«Готовьтесь, ребята!»: алтайские аграрии ожидают резкого скачка цен на топливо

Покупка дизельного топлива может стать настоящей головной болью для алтайских сельхозпроизводителей в этом году. Из-за проблем с ценами на зерно и нехватки свободных средств, многие из них не смогли обеспечить необходимый запас ГСМ заранее. Сейчас, когда на счета аграриев начали поступать средства господдержки, и наступило время топливного «шопинга», цена пошли вверх. Если еще неделю назад на заседании правительства называлась оптовая цена летнего дизеля в 43 тыс рублей за тонну, то теперь аграриев стращают совсем другими ценниками.

Канистра, бензин. Фото: СС0.

Денег не хватало 

В хозяйстве известного на Алтае фермера Виктора Траутвейна большая часть топлива, около 70% от необходимого объема для посевной, закуплена еще в декабре. Свою рачительность он объясняет просто: возможности для хранения были, как и свободные деньги.

Именно в последний месяц года цена на летнее дизельное топливо, как правило, самая низкая за весь год. Дисконт может составлять 2-3 тысячи от той цены, которая формируется осенью, в разгар уборочной. В декабре «Майское» закупило дизельное топливо по 36 тысяч рублей за тонну. 

Фермер рассказывает: в последнее время с топливом вообще беда. И дело тут не в самих поставках. В этом плане проблем нет: плати деньги — привезут сколько надо прямо в поле. Загвоздка в цене.

Виктор Траутвейн,
руководитель сельхозпредприятия «Майское» (Косихинский район): 

— Раньше цена на ГСМ поднималась один-два раза в год. Теперь это происходит после Нового года, перед посевной, в уборочную. А еще в середине года увеличат какой-нибудь акциз, значит снова жди подорожания. 

Об этой же проблеме говорит и Александр Балаков, председатель «Союза крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края. По его словам, за последнее время дизтопливо стало настоящим «рекордсменом» по росту цен среди всех расходников в сельском хозяйстве.

При этом экономика складывается явно не в пользу крестьянина. Тонна основной культуры пшеницы за год подешевела на 24%, а тонна дизтоплива подорожала на 17%. Вот такая арифметика.

Зерно.

Александр Балаков объясняет: даже в его достаточно крепком хозяйстве топлива сейчас гораздо меньше, чем в предыдущие годы. Сформировать запас не получилось из-за нехватки средств.

Сейчас предприниматель ждет получения льготных кредитов, вопрос с которыми должен решиться в конце февраля. По какой цене в этом время придется покупать ГСМ пока не известно. В фермерском сообществе на полном серьезе говорят, что дизель может подскочить в цене до 48 тысяч за тонну. В общем, готовьтесь, ребята! 

Переходите на газ    

7 февраля на заседании правительства, посвященного проведению посевной в этом году, министр сельского хозяйства края Александр Чеботаев привел цифры. Чтобы провести весенне-полевые работы, аграриям необходимо около 100 тыс тонн ГСМ, 93 тыс из которых — дизтопливо. Пока в наличие у хозяйств есть около 30% от этого объема. Показатель для февраля совсем не большой. 

Но министр не унывает. По его словам, с момента, когда аграриям начали поступать погектарные субсидии, ситуация на топливном рынке оживилась, покупки пошли. 

Чтобы оградить сельхозпроизводителей от ценовых «кульбитов» топливного рынка предлагается «заморозить» цены на ГСМ в период посевной и уборочной. Только примут ли эту меру — большой вопрос. 

Посевная в Алтайском крае

Руководитель министерства сельского хозяйства России Александр Ткачев еще в январе, выступая на совещании Совета Федерации, выразил обеспокоенность по поводу роста цен на ГСМ в России. 

В Минэнерго оперативно отреагировали на это сообщение и выдали: «цены на нефтепродукты не подлежат госрегулированию, так как они не относятся к продукции естественных монополий». Вместо «заморозки» ведомство предложило сельхозпроизводителям переходить на использование газомоторного топлива для сокращения издержек. 

Экспорт выгоднее

По мнению Юрия Матвейко, вице-президента «Российского топливного союза», при желании механизм «заморозки» цен на ГСМ для сельхозпроизводителей можно запустить в течение недели: режим ручного управления в нефтяной отрасли работает как нигде хорошо. Для этого сначала надо выбрать компанию, которая будет отвечать за поставки нефтепродуктов аграриям. А дальше — дело техники.

Эксперт рассказывает: пока тенденции к понижению оптовой цены на дизельное топливо нет. Наоборот — за последние две недели отпускные цены на «Омском нефтеперерабатывающем заводе» подросли на 1,5-2 тыс рублей за тонну. Юрий Матвейко связывает это с сезонным фактором и высокой мировой ценой на нефть и нефтепродукты — сейчас добывающим компаниям выгоднее ее экспортировать. Это обстоятельство толкает цены на внутреннем рынке вверх. 

Бензин.

Сейчас основными поставщиками дизельного топлива для Алтайского края являются Омский и Ачинский НПЗ. Последний выпускает пока только зимнее и межсезонное топливо, которое значительно дороже летнего.

Юрий Матвейко,
вице-президент «Российского топливного союза»:

— Есть вероятность, что с увеличением производства летнего топлива цены на рынке стабилизируются и мы не получим дефицита нефтепродуктов. Но все это будет зависеть от торговых политик нефтяных компаний. 

  • Иван Кузьмин
  • Анна Недобиткова