«За что мы так любим боль и страдания?»: как барнаульцы радовались «крымскому дню»

Барнаульцы 18 марта, как и многие, не только выбирали главу государства, но и праздновали четвертую годовщину воссоединения с Крымом. Организатором торжества в краевом центре выступил Российско-Немецкий дом. На протяжении всей предшествующей выборам недели мероприятие активно продвигали на различных площадках, что вызвало достаточно неоднозначную оценку горожан — многие считали, что праздник непомерно дорог, а его цели несколько размыты.
      
Площадь академика Сахарова, на которой уже традиционно проходят все народные гулянья, казалось, снова готовилась к новогодним праздникам – еще за два дня до концерта ее украсили резными снежинками, а движение транспорта на этом участке Социалистического проспекта перекрыли. Полицейские кордоны тоже были выставлены заранее. За час до представления гостей уже пропускал за ограждение улыбчивый полицейский, вопрошавший, не несет ли кто что-нибудь запрещенное. Опросом страж порядка, как правило, и ограничивался.
      
Артисты еще только распеваются и настраивают аппаратуру. Вот, Рэпер Рич зачитывает что-то про «сукина сына, который приходит сюда, как в храм». Дети с удивленными глазами пополняют словарный запас, а площадь понемногу наполняется прибывающим народом – часть стоит у сцены, однако куда большего внимания заслужила полевая кухня, где бесплатно раздают кашу и чай, да мангал шашлычника, благоухающий на всю площадь.

Еще одной точкой притяжения стал Дворец зрелищ и спорта. «Пойдем кататься — здесь только время теряем, потом уже значок действовать не будет», — тянет какой-то парень девушку в сторону арены. Вообще акция «Я выбрал президента» создала настоящий ажиотаж: молодые люди на площади интересовались у знакомых, не потратили ли те свой пропуск на спортивные объекты города и не могут ли его отдать. Как рассказали участники акции ИА «Банкфакс», в фойе барнаульского Дворца спорта была настоящая давка, ледовая площадка оказалась заполнена не меньше. Коньков не хватило и половине желающих. Зато те, кто успел прийти раньше, катались сколько угодно – по времени юных избирателей никто не огранчивал.

Тем временем со сцены доносится гимн. Исполнитель немного путается, девушки, курсирующие по площади, раздают желающим триколоры. Полевая кухня по-прежнему гвоздь программы. Горожан у сцены ставится все больше. Многие даже не знают, куда пришли: «Так вот это все – про Крым?! Я думал это в честь выборов. Просто делать было нечего, решили прийти, скучно же», — удивляется парень из компании студентов. Словно в подтверждение его догадок о целях мероприятия на площади появились человек пятнадцать молодых эсеров с партийными флагами и заняли места напротив сцены. Чуть позже к ним присоединились знаменосцы Национально-освободительного движения и ОНФ.
      
Другая компания молодых людей все же смутно припомнила, что концерт как-то связан с вернувшимся полуостровом: «В соцсетях видели информацию, проходили мимо и решили зайти, посмотреть. Когда Крым воссоединился с Россией? Я не помню, если честно», — рассказывает молодой человек. Тема ему не особо интересна. Зато стоящий буквально в метре от нас младший лейтенант опросом и блокнотом живо заинтересовался: «Ваши документы, будьте добры. Чем Вы здесь занимаетесь? К чему вы только что призывали граждан? Ах, опрос. Покажите Ваше удостоверение и блокнот с записями», — о том, что разговаривать с людьми и делать записи может любой гражданин, полицейский, похоже, не знал.
      
Пока страж порядка убеждался, что вражеской пропагандой здесь и не пахнет, концерт уже начался. Ведущая вопрошала со сцены у публики: «Ну за что же мы так любим боль и страдания?» — говорила она под возникающие то и дело на большом экране вопросы «О чем русская песня?». Она то была о любви, то об анархии, то о войне, но окончательного ответа зритель так и не получил. Объединяла все это тема речи, родной для всех, как заявляла ведущая. На фоне этих слов как-то странно смотрелись компании иностранных студентов и коренных народов Сибири, болтающих о чем-то на своих языках.
      
На сцене сменяют друг друга праздничный хор Даниловского монастыря и Александр Ф.Скляр. Артисты поздравляют барнаульцев «с этим праздником», не уточняя, с каким именно. Слова о Крыме звучат лишь во второй части концерта. Дети, которым до высокопарных речей нет никакого дела, весело раскатывают ботинки на остатках катка перед Драматическим театром, из которого выходит толпа людей — там только что закончилась сентиментальная комедия «Ретро». Полицейские кордоны уже мало кого останавливают: в обход них появились тропинки в снегу, одну из которых как раз штурмует мужчина с коляской.
      
«И для кого они поют? Так шумно. В целом коллективы неплохие, только вот этого бы не было, что сейчас на сцене. Музыка громкая, свет постоянно мерцает — приятного мало. Что мы празднуем? Я думаю, и выборы, и воссоединение с Крымом. Победу, в общем», — делится своими впечатлениями пожилая женщина под речитатив Рича «еще больше наркоты, лишь бы не было войны…».

Чем ближе был салют, тем больше народа собиралось на площади, к сцене уже не пробиться. Хотя, может, причина была в том, что полевая кухня перестала работать. Ознаменовавший окончание концерта фейерверк организаторы совместили с хоровым исполнением гимна, на всякий случай транслируя его текст на большом экране. С последним залпом толпа направилась к выходам. Несколько пивных дождались звезного часа — горожанам было что обсудить. Как минимум о чем все-таки русская песня и что они сегодня, в конечном итоге, праздновали.