Министр образования края М. Костенко о комфорте и безопасности в школах: «Учителей этому нужно обучать»

Ноябрь 26, 2018

Оставить комментарий

Министр образования края М. Костенко о комфорте и безопасности в школах: «Учителей этому нужно обучать»

«Алтайская правда» продолжает знакомить читателей с членами нового правительства региона. В гостях у «АП» побывал и министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко.

– Максим Александрович, какие задачи стоят перед вами на сегодня?

– Задачи развития системы образования края сформулированы в программе «Энергия развития» губернатора Алтайского края Виктора Томенко. Речь идет о решении проблем в сфере оплаты труда учителей, усилении мер социальной поддержки молодых специалистов, обновлении инфраструктуры образовательных организаций.

Например, на строительство яслей и детских садов в 14 муниципалитетах региону уже выделены федеральные средства. Кроме того, пять дошкольных учреждений откроются в Барнауле в следующем году и еще пять – в разных муниципалитетах края. Согласно программе главы Правительства Алтайского края особое внимание будет уделено созданию безопасной среды в школах: противопожарной, антитеррористической и психологической.

Продолжится работа по модернизации инфраструктуры сферы питания. Более 70 млн руб. выделено на эти цели. Заметно обновится парк школьных автобусов. Первые на очереди – муниципалитеты, где осуществляется подвоз детей к школам. То есть представлен целый спектр задач, направленный на улучшение качества организации образовательного процесса.

– Если говорить о молодых специалистах, в частности, о педагогах, многие из них получают дипломы и уезжают из региона.  Как удержать кадры?

– Нужно увеличивать суммы подъемных средств, систематизировать меры компенсации расходов за съем жилья. Молодым специалистам необходимо оказывать психолого-педагогическую поддержку. На протяжении ряда лет с начинающими учителями нашего региона занимаются наставники. Курируют педагогов коллеги 35 – 40 лет. Ведь именно в этом возрасте люди начинают проявлять интерес к поколению, которое приходит им на смену. В этом году мы провели краевой конкурс «Наставник+педагог».

Было представлено 15 пар, которые рассказали, как взаимодействуют, и продемонстрировали первые результаты работы. Также мы развиваем горизонтальную систему взаимодействия начинающих учителей. В крае создана Ассоциация молодых педагогов. Специалисты встречаются на различных профессиональных конференциях, знакомятся, обмениваются опытом, становятся друзьями. Для них созданы группы в социальных сетях, есть свой портал.

Встречаются перспективные кадры на региональном этапе Всероссийского конкурса «Педагогический дебют», а также на площадке ежегодного молодежного управленческого форума «АТР» в Белокурихе.

– Более 60% от общего количества школ на Алтае – малокомплектные. Будут ли их оптимизировать?

– В крае 667 малокомплектных школ, что составляет 64% от общего количества общеобразовательных учреждений региона. В них обучается 16% учащихся. Ежегодно на реализацию образовательных программ выделяются дополнительные средства. В 2019 году сокращение малокомплектных школ не планируется. Обращаю внимание, что формирование планов оптимизации, а также реализация процесса относятся к полномочиям органов местного самоуправления.

В нашем министерстве этот вопрос находится на особом контроле. В каждом конкретном случае внимательно рассматривается правомерность проведения процеду- ры принятия муниципалитетом решения о закрытии школы.

– На Алтае активно ведется работа с одаренными детьми. Однако многие сельские центры дополнительного образования нуждаются в финансовой помощи края. Будет ли им оказана поддержка?

– Формирование человеческого капитала – один из главных принципов развития экономики региона. В нынешнем учебном году стартуют два масштабных проекта: школьный центр инноваций «Мастерская будущего» и мобильный детский технопарк, призванные сформировать в крае инновационную образовательную сеть. Важно, чтобы дети осваивали новые компетенции, ближе знакомились с такими предметами, как технология, информатика, инженерия. Таким образом мы обеспечим доступность современных моделей допобразования и обновим содержание предметных областей, в том числе в сельских школах.

– Активно обсуждается тема, связанная с безопасностью в учебных учреждениях. Будут ли предприняты дополнительные меры для защиты детей?

– В 2018 году на разные виды безопасности в образовательных учреждениях региона было потрачено 300 млн руб. На такую же сумму рассчитываем в 2019 году. Задач много, особенно в муниципалитетах. Если говорить об инфраструктурной безопасности, то по-хорошему в каждой сельской школе должны работать сотрудники охранных предприятий. Важно наладить пропускную систему, установить металлодетекторы.

Сегодня актуальна тема, связанная с психологической безопасностью детей. Недавний случай в барнаульском лицее № 101, где школьник на протяжении нескольких месяцев испытывал насилие со стороны сверстников,  сподвиг нас на создание специальной группы, которая будет мониторить обстановку в школах региона.

К сожалению, работа, направленная на создание психологического комфорта для детей, не всегда присутствует в образовательных программах. Учителей этому нужно обучать. Наша задача – создать максимальные условия к раннему выявлению ситуаций, подготовить четкие инструкции, которыми будут руководствоваться педагоги, родители и сами дети. А еще важно понимать, чем агрессивнее внешняя среда, тем более агрессивной она становится в школе. Ведь система образования – это социальный институт, который полностью отражает обстановку в обществе.

Досье Максим Костенко родился в 1975 году в Рубцовске.

В 1997-м окончил социологический факультет АлтГУ, в 2002-м защитил диссертацию. Стаж научной и педагогической деятельности – 22 года. На протяжении 11 лет является государственным советником Алтайского края 1 класса. Лауреат именной премии Министра труда и социального развития РФ. В 2015 году стал ректором Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования.

В октябре 2018 года назначен министром образования и науки Алтайского края.