 4000-5000, НС 10-20 мин, КС – 20-40 мин. Прочность через 2 ч при сж 20-30 МПа, при изг 5-6 МПа.

Сульфатостойкий ПЦ –

По ГОСГ 22266 к группе сульфатостойких относят:

- сульфатостойкий портландцемент (Клинкер С3S не более 50, С3А не более 5, сумма С3А и С4АF не более 22);

- сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками (Клинкер С3А не более 5, сумма С3А и С4АF не более 22);

- сульфатостойкий шлакопортландцемент (Клинкер С3А не более 8);

- пуццолановый портландцемент (Клинкер С3А не более 8);

Сульфатостойкость достигается применением во всех этих цементах клинкера нормированного минералогического состава. В затвердевшем состоянии они содержат пониженное количество высокоосновных гидроалюминатов кальция. Этим устранена возможность образования трехсульфатной формы гидросульфоалюминана кальция, вызывающего коррозию цементного камня.

Сульфатостойкий ПЦ значительно более сульфатостоек, чем рядовые ПЦ, однако уступает в этом отношении пуццолановым и шалоковым ПЦ на клинкере нормированного состава. Однако эти цементы менее морозостойки. Поэтому сульфатостойкий ПЦ целесообразно применять, где есть одновременно сульфатные воды, замораживание и оттаивание, высыхание и увлажнение: гидротехнические сооружения и др.

Бывают марок 300, 400, 500.

применяется для изготовления б и жбк, обладающих коррозионной стойкостью при воздействии сред, агрессивных по содержанию в них сульфатов, а также для бетонов повышенной морозостойкости.

Пластифицированный ПЦ –

получают, вводя при помоле клинкера добавки гидрофилизирующих ПАВ (до 0,3% по массе цемента). Такой цемент позволяет получать бетонные и растворные смеси повышенной подвижности.

Пластифицирующий эффект используется для уменьшения в/ц и повышения плотности, мрзстойкости и водонепроницаемости бетона.




Введение пластификаторов отрицательно сказывается на скорости гидратации и твердения ПЦ, особенно в начальные сроки. Но к 28 суткам прочность достигает прочности бездобавочного.

Пластификаторы – СДБ и др.

По ГОСТ 10178 Подвижность цементно-песчаного раствора состава 1:3 из пластифицированных цементов всех видов должна быть такой, чтобы при водоцементном отношении, равном 0,4, расплыв стандартного конуса был не менее 135 мм.

Влияние добавки на водопотребность цемента устанавливают, готовя раствор с расплывом 106-115 мм и определяют В/Ц.

Пластиф ПЦ применяют для бетона повышенной мрз или подвергающегося увлажнению и высыханию в пресной воде. Также применяют при возведении монолитных и сборных конструкций. Режимы пропаривания устанавливают опытным путем.РежиРеооо

Гидрофобный ПЦ –

получают, вводя при помоле клинкера добавки гидрофобизирующих ПАВ (до 0,3%): мылонафт, асидол, ГКЖ-10, 11, 94.

Обладают пониженной гигроскопичностью и капиллярным подсосом. Такой цемент хранится даже в очень влажных условиях, и долгое время сохраняет свою активность.

По ГОСТ 10178 Гидрофобный цемент не должен впитывать в себя воду в течение 5 мин от момента нанесения капли воды на поверхность цемента (в обычный цемент вода впитывается за 1-2 с).

В бетонных смесях гидрофобные добавки оказывают пластифицирующее действие, выполняя роль смазки. Гидрофобные цементы целесообразно применять для гидротехнического, дорожного строительства (повыш водонепроницаемость, мрз). Также рационально применять при облицовке и оштукатуривании зданий.

Имеет повышенную мрз, повышенную стойкость против истирающих и ударных воздействий, малую усадку, повышенную прочность на растяжение и изгиб. Это достигается :

· Применением клинкера нормированного состава по содержанию С3А не более 8%

· Допускается добавка только доменного шлака не более 15%

· Начало схватывания не ранее 2 ч

Бывает марок 400 и 500. Рекомендуется введение в бетон на таких цементах пластиф, воздухововл, гидрофобиз добавок.

Читайте также: