Нодар Шония рассказал о тонкостях освоения территории Речного вокзала в Барнауле

Компания «СЕЛФ» перешла на новый этап реализации проекта застройки участка на площади Баварина, 8 в Барнауле — там, где сейчас расположено здание Речного вокзала. Инициатор проекта Нодар Шония рассказал «Толку» о планировке этой территории, возможном расположении зданий, планах по устройству общественной набережной и нового центра притяжения горожан. Бизнесмен также указал, что знаменитое мозаичное панно, которое сейчас расположено внутри вокзала, сохранят и передадут в музей.

Изначально территория и здание Речного вокзала принадлежали Западно-Сибирскому речному пароходству, которое в 2013 году продало их ГК «Сибирия». Затем собственником  стала кемеровская группа компаний «Талтэк», а Нодар Шония приобрел объекты в декабре 2020 года. Бизнесмен уже заявил о планах развития: ожидается, что на участке площадью 1,8 га построят многофункциональное здание.

В то же время по ряду объективных причин до сих пор открыт вопрос о том, что может появиться на этом месте. С начала мая специалисты берут пробы грунта с глубины от 50 до 80 м. Полученные образцы направляются в лабораторию специализированной организации «МосДогГеоТрест», где эксперты изучают их и позже дадут заключение о несущей способности. Окончательный документ опишет, какое именно здание допустимо возводить на берегу Оби и какие фундаменты для этого нужны. Тогда проектировщики и архитекторы смогут подготовить эскиз, а затем проектную документацию.

Таким образом, проекта застройки Речного вокзала еще нет, однако схема генерального плана участка уже готова. Она предварительно описывает вариант размещения зданий и других сооружений на территории. С одной стороны может появиться «офисник» с фитнес-центром и бассейном, с другой – паркинг с помещениями для бизнеса. Посередине площадки возможно возведение двух жилых корпусов. Их прогулочную площадку поднимут на кровлю стилобатной* части, она будет иметь коммерческое наполнение. Это архитектурное решение объединит все части комплекса и обеспечит беспрепятственный проход всем горожанам на набережную.

Как указал Нодар Шония, главная задача — сделать место «живым». «Сейчас мы проводим серьезные маркетинговые исследования, чтобы понять, что может быть на этой площадке. Надо думать, что именно нужно горожанам, а для этого слушать и слышать их. Мы заинтересованы в том, чтобы люди приходили сюда. Если их нет — беда», — приводит издание слова бизнесмена.

Вопрос с обустройством новой, общедоступной для барнаульцев набережной пока упирается в бюрократические сложности, но они решаемы, уверен Шония. Как уже упоминалось, компании «СЕЛФ» принадлежит участок площадью 1,8 га — территория Речного вокзала и обширная площадка в сторону офисного центра «Парус». Именно там запланировано строительство многофункционального здания. Участок вдоль Оби — собственность Алтайкрайимущества. Им компания распоряжается на правах долгосрочной аренды — договор был подписан еще с предыдущими собственниками, а застройщику он перешел на правах покупателя основного участка. По Генплану развития Барнаула территория отнесена к функциональной зоне транспортной инфраструктуры. Тут может быть дорога, паркинг, собственно причал и другие подобные объекты.

Несмотря на это, «СЕЛФ» ставит перед собой еще одно условие: городу на этом месте нужна набережная, которая в идеале соединится с уже построенным участком у Нагорного парка и создаст полноценный променад вдоль Оби. Участок под ним также будет функционален: под ним разместят паркинг, информирует издание.

Пока этот вопрос в проработке, потому что набережная перед Речным вокзалом будет примыкать к участку рядом с мостом. Эта неразграниченная территория и сейчас она участвует в конкурсе на благоустройство в 2022 году, который объявлен по федеральной программе «Комфортная городская среда».

Само здание Речного вокзала сейчас почти не используется, оно не является памятником архитектуры или объектом культурного наследия и каких-либо обременений у собственника нет. Еще предыдущие владельцы перенесли из него кассу на один из дебаркадеров, где можно купить билеты. Генеральный директор Барнаульского речного порта Александр Крук говорит, что этого достаточно для функционирования пассажирского судоходства по Оби.

Предприниматель подчеркнул, что здание, по оценкам экспертов, находится в предаварийном состоянии и не востребовано у горожан. «Все помещения пустуют, потому что они не соответствуют современным требованиям. Неужели я, как бизнесмен, не сдавал бы их в аренду, если бы был спрос?» — указал Нодар Шония.

Снос можно провести в два этапа. Сначала убрать  часть, где были зал ожидания, кабинеты, кассы — эти работы можно начать уже летом. Затем можно заняться половиной, занятой рестораном. «Чтобы завершить изучение грунта, нам в любом случае придется демонтировать здание Речного вокзала. Для этого разрабатывается специальный проект. Мы должны соблюсти технику безопасности работ», — уточнил Шония.

Бизнесмен особо подчеркнул, что, несмотря на планы сноса, существующая с 1980-х годов в зале ожидания флорентийская мозаика «Труд и природа Алтая» сохранится. Ее изготовили мастера Колыванского камнерезного завода, и панно представляет культурную ценность. «Будущее панно мы обсудили с Министерством культуры Алтайского края. Решено, что его демонтируют и передадут городу. Скорее всего, мозаику можно будет увидеть в краевом художественном музее. Специалисты фрагменты мозаики пронумеруют и перевезут на новое место. То есть да, флорентийская мозаика сохранится и останется достоянием горожан», — отметил Нодар Шония.

Речное пароходство также сохранится. Решено, что для пассажиров построят павильон с кассой и залом ожидания. Размещение этого компактного объекта уже обсуждается с Барнаульским речным портом. Кроме того, как уверены предприниматели, когда в набережную вдохнут новую жизнь и обустроят ее инфраструктуру, развитие получит частое малое судоходство.

Согласно предварительному генеральному плану участка, предусмотрено пять входов на территорию набережной: два от троллейбусного кольца, один со стороны офисного центра «Парус» и три со стороны площади Баварина. При детальной проработке проекта решения могут меняться, однако доступ на набережную в любом случае сохранится.

Нодар Шония рассказал изданию, что с уважением относится к выбранной площадке. Это место на въезде в город одно из самых интересных и сложных. «Я абсолютно разные объекты строю: социальные, линейные, жилые точечные и целые кварталы. Я всегда стремлюсь предложить архитектурно интересные решения и мне самому интересно наблюдать, за особенными проектами коллег в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге. Мы можем построить здание на Речном так же достойно, если по рукам не будут бить. Только при этом условии мы реализуем интересный и многофункциональный проект», — приводит издание слова бизнесмена.

Строитель прокомментировал и идеи по использованию площадки, которые звучат от наблюдающих за проектом. «Я, находясь на рынке недвижимости, не могу позволить себе сказать, каким будет здание. Это требует серьезной работы целой команды, которые проведут исследование. Важно не ошибиться», — отметил Шония.

Справка:

*Стиллобат — основание, которое часто поднято на колоннах. Оно объединяет несколько зданий комплекса,  а пространство в нем используется для какой-либо функции: парковка, коммерческие помещения, обеспечивает пешеходную часть или проезд автомобилей.